Действия флотилии паромов Зибеля на Ладожском озере летом 1942 года.

Флотилия паромов Люфтваффе начала прибывать на Ладожское озеро из Бельгии с начала июля 1942 года в ходе проведения операции "Клабаутерман". Личный состав флотилии относился к 144 зенитно-артиллерийскому дивизиону [144.Flakabteilung], тот в свою очередь к 1-му Воздушному флоту [Luftflotte 1]. В документах флотилия паромов именуется EFO - Einsatzstab Fähre Ost (Оперативный штаб "Паром-Ост").
Паромы поступали в порт Лахденпохья по железной дороге разобранными на секции. Сборка секций в понтоны происходила как на воде, так и на берегу. К этим работам были привлечены силы судоремонтного батальона [Werft-Bataillon 128], строительного батальона Люфтваффе [LW-Baubataillon 22/II] и советские военнопленные. О темпах сборки можно судить по таким записям. 3-4 июля в порт Лахденпохья прибыли и были разгружены части паромов №151-154. 4 июля у №151 (лёгкий зенитно-артиллерийский паром) понтоны собраны на воде вместе с моторными отсеками, 5 июля устанавливаются поперечные связи понтонов, 6 июля - палубный настил, 7-8 июля - управление и надстройки, 9 июля паром вышел на ходовые испытания. Одновременно велись сборочные работы по мере поступления других паромов. К 1 августа все паромы были на воде, вооружены и оснащены (на нескольких паромах ещё не установили системы размагничивания). С 5 августа паромы числятся полностью готовыми к боевым действиям и занимаются обучением. В это же время до 22 августа происходит сборка и оснащение девяти катеров, представлявших собой суда длиной около 20 метров с малой осадкой. Конструктивно они являлись десантными средствами, но конкретно из этих девяти - один был командирским катером, один санитарным, два тральщиками и два были переоборудованы под плавучие мастерские. Во время боевых действий в октябре у острова Сухо три таких катера осуществляли высадку десанта на остров, а один (плавучая мастерская) достался ЛВФ в качестве трофея.

24 августа флотилия покинула Лахденпохья, переместившись ближе к району запланированных боевых действий. Часть паромов направилась в Кякисалми, штаб EFO и 10 паромов в 11.00 отметились в Сортанлахти. В Сортанлахти к этому времени уже базировался отряд Кийянена (Отряд "К"), в который входила группа из четырёх немецких минных заградителей KM и четырёх итальянских торпедных катеров MAS.

Согласно планам немецкого командования, флотилию паромов предполагалось использовать для нападения на базы Ладожской военной флотилии (Морье, Осиновец и Новую Ладогу) и уничтожения находящихся там кораблей ЛВФ.

Причины, почему от этих планов пришлось отказаться, немцы объясняли следующим образом.

Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Л., «Наука», 1975.

Во второй половине августа 1942 г. командование гитлеровского 1-го воздушного флота приказало «флотилии паромов» провести операцию по уничтожению советских судов в бухте Морье. Однако руководство оперативного штаба «Фэрэ-Ост» и командование финской ладожской береговой бригады, оценив обстановку, на совместном совещании 21 августа пришли к выводу, что операция
«имеет мало шансов на успех». Участники совещания считали, что выход паромов из Сортанлахти даже ночью станет известен советскому командованию благодаря выдвинутой вперед разведке. А это приведет к тому, что паромы будут неизбежно вовлечены в ночной морской бой, перспективы которого для них будут неблагоприятны, так как команды паромов недостаточно обучены ночному бою. Считая, что в составе Ладожской военной флотилии имеются миноносцы, участники совещания выразили опасение, что паромы будут ими успешно обстреляны, не имея возможности эффективно вести ответный огонь. «При приближении флотилии паромов к бухте Морье для уничтожения находящихся там судов противника, — писали Ярвинен и Зибель, — она подвергается, кроме того, огню береговых и зенитных батарей, которые практически она подавить не сможет... Опасность, угрожаемая от мин, также должна быть принята во внимание. Является вполне возможным, что русские перед бухтой Морье... поставили минное заграждение». Ярвинен и Зибель заключали, что «вследствие такового общего положения предполагаемое введение в действие (паромов, — В. К.), с немецкой точки зрения, не принесет результатов в отношении достижения ожидаемого успеха».
Вместо операции против бухты Морье участники совещания предложили «после устранения еще имеющихся пробелов в обучении ... попытаться сначала задерживать и расстраивать ночные проникновения русских морских сил в северную и среднюю часть Ладожского озера путем занятия линии сторожевого охранения приблизительно на широте 60° 45', прежде всего при совместных действиях с итальянскими быстроходными торпедными катерами. При благоприятном ходе боя, которого можно ожидать при этом, можно надеяться на ослабление морских сил противника... Как скоро находящиеся налицо и превосходящие как в отношении артиллерии, так и в скорости морские силы противника ... будут уничтожены, дорога будет открыта для нападения на пароходное сообщение ... Ленинграда. Уничтожение упомянутых морских сил должно быть осуществлено воздушными силами при теснейшем сотрудничестве с оперативным штабом Паром-Ост.
Как пункт нападения на судоходные коммуникационные пути представляется удобным водный район приблизительно в 10 морских милях к северо-западу от Черного, который проходится караванами судов противника утром следующего дня после выхода вечером из устья Волхова на Морье — бухта Осиновец»
.


