Отчёт об операция “Brasil”

Приложение 3
Копия !
E.F.O – Командующий зенитной артиллерией
Секретно
27 октября 1942 г
B.Nr. 629/42 geh

Боевое донесение об операции "Brasil"

I. Задача :

Осуществление операции "Brasil" в соответствии с оперативным приказом
командующего зенитной артиллерией E.F.O. B.Nr. 208/4 Gkdos от 6.10.42.

II. Задействованные силы :

1) Флотилии паромов в составе
     7 тяжёлых зенитно-артиллерийских паромов
     4 лёгких зенитно-артиллерийских парома
     1 штабной паром с командирским катером
     1 госпитальный паром с санитарным катером
     3 транспортных парома
     5 десантных катеров
2) Катеров КМ нет
3) Катера MAS :
     1 катер MAS с флотилией, 2 другие обеспечивают ночное охранение от квадрата 11644 r.u. до 11561 l.o.,
     22.10.42 в 16.20 два катера MAS выходили из Сортанлахти для поддержки соединения.

III. Погодные условия :

21.10.1942 вечером : облачность 5/10, облака на высоте 600-1000 м, ветер северо-западный , волна 1-2 возрастающая, сильная зыбь, видимость хорошая, ночь светлая при скрытой луне.

В течение ночи : Направление ветра переменное от северо-восточного до западного. Дождь со снежными шквалами. Видимость вначале хорошая, позднее удовлетворительная.

22.10.1942 на рассвете : Облачность 7/8/10, облака низкие, ветер умеренный, волна 2-3, видимость хорошая и ясная, с восхода крепкий усиливающийся северо-западный ветер, волна 4-5, сильная зыбь, видимость хорошая.

После 14.30 : Сила ветра идёт на убыль, волна падает до 3. Видимость ясная, облачность 2-3/10, температура упала ниже нуля.

В ночное время и до швартовки (23.10.1942) : облачность 5/10, облака низкие, очень светлая ночь, видимость хорошая, волна 1

IV. Проведение операции :

Маршрут и боевые действия :

a) Переход до места :

Отход с места базирования боевой группы 1 в 16.30,
Отход с места базирования боевой группы 2 в 16.15,
Достижение места встречи в 1,2 милях к западу от острова Верккосаари (60°10,5' N, 30°20,7' Е) в 18.30.
Курс 149° на точку 60° Min. N, 30° 42,8' Е (в 2 милях к востоку от острова Коневец). Данная точка достигнута в 21.45.
Новый курс 115° на точку 60°40' N, 31°40' Е.
Курс 152,5° на точку 60°27' N, 31°54' Е.
Курс 180° на точку 60°24' N, 31°54' Е.
В 5.54 соединение берёт курс на восток и занимает порядок построения номер 4
согласно оперативному приказу от 6.10.42 № 208/42.

