О прошедших в штабе Ладожской береговой бригады совещаниях с немецкими офицерами по поводу уничтожения Ладожской флотилии противника

3.6.42 около 19.00 в штаб Ладожской береговой бригады в Лахденпохья прибыли немцы – подполковники Зибель и Вахтель, которые сообщили, что немецким военным командованием поставлена задача уничтожить Ладожскую флотилию русских, чтобы можно было прекратить эвакуацию и снабжение окруженного Ленинграда или по крайней мере в значительной мере это затруднить.

Эту задачу предполагается осуществить следующим образом. Люфтфлотте 1 обеспечит уничтожение баз флотилии в южной части Ладоги (Морье, Осиновец и Новая Ладога), а также находящихся в них кораблей в той степени, насколько там это будет представляться возможным, и их действиям будет сопутствовать производимое со стороны озера нападение.

Люфтфлотте 1 будет прикрывать производимое с озера нападение, а также на ещё более ранней стадии уничтожит находящиеся в этой части Ладоги наиболее важные маяки. Воздушной атаке одновременно подвергнется железнодорожный мост в Волховстрое с целью его разрушения.

Для осуществления нападения со стороны озера немцы запланировали использовать так называемые паромы Зибеля, которые немецким военным командованием будут отправлены на Ладогу вместе с личным составом в таком количестве, какое финны сочли бы необходимым для успеха нападения.

Подполковник Зибель рассказал затем о конструкции паромов, их характеристиках, вооружении и предоставил несколько их фотографий.

Данные паромы имеются разных типов, схожих по конструкции. Основные их характеристики следующие : они сборные , мелкосидящие (1.0 м) и по конструкции низкие, самое высокое место (командный пункт) в 3.2 м над поверхностью воды, высота цапф оси орудия 2.8 м, скорость 10 узлов, устойчивые и мореходные, труднопотопляемые из-за многочисленных водонепроницаемых объёмов.

Тяжёлый паром :
Вооружение : 3 орудия 88 мм, Vo 920 м/сек
2 пушки 20 мм
Команда 75 человек
Размеры 14 х 24 м
Осадка 1.0 м, однако на практике необходимо 1.30 м. Требует для перевозки по жел. дороге 14 вагонов.

Лёгкий паром :
Вооружение : 2 счетверённые 20-мм пушки
2 20-мм пушки
1 37-мм пушка
Команда 62 человека

Десантный катер (I-lautta=I-Boot) :
Может перевозить 50 человек
Требует для транспортировки по жел. дороге 2 вагона.

4.6.42 до обеда состоялась ознакомительная прогулка по гавани Лахденпохья.

Во время осмотра подполковник Зибель отметил, что в гавани вполне можно будет осуществлять разгрузку, а также сборку паромов. Для облегчения спуска на воду и транспортировки подполковник Зибель посчитал в особенности желательным, чтобы на причале в Лахденпохья построили дополнительно две пары ж/д колеи, как там было раньше. Для облегчения спуска на воду вместе с паромами из Германии привезут на причал один 12-тонный кран. Силами Ладожской бригады будут построены из дерева 4 шт вспомогательных плота размерами 2.5 м х 3.5 м каждый , которые будут использоваться при сборке паромов Зибеля.

4.6.42 после обеда проведено начавшееся в 14.00 совещание в штабе Ладожской береговой бригады в Раухала. В совещании принимали участие : командующий Ладожской береговой бригадой полковник Ярвинен, от немецких вооруженных сил подполковники Зибель и Вахтель, а также от штаба Ладожской береговой бригады подполковник Райнио, ком.-капитан Копонен и капитан Рекола.

В начале совещания подполковник Зибель ещё раз рассказал об упомянутом ранее плане уничтожения Ладожской флотилии русских а также о характеристиках и вооружении паромов Зибеля. По использованию паромов Зибеля немецкие офицеры одновременно упомянули, что в Германии принято обыкновение, что боевыми действиями паромов руководит офицер-артиллерист, а навигацией – офицер флота. Когда доклад был закончен, подполковник Зибель попросил предложений от Ладожской береговой бригады по количеству паромов для осуществления запланированного нападения.