Отчет о совещании 21 августа 1942 г : ЦВМА, ф. 2, оп. 028571, д. 2, л. 127, 128, 129.

Первый выход (24-25.8.42)

На совещании 21 августа было решено отказаться от нападения на базы Ладожской флотилии и вместо этого попытаться извести её, создав линию охранения на уровне острова Коневец и перехватывая там корабли противника, которые по ночам беспрепятственно совершали набеги в северную Ладогу. В ночь с 24 на 25 августа состоялся первый "боевой" выход флотилии паромов, которому дали название "Операция Bohnenkaffee" ["Натуральный кофе"].

Штаб флотилии паромов :

Утреннее сообщение от 25.8.42
Операция «Bohnenkaffee» , проводимая в период с 22.15 (24.08.42) до 08.13 (25.08.42) при участии тяжелых паромов, 3 лёгких паромов и 3 десантных катеров под командованием подполковника Шалке и майора Шефера (артиллерия). Также в операции принимали участие 2 катера КМ Кригсмарине. Воздушное прикрытие в светлое время обеспечивалось четырьмя Ме-109 от соединения истребителей из Петяярви. Наблюдался огонь артиллерии вдалеке на севере и северо-востоке. Контакта с противником не было. Финских и итальянских морских сил в распоряжении не было. Истребителями сбито 2 И-180, зенитной артиллерией 1 И-180.

Отряд Кийянена :

24.8.42
17.30 : Получена информация о выходе кораблей Fähre Ost. Обер-лейтенант Рейманн сообщил , что КМ 4 и КМ 22 выходят в 01.30 и возвращаются назад около 05.00.
25.8.42
04.58 : KM 4 и KM 22 возвратились назад в Сортанлахти после того как осуществляли охранение паромов. Наблюдали в районе Кякисалми и в северном направлении огонь артиллерии.
08.02 : Паромы прибыли в Сортанлахти.

Отряд катеров КМ :

25.8.42
01.30 : KM 4 и KM 22 в готовности к выходу. Задача - создание линии дозора с 6 паромами Зибеля от 31° 30' E до 30° 59,8' E на широте 60° 45' N. Линия дозора должна была препятствовать прорыву малых и средних советских кораблей в северную Ладогу или перехватывать действующие на севере советские силы на их обратном пути.

Корвет-капитан фон Рамм (командир 31-й флотилии тральщиков, которой принадлежали катера KM) :

Представленная в качестве отныне готового к боевым действиям соединения Люфтфлотте, она [флотилия паромов] вслед за своим переводом в Сортанлахти провела одну операцию, имевшую целью перехват примерно в середине Ладожского озера разведывательных катеров русских, осуществляющих набеги в его северную часть. Командование осуществлялось подполковником I A Шалке. Несмотря на то, что никакого противодействия противника не было, корабли в темноте практически все потеряли друг друга из виду, часть их врезались друг в друга, о поддержании строя не могло быть и речи, поэтому они срочно вернулись в Сортанлахти.

В эту же ночь на 25 августа три катера МО (206, 213 и 215), не зная о замыслах немцев, пересекли маршрут движения паромов и пристали к острову Верккосаари, где на другой день захватили финский разъездной катер E-32 вместе с экипажем и отбуксировали его в Новую Ладогу.

Как значится выше, в операции «Bohnenkaffee» принимала участие только 1-я боевая группа паромов из Сортанлахти. Вторая должна была заниматься этим же в следующую ночь. Из письма командующего береговой бригадой командиру отряда катеров MAS 25.8.42 :

Одна из полуфлотилий паромов выходит в 21.00 [25.8.42] из Кякисалми и формирует оцепление на уровне 60° 55' северной широты, западнее меридиана 31° 30', откуда приступает к возвращению после 04.00 26.8.42.

Однако документальных следов этого выхода не обнаружено.


Второй выход (30-31.8.42)

Второй боевой выход состоялся в ночь с 30 на 31 августа и по нему практически никакой информации не имеется.

В приказе командующего береговой бригадой отряду катеров MAS :

30.8.42
1-я и 2-я полуфлотилии EFO с 30 на 31.8.42 совершают набег согласно прилагаемому на схеме маршруту. По расчётам, паромы будут в южной точке поворота 31.8.42 в 04.00. Выход паромов в озеро 30.8.42 в промежутке 20.00-22.00.

Судя по намерениям двигаться на юг 6-8 часов, на этот раз целью была уже трасса перевозок.

Штаб флотилии паромов :

30.8.42
Набег флотилии паромов на южный судоходный путь без контакта с противником .

В комментариях к KTB корвет-капитана фон Рамма имеется такая запись :

Вторая аналогичная попытка была из-за погодных условий (волнение 3 балла) отменена, хотя подполковник Зибель уверял, что его паромы даже при 5 баллах будут ещё полностью боеспособными.

Однако неясно, относится ли это к данному выходу или к выходу 2-й боевой группы из Кякисалми в ночь на 26 августа. По данным метеообстановки в этом районе, это должно быть скорее 30 августа.