b) Операция против маяка Сухо и расположенной там радиостанции

6.10 : Разрешение на открытие огня согласно плану (красная ракета не выстреливается, чтобы противник не открыл огонь)
6.10 : Вопрос к такт. № 21 - Дистанция ?
6.12 : Ответ от такт. № 21 - 7 500 м.
6.15 : С расстояния от 7 000 до 7500 м открывается огонь. Паромы берут указанные цели под обстрел согласно установленному в плане порядку. Такт. № 11 не может соблюдать указанный маршрут, поскольку тот пролегает через необозначенную мель (мель не была отмечена на морской карте).
6.17 : Береговая батарея острова открывает ответный огонь. Снаряды накрывают соединение, ложась позади
6.19 : Впереди по правому борту замечены два неприятельских корабля, идущих из Новой Ладоги.
6.24 : Корабли неприятеля опознаны как канонерская лодка или сторожевой корабль в сопровождении четырёх небольших кораблей. Канонерская лодка вскоре после этого открыла огонь по соединению.
6.27 : Приказ командующего - лёгкие паромы вперёд.
6.36 : Лёгкие паромы открывают огонь из 37 мм и затем переходят к обстрелу из 20 мм счетверённых зенитных установок.
6.36 : № 21 переносит огонь на цель - корабль по правому борту.
6.45 : Достигнуто несколько попаданий из 88 мм в сторожевой катер с дистанции ок. 10 000 м.
6.48 : Тяжёлый паром № 2 переносит огонь на цель - корабль по правому борту.
6.50 : Десантные катера с тремя ударными группами и группой подывников направляются на штурм острова Сухо.
6.55 : Ударная группа №1 под прикрытием лёгкого оружия достигла острова (см. Приложение 1)
6.50 : Такт. №12 имел касание дна и прочно сел на мель. Такт. № 13 пытался стащить паром с мели и при этом в 7.00 сам сел на мель.
7.04 : Такт. № 22 получил два прямых попадания в рулевую рубку и носовую счетверённую установку левого борта от восточного орудия с острова. Немедленно открыт огонь из 37 мм, который из-за приближения наших ударных групп был прекращён, орудие противника подавлено. Вследствие прямого попадания снаряда в рулевой пост управление рулями вышло из строя , равно как и приборная панель двигателей. Паром потерял управляемость и под воздействием сильного волнения и ветра сел на мель.
7.04 : Воздушная тревога - самолёт морской авиации в западном направении вне досягаемости.
7.10 : Радиосвязь с десантными катерами ударных групп потеряна, поэтому о ходе боя на острове не получить никакой информации. Командующий решается на отзыв ударных групп условным знаком в виде сигнальных ракет. Десантные катера ударных групп нужны для спасения экипажей севших на мель паромов. К этому времени следующие паромы вышли из строя : такт. № 12 - при попытке спасения такт. № 13, такт. № 22, который под воздействием огня противника потерял управляемость во время действий по спасению такт. № 26 и №14. Флотилия находится под обстрелом движущихся из Новой Ладоги канонерских лодок и сторожевых катеров. Остальная флотилия ложится на обратный курс, чтобы уйти с мели и до окончания спасательных работ в 9.14 находится попеременно на курсах NNW и SSO. Во время проведения спасательных работ десантные катера неоднократно садились на мель.
7.17 : 4 Me-109 над соединением.
7.26 : Ударная группа покинула остров. Лёгкие зенитно-артиллерийские паромы и севшие на мель паромы подавляют изредка ещё возникающие вспышки сопротивления на острове. Тяжелые зенитно-артиллерийские паромы ведут непрекращающийся бой с подходящими из Новой Ладоги канонерскими лодками и сторожевыми катерами. 4 сторожевых катера обогнули остров с востока и затем тоже открыли с востока огонь.
7.49 : На канонерской лодке противника наблюдается возгорание и шлейф чёрного дыма в результате прямого попадания с расстояния 8000 м. Командирский катер подходит к борту, корабли закрываются дымовой завесой.
8.01 : Три неприятельских самолёта И-15 атаковали соединение с применением бортового оружия и были обстреляны. Один самолёт получил попадание в планер и хвостовое оперение. Он сильно потерял высоту и рухнул к югу от Сухо. Место падения наблюдать точно не представлялось возможным.
C 8.10 : Бой с тремя сторожевыми катерами впереди по левому борту на дистанции 6500-11000 м.
8.50 : Попадание в кормовую часть одного корабля, после чего тот укрылся дымовой завесой и отвернул.
8.15 : Атака четырёх ЛаГГ-3. Дан отпор из тяжёлого и лёгкого вооружения , у одного самолёта показался дымный след, он стал терять высоту и резко упал в 8.32 в восточном направлении от Сухо. Самолёты обстреливали соединение из бортового оружия (главным образом занятые в спасательной операции паромы и катера).
8.17 : Оставленный паром № 26 подожжён огнём артиллерии. После мощной детонации взлетевшего на воздух боезапаса и топлива паром сгорает.
9.15 : Оставленный паром № 13 сгорает, вскоре за ним после сильного взрыва сгорает такт. № 12.
3.00 : Такт. № 22 снят с мели и достиг соединения. Парому вернули маневренность, сделав из подручных средств импровизированное управление , использовав для управления рулями стволы от вышедшей из строя 20 мм установки и таким образом добрались до пункта базирования.
8.20 : Обстрел кружащего среди облаков Пе-2 из тяжёлых и лёгких зенитных орудий.
8.25 : Атака шести Ил-2 в сопровождении трёх И-15 с применением бомб и бортового вооружения. Из них в 8.51 был сбит один Ил-2. Он упал в воду в 30 метрах от такт. № 23.
8.46 : Корабль неприятеля впереди по правому борту снова атакует.
8.53 : Атака двух Ил-2, отражение из лёгкого и тяжёлого вооружения.
8.54 : Ещё один Ил-2 атакует, огонь из лёгких и тяжёлых зенитных орудий. Самолёт вынужден был сбросить бомбы неподалёку от соединения.
8.57 : Три Ил-2 атакуют соединение с применением бомб и бортового вооружения. Бомбы падают севернее в непосредственной близости от соединения.
9.00 : Атака трёх ЛаГГ-3 с применением бортового вооружения. Дан отпор из лёгкого и тяжёлого зенитного вооружения.
9.03 : Атака Ил-2 с применением бортового вооружения.