При планировании потребности в паромах принимались во внимание следующие обстоятельства :

1) Люфтфлотте 1 осуществляет «размягчение» сил флота и баз в Морье, Осиновце и Новой Ладоге, разрушает пригодные для наблюдения маяки и обеспечивает воздушное прикрытие наступательным силам во время нападения.
2) Отряд "К" (немецкие и итальянские катера) обеспечивает поддержку нападения.
3) Нападение производится одновременно на базы в Морье и Осиновце и находящиеся в них корабли, а после этого как можно скорее производится отдельное нападение на Новую Ладогу и находящиеся там корабли.
4) Объекты нападения находятся на расстоянии сравнительно большого морского перехода друг от друга, во время которого могут иметь место потери и причинены повреждения.
5) Паромы Зибеля сравнительно тихоходны и неповоротливы, поэтому их требуется получить столько, чтобы сформировать обладающие достаточной огневой мощью соединения, так как успех всего предприятия основывается на задействованной артиллерии.
6) Для успеха нападения может оказаться важным, чтобы в местах нападения делались высадки ограниченных сил, которые будут дополнять результаты нападения.

На основании представленного выше пришли к результату, что минимальное количество паромов должно составлять :

Тяжелых паромов, на каждом 75 чел., - 7 шт - итого 525 чел.
Лёгких паромов, на каждом 62 чел., - 5 шт, - итого 310 чел.
Десантных катеров, на каждом 3 чел. - 5 шт, итого 15 чел.
Складских паромов, на каждом 20 чел., - 3 шт, итого 60 чел.
Госпитальных паромов, на каждом 15 чел., - 1 шт, итого 15 чел.
Штабных паромов, на каждом 20 чел., - 1 шт, итого 20 чел.
----------------------------------------------------------------------------------------
Итого паромов - 22 шт, личный состав 945 человек плюс штаб

Немецкие офицеры сочли вначале представленное выше количество паромов в некоторой степени большим, ссылаясь на то, что огневая мощь у паромов высокая и что во время нападения Люфтфлотте 1 должно будет обеспечивать воздушное прикрытие.
Однако поскольку, несмотря на местное превосходство в воздухе, у русских может иметься возможность нанести по кораблям удар с воздуха, в особенности из-за занимающего сравнительно много времени пути, и так как может оказаться, что в то же самое время придётся вести боевые действия против большого количества кораблей, немецкие офицеры также пришли к окончательному результату , что представленное выше количество паромов будет предложено для перевозки на Ладогу для данной задачи , если ставка одобрит план.

Наибольшей опасностью для паромов немецкие офицеры считают мелководное минирование, о котором разведке следовало бы заранее разузнать.

По поводу перевозки паромов и принадлежащего им оборудования договорились о следующем :

1) На первой стадии прибывает артиллерия и относящийся к ней личный состав, чтобы с их помощью можно было организовать достаточную противовоздушную оборону в первую очередь в порту Лахденпохья и на станции Яккима на период перевозки, разгрузки и сборки. С артиллерийским вооружением прибывает около 100 человек.
2) Первую партию паромов, как считает подп. Зибель, можно отправить из Хельсинки в конце этого месяца, в этом случае первый паром был бы готов на плаву примерно 12.7.42.
Вместе с паромами должны прибыть бригады для разгрузки и сборки, всего около 100 чел. Перевозка тяжелого парома требует 14 вагонов, а десантного катера - 2 вагона.

В качестве баз планировались частично те же места что и для отряда "К", а также вспомогательные базы в устье Тайпалеенйоки и в Онтроиланлахти. В качестве передовой базы может также служить Саунаниеми.

Квартирование на период разгрузки и сборки в порту Лахденпохья запланировано в Лахденпохья, где для этого предложено три здания , а также в казармах Хууханмяки, если в это время какая-нибудь из этих казарм ещё будет свободной для использования по такому назначению.

Без использования казарм расквартирование в Лахденпохья может сопрягаться с трудностями. На паромах можно расквартировать не больше половины личного состава паромов. Расквартирование в других опорных пунктах , а также во вспомогательных, следует организовавать в картонных шатрах.

В Лахденпохья следовало бы обязательно организовать здание под склад оборудования.

Снабжение продовольствием будет обеспечиваться самими немцами.

Представленный выше отряд предлагается в оперативном отношении в подчинение командующему Ладожской береговой бригадой, который будет отдавать необходимые приказы для осуществления задач и боевых действий.

Отряд фактически образует наше подразделение , в котором офицером связи должен быть разбирающийся в первую очередь в артиллерийском вооружении и владеющий немецким языком офицер.


Источник : http://digi.narc.fi
Перевод С.Б., подчеркивание текста в сооответствии с источником