В эту ночь паромы опять разминулись с тремя катерами МО (201, 215, 213), которые снова ходили в засаду к острову Верккосаари.
Также 30 августа в результате дневных налётов советской авиации на Сортанлахти немцы потеряли 6 человек убитыми, 4 тяжелоранеными и 10 ранеными.

После того как советская авиация начала круглые сутки утюжить базу Сортанлахти, расположившаяся там полуфлотилия паромов (боевая группа №1) была вынуждена в начале сентября переместиться в местечко Тайвалахти (сейчас Ровное) к северо-западу от Кякисалми. Недельное пребывание в Сортанлахти обошлось флотилии в 7 убитых и 18 раненых. Боевая группа №2 оставалась в устье реки Вуоксы в Кякисалми, где её 4 сентября посещал маршал Маннергейм. 6 сентября в записях у EFO имеется запись : "Произведена передислокация флотилии в Куркийоки".

О дальнейших планах немцев на сентябрь 1942 г :

Ковальчук В. М. Ленинград и Большая Земля. Л., «Наука», 1975.

3 сентября 1942 г. состоялись переговоры между начальником штаба военно-воздушных сил Германии генерал-полковником Ешоннеком и руководителем оперативного штаба Фэрэ-Ост подполковником Зибелем относительно операций на Ладожском озере в сентябре 1942 г. Планы противника, выработанные на этих переговорах, изложены в проекте актовой записи, подписанной Ешоннеком:
«1. Приблизительно до середины месяца обучение соединения посредством возможно частых упражнений днем и ночью будет доведено до того, что оно сможет в рамках полуфлотилий (3 звена) предпринять нападения против так называемого «внешнего навигационного пути» русских на Ладожском озере... 2. Управление воздушного флота гарантирует, что приблизительно к середине месяца русские торпедные катера и вспомогательные канонерки все до единой [будут] уничтожены и во второй половине сентября не смогут проявлять боевой активности. 3. Приблизительно с 16 сентября 1942 г. начнутся нападения силами до полуфлотилии против навигационного пути русских, насколько это позволит состояние погоды... Целью нападения является тревожить навигационный путь русских и связывать русские воздушно-морские силы».


ЦВМА, ф. 2, оп. 028571, д. 2, л. 154.


Третий выход (26-27.9.42)

Из телеграммы штаба флотилии паромов :

1) В ночь с 26 на 27.9 согласно приказу произведён набег на пути судоходства противника соединением флотилии.
2) Выход полуфлотилий с мест базирования 26.9 в 17.30 и 18.00
3) Соединение полуфлотилий во флотилию в 22.45 в квадрате 01261 l.o., оттуда продолжили движение в кильватер, несмотря на крайне плохую перемену погодных условий с 01.00 (нижняя граница облачности местами менее 100 м, видимость 500-600 м, при затяжном сильном дожде) до подхода к путям судоходства в квадрате 01164 l.u. Оттуда в 04.15 развернулись в обратный путь по причине дальнейшего ухудшении видимости и отсутствия текущих или ожидаемых данных разведки.
4) Обратный путь через квадраты 0146-0141-Сортанлахти (10.00) к местам базирования полуфлотилий. Прибытие предположительно в 14.30.
5) На обратном пути в квадрате 01414 l.o. подожжен и сбит из лёгких зенитных орудий дрейфующий на высоте 300 м привязной аэростат неопределённой принадлежности.
6) О предполагаемом приведении в боевую готовность будет доложено после прихода флотилии.

Хотя в записях у EFO за 26 сентября никаких боевых задач не обнаруживается, при этом 27 сентября - "Флотилия прибыла на места своего базирования в 14.30". Ни у финнов, ни у отряда KM об этом выходе каких-либо конкретных данных нет. При том что в ночь 26/27 сентября пять катеров отряда "К" (три немецких минных заградителя и два итальянских катера охранения) выходили в южную Ладогу, где им удалось в первый и единственный раз поставить несколько мин. Они также ничего не сообщают ни про планы EFO на эту ночь, ни про вероятные ночные встречи с ними.
Косвенно в пользу того, что паромы всё-таки куда-то в эту ночь ходили, говорят такие записи в журнале отряда "К" :

26.9.42
20.30 MAS 528 вышел, чтобы доставить подполковника Зибеля к паромам
22.45 MAS 528 вернулся назад. (прим.-с номером наверное ошибка, должно быть 529)
27.9.42
02.50 с Саунаниеми сообщают, что с озера слышен двигающийся шум
03.40 с Саунаниеми слышали взрыв в направлении 17-00
05.45 отдан приказ MAS 529 отправляться к Саунаниеми на спасательные работы. Капитан Бианкини сообщил, что катер выйдет в 7.15. Об этом доложено EFO.
07.15 выход MAS 529 отменён из-за густого тумана.
09.15 сообщается подполковнику Шалке, что два катера MAS всё ещё в озере где-то между Коневцом и Кякисалми.
10.50 В Сортанлахти прибыли MAS 527 и MAS 528. Заблудились и имели приключения к северу от Кякисалми.

Что происходило с флотилией паромов ночью у Саунаниеми, кого должен был спасать там MAS 529 и каких "приключений" поимели MAS 527 и MAS 528, финнами не сообщается .