c) Обратный путь

9.14 : Соединение выступает в обратный путь от самой южной точки.
9.16 : Очередная атака Ил-2, стрельба отменяется , т.к. атаковали истребители.
9.19 : Атака Ил-2. После получения мощного отпора отвернул и сбросил бомбы.
9.20 : Три корабля неприятеля впереди. Бой ведёт группа № 1. Группа № 2 принимать участия в бое не может, т.к. отсутствует сектор обстрела.
9.24 : С дистанции 6300 м огонь сначала по среднему, а затем по правому малому кораблю. На среднем корабле наблюдается попадание с расстояния 8000 м. В 9.21 одновременно со всех сторон следует атака на соединение восьми Ил-2. Сбрасывание большого количества бомб и обстрел из бортового оружия.
9.32 : Сбит один Ил-2 , при этом продолжается бой со сторожевыми катерами и в 9.42 наблюдается попадание в один из них.
9.33 : На такт. № 23 выходит из строя 88 мм орудие по левому борту (вздутие ствола)
9.36 : Воздушный бой с двумя Ил-2
с 9.50 : Отражение канонерской лодки с кормы на дистанции 9400 м.
9.54 : Атака одного СБ-2
9.58 : Атака пяти СБ-2, дан отпор из лёгкого и тяжёлого зенитного вооружения. У одного самолёта отмечены три большие пробоины в нижней части фюзеляжа. Одновременно ведётся бой с тремя сторожевыми катерами впереди. Наблюдается несколько попаданий.
9.58 : Из-за неисправности двигателя Т-6 всё больше отстаёт от соединения и подвергается жестокому обстрелу кораблей неприятеля. Такт. № 21 берёт обратный курс и спешит на помощь.
10.01 : Y-1 теряет управляемость и берётся на буксир Т-4.
10.05 : Восточное орудие с острова Сухо открыло огонь по замыкающим кораблям соединения. Такт № 21 ведёт бой с орудием с дистанции 6500 м. Запрашиваются He-111 для нанесения бомбового удара по неприятельскому кораблю с артиллерийским вооружением, находящемуся за кормой. Бомбы падают на наши горящие оставленные паромы.
10.13 : Восточное орудие острова Сухо приведено к молчанию после прямого попадания. Дистанция 7200 м.
10.14 : Бой с СБ-2.
10.20 : Бой с ещё одним СБ-2, бомбардировка соединения.
10.25 : Наш He-111 резко атаковал из-за облаков и сбросил бомбы на своё соединение. По самолёту открыли огонь и тот скрылся в облаках. Опознавательные знаки было не определить.
10.30 : Впереди по левому борту обнаружен корабль неприятеля и по нему открыт огонь.
10.38 : Огонь из зенитных орудий корабля неприятеля сзади по левому борту. С неопознанного самолёта в этом направлении сброшены бомбы без последствий.
10.49-14.34 : Флотилия ведёт непрекращающийся бой с двумя канонерскими лодками по левому борту соединения. Канонерские лодки держатся на удалении 8000-13000 м. Разрывы снарядов неприятельской артиллерии накрывали наше соединение, однако не было насчитано ни одного прямого попадания. От воздействия осколков понтоны нескольких паромов дали течь.
11.25 : Попадание в корму
13.11 : Попадание в среднюю часть
13.43 : Попадание в корму, появление облака черного дыма из-за детонации боеприпасов.
14.12 : Ещё одно попадание. Под воздействием нашего меткого огня и после попаданий неприятель оторвался от соединения и временами пребывает вне досягаемости 88 мм орудий. Канонерская лодка обстреливает соединение до 15.18.
14.12 : Наши самолёты сообщают о следе торпеды неприятеля.