Четвёртый выход (28-29.9.42)

Перед операцией немцы поставили в известность финнов :

28.9.42
16.30 Приезжал подполковник Шалке, который информировал о том, что EFO проводит боевую операцию 28-29.9. В набеге принимают участие 10 паромов и 7 десантных катеров. Выход из мест базирования производится таким образом, чтобы в 21.20 быть примерно в 7 милях северо-восточнее Коневца. Оттуда крейсерским ходом в район «Е» , расчётное время прибытия туда в 03.00. Возвращение в 04.00 восточнее Тайпаленлуото к Юлляпяя, откуда вдоль берега на север. Скорость хода 7 узлов.

Штаб флотилии паромов :

Вечернее сообщение 28.9.42
Флотилия паромов : Выход первой и второй полуфлотилий на боевые действия с противником.
Полуфлотилия I в 17.00
Полуфлотилия II в 16.00

Утреннее сообщение 29.9.42
Флотилия паромов : Операция в 00.15 прервана по причине сомнительных навигационных данных из-за погодных условий. Возвращение ожидается в 08.00. Приведение в боевую готовность после полудня 29.9.42


Пятый выход (30.9-1.10.42)

Штаб флотилии паромов :

30.9.42
Выход первой и второй полуфлотилий на задание :
I полуфлотилия в 17.00
II полуфлотилия в 16.00

Итоги выхода в рапорте адьютанта Шульца :

1 октября в 02.10 флотилия паромов обнаружила в 1167М корабли противника. Наше положение в тот момент было 11564М. В 02.25 открыли огонь с дистанции 4500 м по кораблю, опознанному как вспомогательная канонерская лодка, который находился впереди на 10° по правому борту курсом SW. Канонерская лодка спустя короткое время ответила, выстрелив около 40 шт снарядов крупного калибра.
В дальнейшем в бой со стороны противника вступили с направлений SO и SW по одному кораблю, имеющему орудия калибра около 76 мм, а затем и ещё около 10 сторожевых катеров с 45 мм зенитными пушками. Последние передвигались вокруг флотилии с SO и вели огонь с тёмного горизонта (луна на SO).
Позже открыла огонь батарея крупного калибра с западного направления. Была ли это ещё одна канонерская лодка, либо береговая батарея (Остерманн), установить не представлялось возможным.
Чтобы избежать угрозы охвата с флангов, примерно в 02.40 флотилия произвела боевой разворот на левый борт на обратный курс. После того как примерно в 02.50 канонерская лодка противника вышла из боя за стеной дымовой завесы, флотилия легла на курс 70°, совершив поворот на правый борт, чтобы выискивать на фарватере другие корабли. Попытки установить местонахождение противника путём выстреливания осветительных снарядов привели к выводу, что вся группировка противника на западе скрывается за стеной дымовой завесы.
В 03.30 флотилия легла на курс 250° и в 04.00 приступила к возвращению назад.
И того факта, что противник вышел из боя под защиту дымовой завесы, можно сделать вывод, что артиллерийский огонь флотилии был метким.
Потерь с нашей стороны не имелось.

Отряд Кийянена :

1.10.42
В ночь с 30.9 на 1.10 немецкие паромы совершили набег в южную Ладогу, где у них произошел огневой контакт с одной канонерской лодкой и 3-6 сторожевыми катерами. Корабли противника, которые, как было зафиксировано, имели попадания, поставив дымовые завесы, вышли из боя. У немцев потерь нет.


Шестой выход (4-5.10.42)

Штаб флотилии паромов :

a) Выход с мест базирования к северу от Кякисалми - 4.10.42 в 13.30
b) Прибытие в 11644 r.o. 5.10.42 в 01.00
c) Патрулирование на судоходных путях в промежутке 01.00-02.00
d) Возвращение в места базирования в 12.30
Контакта с противником не было.

Группа катеров KM :

Погода : ветер юго-западный 2-3, волна 2, облачно, усиление
В 20.25 вышли КМ 3 и KM 22.
В 22.30 катера КМ примкнули к флотилии паромов, взяли на себя охранение согласно приказу и осуществляли разведку впереди.
Поскольку UK-связь между катерами была невозможна вследствие непонятностей с аппаратурой, а с другой стороны, любых световых сигналов необходимо было избегать, катера оставались вместе и осуществляли движение в составе соединения.
В 01.00 достигнут главный судовой ход. Ничего было не видно. Паромы двигались полчаса на восток и затем приступили к возвращению назад.
Контакта с противником не было.


Седьмой выход (8-9.10.42)

Перед выходом немцы оповестили финнов о планах нападения на остров Сухо :

8.10.42
16.00 Телефонное сообщение от гауптмана Риттера о действиях EFO : Отправление в 15.00 от острова Верккосаари, через Коневец, к острову Сухо. Возвращение через Саунаниеми и Коневец к Яниссаари и в Куркийоки 9.10 около 17.00.