11.05-11.09 : Атака шести И-15 с применением бомб и бортового вооружения. При атаке наших истребителей зенитный огонь прекращается.
11.10 : Четыре И-15 вновь атакуют соединение и отворачивают после открытия огня из всех видов оружия.
11.32 : Атака трёх неприятельских торпедных катеров сзади по левому борту на немного отставшие от соединения корабли. По ним открыт огонь из 88 мм с расстояния 7500 м. Разрывы легли очень хорошо. Наблюдалось одно попадание. Неприятель закрылся дымовой завесой и вновь атаковал в 11.35. После обстрела отвернул. В 11.40 новая атака. После эффективного обстрела неприятель отвернул.
11.45 : У такт. № 21 вследствие поражений осколками возникло несколько течей в понтонах, с которыми более невозможно бороться из-за выхода из строя осушительной помпы. Орудие правого борта находится по самое основание в воде. Ближайший паром, такт. № 14, не может оказать никакой помощи из-за поломки руля.
11.50 : Командующий даёт приказ 23-му принять на борт ПВО и команду. Расчёт переднего орудия вёл огонь до самого последнего момента, несмотря на то, что они стояли по пояс в воде. При сильном волнении на озере часто волнами их отбрасывало к надстройке. Командующий отдал приказ оставить паром и уничтожить. Одновременно пришлось оставить находившийся на буксире катер I-6. Он буксировался такт. № 21. Снятие производилось под непрерывным обстрелом канонерских лодок неприятеля за кормой. Паром был подожжён артиллерийским огнем такт. №№ 11 и 23 и до 15.30 наблюдался в виде пылающего факела за кормой.
13.30 : Левый двигатель такт. № 23 вышел из строя. Второй двигатель даёт только 800 об/мин, т.е. меньше половины хода.
12.10 : Указательный выстрел по неопознанному двухмоторному самолёту на высоте 5000 м.
13.35-13.51 : Постоянные атаки семи И-15 со всех сторон с использованием бортового оружия и осколочных бомб. Два самолёта сбиты огнём зенитной артиллерии. Первый самолёт развалился в полёте в 13.41, второй провалился непосредственно вслед за этим, но восстановился и повторно был атакован истребителем, однако мотор уже вышел из строя. Пилот выбросился с парашютом. Ещё один самолёт атаковал в 13.46 горящий паром № 21.
14.06 : Атака 26 Ил-2 с направления 9 в сопровождении восьми И-15. Меткий огонь зенитной артиллерии помешал прицельному бомбометанию. От зенитного обстрела один самолёт развалился, после того как у него отстрелило хвостовое оперение.
14.11 : Второй самолёт сбросил бомбы и при этом вследствие попадания спикировал в воду через правую несущую плоскость. Падение самолёта в 14.11. Все бомбы упали на удалении не более 100 м за кормой лёгкого парома. Сопровождающие истребители были вовлечёны в воздушный бой с Me-109.
18.15 : Неприятельский самолёт над соединением.
19.56 : Сброс бомб бипланом в хвосте соединения.

С 08.00 и примерно до 15.00 соединение на всём протяжении обратного пути подвергалось непрерывным атакам существенно превосходящих военно-воздушных сил неприятеля, а также превосходящих по скорости и дальнобойности его военно-морских сил. Дать успешный отпор им возможно было только за счёт распределения огня паромов. Тяжелые зенитно-артиллерийские паромы в большинстве случаев вели огонь из одного или двух орудий по морским целям противника и отражали воздушные атаки ещё одним тяжёлым орудием.

V. Особые замечания (происшествия и боевой опыт)

a) Навигация

О сложностях с навигацией следует указать ещё раз. По ним ничего не изменилось. Предоставленные F.d.M [командованием ВМС] в распоряжение патентованные лаги обеспечивают только ориентировочный подсчёт пройденного пути.

b) Радиотехника и сигнальное дело

У такт. № 11 вследствие сотрясений при стрельбе вышла из строя [радиостанция] Fu.G.X. В дальнейшем генератор Fu.G.X работал с перебоями, поскольку заливающая забортная вода проникла внутрь. Радиостанции на десантных катерах частично вышли из строя. Это в частности привело к роковым последствиям во время десантной операции. Командующий не смог из-за этого получить информацию о положении у штурмовой группы и вынужден был в неведении ситуации до истечения времени прервать операцию, чтобы осуществить спасение команд с севших на мель паромов. В ходе спасательной операции обнаружилась недостаточная передача команд десантным катерам (как по радио, так и световыми сигналами) на временами значительные расстояния, а также проявились серьёзные неисправности и временнЫе потери. Неисправности радиостанций Fu.d.2 происходили от примитивного размещения и обусловленных этим плохих условий приёма а также от проникновения внутрь забортной воды.

c) Артиллерия

Общие замечания :

Мощность зенитной артиллерии можно охарактеризовать как очень хорошую. Погодные условия, вопреки прогнозу, оказались крайне неблагоприятными. Хорошая видимость позволяла противнику держать соединение под огнём на пределе, а временами даже за пределами дальности наших орудий. Волнение в 4-5 баллов сильно ограничивало возможности наводки.

Стрельба по наземным целям :
Эффективная стрельба по наземным целям от 7000 до 4000 м обеспечивалась с применением [дистанционных взрывателей] Zt. Z., орудийный расчёт неприятеля, несмотря на щит, был вынужден уйти в полное укрытие. Артиллерия неприятеля после обстрела прекратила огонь. При дистанциях от 4000 до 3000 м эффективных результатов против артиллерийских позиций можно достигнуть одновременной стрельбой с [дистанционными взрывателями] Zt.Z. и [взрывателями ударного действия] A.Z.. При дистанциях менее 3000 м можно использовать [противотанковые?] Pz. [Panzer?] поочерёдно с с другими типами боеприпасов.

Лёгкое вооружение необходимо держать наготове к открытию огня уже на дистанции максимальной дальности стрельбы, поскольку неприятель очень сильно морально подавлен. Чем меньше дистанция до цели, тем длиннее надо выбирать очереди автоматического огня. Даже при волнении в 5 баллов было возможным подавлять точечные цели, такие как пулемётные гнёзда.

Стрельба по морским целям :
Тут можно обобщить боевой опыт только по тяжёлым зенитным орудиям. Огонь по превосходящим наприятельским кораблям с артиллерийским вооружением (канонерским лодкам) велся на дистанциях до 13 000 м. На дистанциях до 10.500 м стрельба велась с применением Zt.Z. и A.Z., от 10500 м и до границы досягаемости - только A.Z. Корабли неприятеля с артиллерией среднего калибра в зависимости от ситуации и возможностей подпускались на малое расстояние и затем обстреливались в основном с Zt.Z. Разрывы ложились хорошо и корабли неприятеля неоднократно получали попадания, постоянно отходя на дальнее расстояние. Как способ стрельбы, нашла применение стрельба с использованием дальномера [EM]. Огонь по воздушным и морским целям вёлся одновременно, поэтому стрельба по морским целям производилась командирами орудий самостоятельно.

На больших дистанциях углы возвышения орудий нельзя было выставлять по зенитным оптическим прицелам, а [вместо этого] приходилось снимать показания по лимбам вертикальной наводки. Если наводчики орудий на палубе не могли обнаружить цель, орудие наводилось с главного поста [Hauptbühne] и при сообщении линии прицеливания производилась стрельба за горизонт. При этом оправдало себя наблюдение за попаданием снарядов, осуществляемое истребителями с использованием радиотелефонной связи (Fu.G X).

Стрельба по воздушным целям :
Стрельба по площадям исключительно оправдала себя при отражении атак с бреющего полёта. Ни разу неприятелю не удалось приблизиться строем к соединению и произвести прицельное бомбометание. Достигнуто несколько попаданий снарядов, часть сбита выстрелами. На больших дистанциях и при достаточном времени стрельба осуществлялась с применением дальномера. Такой метод стрельбы также имел результат в виде рассеивания неприятельского соединения. На подходящих дистанциях вёлся огонь на поражение из лёгкого вооружения. Принимая во внимание сильное волнение на воде, результат стрельбы можно оценить как хороший.

d) Техника :

Ход операции вновь показал на основании многочасовых чрезмерных нагрузок, что главные судовые механизмы не отвечают требованиям таких масштабных операций. Постоянные поломки, которые вследствие тактического управления боевыми действиями отдельно не регистрировались, представляли угрозу как для отдельных паромов, так и для всего соединения в целом. Весь обратный путь можно было двигаться со скоростью всего лишь 5 узлов. Устранение возникающих неисправностей никоим образом не гарантировало безопасности. С увеличением выхода паромов из строя и при определённых обстоятельствах на весь их личный состав можно рассчитывать при дальнейшем боевом использовании.