17.00 Подполковник Зибель сообщил следующую программу :
Паромы около 20.00 на высоте о.Коневец. Оттуда курс на точку 60° 20' N, 31° 30' E, где должны быть в 02.00. Оттуда на восток, где должны быть примерно в 04.40 в точке 60° 22' N , 31° 52' E. Если видимость будет составлять менее 10 км, будет произведён обстрел маяка Сухо. Возвращение в 12.00 через Коневец, за исключением если будет производиться обстрел Сухо – в 14.00

Штаб флотилии паромов :

1.) Флотилия паромов осуществила в ночь 8/9.10.42 набег на внешний судоходный путь.
2.) Задействованные силы :
      7 тяжёлых зенитно-артиллерийских паромов
      5 лёгких зенитно-артиллерийских паромов
      1 штабной паром с командирским катером
      1 госпитальный паром с санитарным катером
      2 группы тральщиков
      2 катера, оборудованных под мастерские
      4 транспортных парома
3.) Для совместных действий предоставлены :
      3 катера MAS и
      2 катера KM
4.) Погода : ветер юго-западный силой 2 балла, облачность 10/10,высота облаков 200 м, видимость 100 м - 2 км.
5.) Выход с мест базирования к северу от Кякисалми - в 14.30
      Курсирование на путях судоходства - с 02.30 до 05.15
      Прибытие в места базирования и швартовка - в 16.30
6.) Боевые действия :
      а) с 6.22 контакт с 6-8 неприятельскими сторожевыми катерами и одним сторожевым кораблём,
      с которыми имели место 7 боевых контактов.
      б) с 9.22 до 9.25 очередной контакт с двумя сторожевыми катерами противника.
      Весь бой имел место на обратном пути от квадрата 116 до квадрата 113.
      в) в 11.17 атака на флотилию двух Ил-2 и двух И-16 в квадрате 143, отбита зенитной артиллерией и истребителями.
      Сброс бомб на соединение паромов без ущерба.
7.) Потери противника : русский сторожевой катер МО-175 подожжён огнём артиллерии и потоплен.
      б) два других сторожевых катера подожжены. В промежутке между 8.30 и 11.30 они неоднократно
      наблюдались с истребителей в квадрате 1175 горящими, частично под водой , так что можно считать их потерями.
      в) в дальнейшем в 10.20 в квадрате 1165 финские истребители наблюдали горящим один крупный сторожевой корабль.
8.) Наши потери : нет
9.) Расход боеприпасов :
      а) 333 88-мм о/ф с взрывателем AZ по морским целям
          628 88-мм о/ф с взрывателем ZZ по морским целям
      б) о расходе 88-мм снарядов по воздушным целям сообщ.отдельно
      в) 180 разрывных 37-мм
          27 разрывных противотанковых 37-мм
      г) 211 разрывных 20-мм
          215 зажигательных 20-мм
          135 разрывных противотанковых 20-мм
10.) Особые замечания : Взято в плен 9 человек, среди них два офицера, вдобавок захвачена документация по радиосвязи и судовые документы.
11.) Сроки приведения в боевую готовность : ориентировочно 11.10.42

Группа катеров KM :

Погода : ветер юго-западный 2-3, волна 1-2, небольшая облачность, позже ослабление.
В 20.00 выход КМ4 и КМ22.
В 20.30 катера встретились с флотилией паромов в 2 милях восточнее северной оконечности о.Коневец и встали на буксир.
В 23.00 катера отдали буксирные концы, так как точность счисления пути была невозможна из-за непостоянства скорости и неточности удержания паромов на курсе. С этого времени катера осуществляли разведку впереди согласно распоряжению.
В 02.00 путь движения судов был достигнут.
До 04.00 соединение находилось на маршрутах судоходства противника. Никаких плавсредств замечено не было.
В 04.00 соединение взяло курс на Сухо. Поскольку местоположение очень неопределённое, а видимость слишком хорошая, обстрел Сухо не производился. В определении местоположения между паромами и катерами КМ возникли большие противоречия.
В 05.00 соединение приступило к возвращению назад.
При продвижении катеров КМ, в 05.30 в первый раз обнаружены два неопознанных катера примерно в 8 милях от соединения. Катера [KM] изменили курс и передали разведдонесение. При дальнейшем движении катера КМ снова заметили примерно в 60° 24’ N, 31° 47’ E два корабля, вероятно сторожевых катера. У катеров был курс на восток. Катера КМ направились к сторожевым катерам с целью привлечь к себе внимание. Сторожевые катера повернули к катерам КМ и увеличили ход, в ответ на это катера КМ развернулись и двинулись 22-узловым ходом. Дистанция до противника составляла около 8000 м. Катера противника понемногу догоняли. Паромами было получено разведдонесение. С дистанции около 8000 м паромы открыли огонь. Сторожевые катера ответили на него огнем 4-см пушек. Часть снарядов упала среди соединения. Попаданий нет. После нескольких залпов паромы подожгли один сторожевой катер. В ходе боя один сторожевой катер уничтожен, второй ушёл в сильно повреждённом состоянии, скрывшись за дымовой завесой. Незадолго до того как подожженный при обстреле сторожевой катер затонул, с него смогли снять шестерых раненых пленных.
До 08.30 длился боевой контакт с ещё пятью сторожевыми катерами, пришедшими с юго-запада. Дистанция примерно 7000-8000 м. Сторожевые катера противника понаставили в различных направлениях многомильных дымовых завес, за которыми они периодически скрывались. Наблюдать, имели ли сторожевые катера попадания, не представлялось возможным.
На высоте Саунаниеми в 0850 катера КМ оставили соединение паромов и пошли в гавань.

Финский офицер связи Х.О.Гуммерус (находился с немцами на штабном пароме) :

8.10.42 в 15.00 флотилии паромов вышли в озеро со своей базы.
В 19.50 MAS527 вышел из Сортанлахти отвезти подполковников Зибеля и Вахтеля вместе со штабом на паромы, которые были встречены в 2 милях восточнее о.Коневец в 20.20.
Курс паромов 145°.
В 01.40 изменили курс на обратный, чтобы вновь собрать строй вместе.
В 02.25 снова взят курс 145°.
В 02.55 взят курс на Сухо
В 05.10 офицер-штурман доложил о нахождении в точке 60° 27', 31° 44', однако находившийся на катере КМ корвет-капитан фон Рамм сообщил, что координаты этого места – 60° 20' , 31° 55'. Поскольку не было уверенности в местоположении, приняли решение отказаться от обстрела Сухо.
В 05.25 взят курс 309°.
В 05.35 шедшие впереди катера КМ доложили о двух кораблях противника слева. В 06.21 установлен визуальный контакт с кораблями. Дистанция составляла примерно 7200-8000 м. В 06.22 был открыт огонь из 88-мм орудий. Наблюдались множественные попадания. Чтобы укрыться, катера стали ставить дымовую завесу. В 06.25 прекратили огонь.
В 06.58 катер противника МО-175 затонул в точке 60° 35', 31° 32'.
В 06.52 обнаружен более крупный корабль противника впереди справа на расстоянии 7500 м. Он ответил огнём и получил от нас пару попаданий, которые вызвали пожар и дым. Корабль ответил на огонь тремя орудиями и скрылся за дымовой завесой.
В 07.05 замечены два корабля противника на расстоянии 7000-10000 м впереди справа. После обмена выстрелами с недолётом тот скрылся за дымовой завесой.
В 07.51 впереди слева обнаружены три корабля противника , которые открыли огонь и поставили дымовую завесу как только по ним был открыт ответный огонь.
В 08.13 два корабля противника впереди слева и немного позже ещё два. Один был крупнее остальных. Дистанция около 8000 м. В завязавшейся перестрелке наблюдались попадания.
В промежутке 08.25-08.40 позади слева три корабля противника , впереди один побольше, до которого дистанция была около 9000 м. Последний был обстрелян и исчез за дымовой завесой.
В 08.44 справа замечены части корабля.
В 09.21 замечены 2 корабля противника позади слева. Они были обстреляны.
В 09.24 слева довольно большой корабль (Стенсо?). По нему открыт огонь и наблюдались попадания.
В промежутке 11.15-11.19 2 самолёта И-16, 1 Ил-2 и Пе-2 атаковали паромы и сбросили 8-10 бомб безрезультатно.
В 12.15 Катер [I-Boot] X-1 прибыл в Сортанлахти.
Я сам во время похода находился на штабном пароме X-2, за исключением периода, когда забирали документы с МО-175 на X-1.

Финский офицер связи Э.Иннамаа (находился с немцами на катере KM) :

KM 3 и KM 22 вышли в 19.45 8.10.42 в соответствии с полученным приказом под командованием капитана фон Рамма осуществлять охранение набега EFO в южную Ладогу. Финский офицер связи кап.-лейт. Иннамаа - на KM 22. В 20.15 к востоку от острова Коневец катера были взяты на буксир к идущим в хвосте паромам. Буксировка была прекращена в 24.00 после того как корабли достигли границы района боевых действий. Боевой группировкой EFO производилось курсирование по району, двигаясь с запада на восток. На обратном пути катера осуществляли передовое охранение.
Около 06.00 установлен контакт с двумя сторожевыми катерами противника. Сторожевые катера бросились в атаку и открыли огонь ориентировочно с дистанции 4-5 км. Катера KM стали отходить к основному отряду, который открыл огонь по атакующим катерам. При этом один из катеров от полученных попаданий загорелся и в 06.50 затонул. Позже противник осуществлял ещё несколько раз атаки на боевую группировку группами из пары катеров, которым однако быстро давался отпор и противник отходил под прикрытие дымовой завесы. Всего в боевых действиях принимало участие вероятно от 6 до 10 катеров.
Катера KM вернулись в Сортанлахти 9.10.42 в 10.15 с топливом на исходе, а KM 22 даже пришлось подгребать к причалу.

Финский офицер связи Х.Херлеви (находился с итальянцами на катере MAS) :

Согласно полученному приказу MAS 526 и MAS 527 вышли 8.10 в 19.40 из Сортанлахти в Ладогу осуществлять боевое охранение впереди Fähre Ost. Катера двигались на главных двигателях по маршруту, указанному на прилагаемой схеме. В 21.00 главные двигатели были остановлены и продолжен путь на крейсерских двигателях. В 00.30 остановили двигатели и оставались на месте, покачиваясь на волнах и прислушиваясь. Около 01.00 с севера стал слышен шум двигателей, который вероятно принадлежал паромам Fähre Ost. Переместились на несколько миль к западу, чтобы избежать контакта с паромами. После перемещения шум паромов был по-прежнему слышен, но чувствовался ослабевающим, из чего сделали предположение, что они повернули к востоку. В 02.30 направились на крейсерских двигателях на восток осуществлять охранение тыла паромов. В 04.40 установлен визуальный контакт с паромами . Повернули к западу и осуществляли охранение тыла паромов до 05.30, после чего запустили главные двигатели и пошли назад в Сортанлахти. На месте в 07.15.