VI. Наши и неприятельские потери :

1. Наши потери

a) Потери личного состава
18 убитых
4 пропавших без вести
57 тяжело- и легкораненых, из них один за это время умерший

b) Потери матчасти
Корабли :
2 тяжёлых зенитно-артиллерийских парома
2 лёгких зенитно-артиллерийских парома
1 десантный катер [I-Boot]
1 лёгкий паром сильно повреждён.

Прочие повреждения на большинстве паромов и катеров в основном вызваны воздействием осколков бомб и снарядов, штормовых условий, а также неисправностями двигателей. На соединение было сброшено около 400 бомб. Ущерб незначительный.

c) Зенитно-артиллерийская матчасть :
Общие потери :
6 – 88 мм Flak 18
2 – [дальномер] Em 4 m R (H) 36
2 – 37 мм Flak 36
9 – 20 мм Flakvierling 38
5 – 20 мм Flak 38
2 - прожектор 60 см
2 - устройства корректировочных для дальномера
1 – вздутие ствола у 88 мм
12 – 20 мм стволов повреждено
2 - 20 мм Flak 38 спасено.

2. Потери противника :
8 самолётов противника сбито
( 3 И-15 )
( 4 Ил-2 )
( 1 ЛаГГ-3 )
1 самолёт повреждён,
2 канонерские лодки провреждены,
1 сторожевой корабль или ещё одна канонерская лодка повреждены, несколько сторожевых катеров повреждено,
1 торпедный катер повреждён

Результаты нападения на Сухо :
Маяк и строение подожжены и сильно повреждены, два 100 мм орудия штурмовыми группами приведены в непригодное состояние, третье орудие при обстреле во время возвращения выведено из боя. Личный состав в четырёх блиндажах, а также ряд пулемётных гнёзд уничтожены, радиомачта разрушена, вторая повреждена. Взято шестеро пленных.

Погода :
Прогноз погоды позволял надеяться на благоприятствующую операции погоду. Однако он никоим образом не соответствовал действительности. Сводки погоды см. в Приложении 2.
В течение ночи по радио дважды — в 23.27 и в 02.37 передавали - «Погода без изменений».

Взаимодействие со своей истребительной и бомбардировочной авиацией, а также с финскими истребителями :
Взаимодействие со своими истребителями, а также с финскими истребителями было очень хорошим.

Бомбардировочная авиация :
Применение самолётов бомбардировочной авиации не принесло флотилии никакого облегчения. По нашим собственным наблюдениям, произведённые бомбовые атаки на соединение неприятеля не имели эффекта. После осуществления бомбометания бомбардировщики регулярно пролетали над нашим соединением, производили атаку на бреющем полёте и существенно мешали тем самым ведению боевых действий, которые непрерывно продолжались большую часть обратного пути, в большинстве случаев одновременно с воздушными и морскими силами неприятеля. Более того, они облегчали воздушным и морским силам неприятеля обнаружение нашего соединения.
Если возвращение бомбардировщиков без сопровождения истребителями не представляется возможным, то на взгляд флотилии было бы правильнее беспокоить неприятельское соединение.

VII. Расход боеприпасов :

Общий расход боеприпасов :

2.647   выстр. 88 мм
2.136   выстр. 37 мм
31.028 выстр. 20 мм
4.691 шт боеприпасов для M.G.
1.451 шт боеприпасов для M.P.
40 шт SS [?]
58 сигнальных патронов
2 звуковых патрона
47 ручных гранат

Из них на Сухо, приблизительно :

7.464 выстр. 20 мм разрывных [Sprgr.Patr.]
4.500 выстр. 20 мм противотанковых [Pzgr.Patr.]
3.620 выстр. 20 мм зажигательных [Brand]
648   выстр. 37 мм разрывных [Sprgr.Patr]
398   выстр. 37 мм противотанковых [Pzgr.Patr]
552   выстр. 88 мм с дист.взрыв. [Zt.Z.]
190   выстр. 88 мм с ударн. взрыв. [A.Z.]
36     выстр. 88 мм противотанк. [Pz.]
460 шт боеприпасов для M.G.
1.288 шт пистолетных патронов
47 ручных гранат

VIII. Схему боя см. в приложении 3 и 4
IX. Перехваченные радиопереговоры русских : (см. приложение 5)
X. Сроки приведения флотилии в боеготовность : окончательно о них можно будет сообщить только после начала ремонтных работ на отдельно взятых паромах.


подпись Вахтель
подполковник, командующий зенитной артиллерией


Перевод С.Б.