Наблюдения. Шум паромов в довольно спокойной ночи слышен за пару десятков миль. На юге (вероятно в Кареджи) навигационный огонь, который выглядел мигающим белым цветом, огонь 0.5-1 сек, промежуток такой же. В направлении Осиновца мощные морские прожектора, временами совершающие поиски. В направлении Морье время от времени свет.


Восьмой выход (12-13.10.42)

Перед выходом немцы оповестили финнов о планах очередного набега на остров Сухо :

12.10.
15.00 Полковник Зибель сообщил о выходе EFO 12-13.10. Цель – боевые действия в районе Сухо. С катерами КМ, взятыми на буксир и двумя катерами MAS в качестве охранения с запада.

Штаб флотилии паромов :

12.10 Выход флотилии с мест базирования – в 15.15.
13.10 В 00.40 задача отменена по навигационным причинам [aus Navigationsgründen]

Отряд Кийянена :

12.10
20.57 Вышли MAS 526 и 528. Курсирование в районе 146а2-146 ? 4
21.15 MAS 529 вышел отвезти подполковника Вахтеля с офицерами на паромы к северу от Коневца.
21.25 КМ 3, 4 и 8 отправились, чтобы занять место на буксире у паромов.
23.25 MAS 529 сообщил о том, что наблюдает паромы.

13.10
00.50 Паромы повернули назад из-за плохой видимости. Катера КМ продолжили путь.
Катера КМ возвратились. В попытке принимали участие только два катера. Возвратились назад вместе с паромами из-за неуверенности в местоположении.
Компасы у паромов демонстрировали ошибку до 30°. Также десантный катер [I-vene] , который должен был отвезти на паромы приказы и карты, паромов не нашел, так что те вернулись назад.
06.05 Возвратились катера MAS. Контакта с противником не было.

Группа катеров КМ :

1) Оперативный приказ :

E.F.O. выходит в южную Ладогу с целью : обстрел маяка Сухо перед рассветом , в зависимости от максимальной дальности видимости 10 км.
Катера КМ осуществляют разведку, приближаясь к судоходному пути до 5 миль от Сухо, затем днём во время возвращения - двигаются впереди соединения в 3-5 милях в зависимости от видимости.
Если будет производиться обстрел Сухо в промежутке 05.30-06.15, катера КМ ставят заграждение TMB ZK 6 к 1, 2 к 6, (возм. 7 к 1, 3 к 6).
Заграждению подлежит проход к югу от Сухо глубиной 13-15 м, направление сбрасывания юг-север, южная точка 60° 20,7’ N.
Если обстрел Сухо производиться не будет, то своевременно отделиться от соединения и поставить заграждение в 04.45.
Выход в 21.30. В 21.45 находиться в 2 милях к востоку от северной оконечности Коневца, в готовности встать на буксир к транспортному парому.
Соединение идёт курсом :
21.45–02.30 - 115° к точке 60° 40’ N, 31° 40’ E.
02.30–04.50 - 156° к точке 60° 26,3’ N, 31° 54’ E.
04.50–05.10 - 180° 2 мили, затем построение в боевой порядок.
04.30 : Катера КМ осуществляют разведку впереди паромов в 3-5 милях в зависимости от видимости.
04.00 : Если обстрел Сухо вследствие слишком хорошей видимости будет отменён, катера КМ идут на постановку заграждения и возвращаются назад к соединению. Соединение берёт затем обратный курс примерно 336°, точный план запрашивается перед выходом на постановку заграждения.
Обратный маршрут как значится выше, после достижения 60° 35' N , в зависимости от погоды разрешается прибытие самостоятельно.
С рассвета воздушное прикрытие соединения парами истребителей.

Катера MAS : 1 катер на буксире у штабного парома на случай применения торпед во время ночного выступления. 2 катера в охранении с запада на линии 60° 25’ N, 31° 20’ E, 60° 20’ N, 31° 40’ E. Заграждение должно быть поставлено незаметно. При контакте с противником выходят полным ходом и выжидают подходящую позицию.

2) Осуществление :

Погода : безветренная, пасмурно, к утру хорошая видимость.
В 21.30 выход КМ 4 и КМ 22, видимость умеренная, местами дымка. В указанной точке встречи с паромами никого не обнаружено. С показавшимся в поле зрения катером впереди по левому борту произведён обмен опознавательными сигналами. Неопознанный катер дал неверный отзыв. Поскольку катер при сближении опознан как принадлежащий паромам, огонь не открывался. Позднее выяснилось, что катер не нашёл флотилии паромов и поэтому пошёл в бухту. Катера KM стали искать флотилию паромов в направлении указанного в приказе маршрута хода. Ничего не было видно. Паромы безусловно должны были появиться по левому борту от катеров. Тем не менее по правому борту в поле зрения появились 3 неопознанных корабля, в которых можно было узнать паромы. Немного погодя к югу обнаружилась основная часть соединения. Настоящее местоположение паромов приказом никак не предусматривалось.
В 23.00 встали на буксир к паромам. Поскольку текущий курс паромов не совпадал с указанным в приказе курсом 115° (задние паромы, помимо того, двигались зигзагообразным курсом до 50° в разные стороны), был произведён запрос о курсе флотилии у буксирующего парома. Первым ответом было «Мы этого тоже не знаем !». После этого был запрошен курс у штабного парома. Спустя 50 минут катера получили ответ : 156°. По какой причине курс хода был изменён, осталось неизвестным.
В 01.00 паромы сделали разворот и легли на обратный курс. На вопрос, на основании чего произведён разворот, от буксирующего парома катерам дан отрицательный ответ. После этого буксирный конец был отсоединен, чтобы получить от штабного парома информацию и дальнейшие указания.
В 02.30 стало известно, что флотилия паромов отменила операцию из-за неуверенности в местоположении [“wegen navigatorischer Unsicherheit”]. Катера КМ отделились от флотилии и пошли в направлении о. Коневец, чтобы определить точное местоположение кораблей и всё-таки в данной ситуации осуществить операцию по минированию самостоятельно.
В 02.45 на КМ 4 вышла из строя одна установка (поломка муфты по левому борту). Катера двинулись в бухту.


Девятый выход (21-22.10.42)

Немцы вновь сообщили финнам о третьей попытке добраться до Сухо :

21.10.42 18.15 Капитан фон Рамм сообщил, что EFO совершит набег к Сухо.
Запрашивается охранение катерами MAS по линии 60° 20' , 31° 20' - 60° 22', 31°42'.

Все немецкие катера КМ к этому времени окончательно вышли из строя и командир группы прислал уведомление, чтобы при дальнейших выходах на них больше не рассчитывали. Поэтому у финнов остались в распоряжении только итальянские катера MAS.

Отряд Кийянена :

21.10.42

11.30 : MAS 529 возвратился из Лахденпохья.
18.15 : Капитан Бианкини сообщил , что итальянское морское министерство распорядилось о перебазировании отряда на зимовку в Таллин.
21.00 : MAS 528 вышел отвозить офицеров EFO на паромы в район о.Коневец.
Катер остаётся вместе с EFO на время ночных действий.
21.00 : MAS 526 и MAS 527 отправились на патрулирование и охранение EFO в южную Ладогу.

22.10.42

06.15 : MAS 526 и MAS 527 возвратились. Контакта с противником не было.
12.00 : получено распоряжение отряду MAS быть в готовности к выходу.
14.15 : полковник Ярвинен отдал распоряжение отряду MAS направиться в точку 146 a 31 , где замечена канонерская лодка русских. Канонерская лодка в дыму, ведёт перестрелку с двумя паромами. С ней вместе один торпедный катер.
15.15 : Сообщается, что MAS 526 уже вышел, а 527 отправится в течении 10 минут - ремонтируют помпу.
Отдан приказ - если не удастся произвести атаку, то хотя бы забрать раненых с паромов.
15.35 : Торпедные катера вышли с опозданием на 1 час.
17.15 : MAS 526 сообщил о принятии раненых с паромов.
17.35 : MAS 528 сообщил о прибытии около 20.00 вместе с паромами.
17.45 : Прибыли MAS 526 и 527 , привезли около 20 тяжелораненых.
18.38 : Прибыл MAS 528. Находился с 21.00 прошлого вечера вместе с паромами EFO в нападении на Сухо.

Из отчётов EFO о боевых действиях 22 октября 1942 года :

Предварительное донесение об операция “Brasil” (22.10.42)

Предварительный отчет об операция “Brasil” (26.10.42)

Отчет об операция “Brasil” (27.10.42)

Отчет об высадке штурмовых групп на остров Сухо


На этом боевые выходы флотилии паромов закончились, но не закончились злоключения :

Ладожская береговая бригада :

8.11.1942 в 21.00 на расположенном в Кякисалми немецком складе боеприпасов возник пожар, который начался с расположенного в конце здания караульного помещения от небрежного отопления. Во время пожара раздавались мощные взрывы, при этом в городе было выбито много стёкол. Силами финских военных было начато тушение, как только прекратились взрывы.
В складе боеприапасов уничтожено :
88 мм снарядов - 9 000 шт
37 мм снарядов - 19 000 шт
20 мм снарядов - 25 000 шт
Винтовочных патронов - 402 000 шт
Пистолетных патронов - 20 800 шт
Кроме этого, уничтожено находящееся поблизости строение, здание склада механических мастерских, склад сена и склад древесного угля для автомашин. Ранен один гражданский.

До конца ноября весь личный состав флотилии был вывезен с Ладоги, последний состав с немцами ушёл 30 ноября. В ноябре прошла информация, что вероятно два транспортных парома перейдут в собственность финских вооруженных сил. В итоге финнам достались два транспортных парома без вооружения и четыре десантных катера, из которых в 1943 году была сформирована рота сторожевых кораблей.


Перевод С.Б.


К оглавлению