О документальном фильме «Маннергейм против Гитлера»

15 декабря 2009 года по 5 каналу демонстрировался документальный фильм "Новая версия. Маннергейм против Гитлера" (ведущий Л.Лурье, авторы сценария Д.Журавлев, Е.Саркисян, Д.Симановский), в котором авторы предлагают зрителю "новую версию" истории с островом Сухо. Фильм по сути является аналогичным фильму про Ленина и грибы того же канала или фильму про "мотобот дьявола", т.к. представляет собой нагромождение фантазий авторов, манипулирования фактами и откровенных фальсификаций. С одной стороны, подобную ахинею комментировать вроде как глупо (ибо она видна невооруженным глазом и может быть расценена как стёб), но с другой стороны, судя по реакции аудитории, многие восприняли это как действительно журналистское расследование, базирующееся на документальных источниках. Ниже предлагается разбор этого "кино". Разбору подвергнут только авторский текст в порядке появления в фильме.

Дополнение : В 2012 году Лев Лурье включил свой креатив в изданную им в соавторстве книгу "Ленинградский фронт".
С тем и другим полностью можно ознакомиться по ссылкам :

Сценарий документального фильма "Новая версия : Маннергейм против Гитлера"
Отрывок из книги "Ленинградский фронт"

Диктор : Летом 1942 года в южную Финляндию в обстановке полной секретности прибывают военные эшелоны. Их охраняют отборные части Вермахта и Гестапо. Начеку и военная контрразведка - Абвер. Никто в пути следования секретного груза не должен знать, что именно перевозят в вагонах. Получив сведения о секретных перевозках, советское командование стремится узнать о них как можно больше. В Финляндию направлены разведывательные группы. Судьба большинства из них трагична. Но невероятными усилиями всё же удаётся установить, что и куда везут эшелоны.

Секретность была такая, что о переброске паромов Зибеля на Ладогу ещё в начале июня 1942 г сообщали в новостях европейские радиостанции. Судя по многочисленным фотографиям перевозимых по территории Финляндии немецких и итальянских катеров - те перевозились на ж/д платформах либо с жидко разбросанными по палубе ветками, либо вообще без какой-либо маскировки и попавшие в кадры люди и животные вряд ли тянут на элиту вермахта и гестапо. Паромы Зибеля транспортировались на открытых платформах. Командующий Ладожской военной флотилией Чероков писал в мемуарах, что они были предупреждены 30 июня из Москвы Микояном о прибытии катеров и чуть позже паромов. 1 июля командующему авиацией КБФ был отдан приказ вести тщательную разведку портов и бухт Ладоги на предмет их появления, однако на протяжении июля по финским и немецким документам не прослеживается какой-либо активности нашей авиации в районе порта Лахденпохья или поимки там разведгрупп. Как можно заметить по документам Ладожской береговой бригады, советские разведчики в указанный период засылались и гибли на противоположном берегу Ладоги. Бомбардировки порта Лахденпохья авиацией КБФ были прекращены перед самым прибытием немецких сил и возобновились только после того как немцы спокойно собрали и спустили на воду всю флотилию.

Диктор : На берега Ладоги скрытно доставлены лучшие в то время суда, идеальные для ведения военных действий на озере.

Как писал позже в рапорте командир группы немецких катеров, при выборе типа кораблей для переброски на Ладогу никто из вышестоящих немецких чинов не удосужился хотя бы посоветоваться с представителями Кригсмарине (ВМС), в результате чего сюда прислали совершенно непригодные для данного театра корабли. К тому же немецкие минные заградители прислали на Ладогу неопробованными, они пребывали в непрерывном ремонте и к моменту рейда на Сухо окончательно вышли из строя из-за поломок механики.

Лурье : В сентябре сорок второго Гитлер решает предпринять вторую попытку - на этот раз город должен был быть полностью отрезан от Большой земли.

У этого решения Гитлера есть совершенно конкретная дата - 26 мая 1942 года, когда Гитлер потребовал прекратить ладожскую коммуникацию любой ценой. Планы сентября были весьма скромными. По итогам совещания 3 сентября подполковника Зибеля с начальником генштаба Люфтваффе, до середины сентября предполагалось продолжать заниматься учёбой личного состава (ранее был срок до 1 сентября), а с 16 сентября при условии благоприятной погоды и уничтожения к этому времени с воздуха боевых кораблей ЛВФ (!) - начать набеги на "внешний навигационный путь" (т.е. маршрут до Новой Ладоги). Как было отмечено : "Целью нападения является тревожить навигационный путь русских и связывать русские воздушно-морские силы". Про "полное отрезание" или захваты островов в планах сентября ничего не проглядывается.

Диктор : В составе итало-немецкой флотилии на Ладоге - отборные бойцы Вермахта и итальянских Марина Милитаре. Это бывалые вояки, прошедшие многочисленные кровопролитные схватки с англичанами. Они умеют воевать и на суше и на море.

Флотилия паромов представляла собой подразделение Люфтваффе — 144-й зенитно-артиллерийский дивизион (Flak-Abteilung 144). До того как попасть на Ладогу, они с 1941 года обитали в окрестностях бельгийского Антверпена, где им со своими зенитками вряд ли могла представиться возможность кровопролитно повоевать с англичанами, а тем более что-либо поштурмовать с воды. Наверное, это всё-таки не профиль зенитчиков. Как зенитчики они были, вероятно, неплохи, но морской опыт у них отсутствовал совершенно. Прибыв на Ладогу, они сразу приступили к постижению азов морского дела и даже на начало сентября 1942 года в их планах по-прежнему значилось обучение.
У итальянских вояк, судя по ряду глупейших происшествий с их участием и нулевым результатам боевых выходов, уровень даже по основному профилю был неважный.

Фактически "немецко-итальянской флотилией" можно было бы называть только отряд из четырёх немецких и четырёх итальянских катеров, находившийся под оперативным командованием у финнов. Флотилия паромов же находилась под командованием немецких Люфтваффе. Как отмечалось в рапорте офицера Кригсмарине, командующего немецкими катерами - "для немецких и итальянских катеров подчинение Люфтваффе категорически запрещалось" и их вынужденная кооперация с паромами имела под собой, как там говорилось, "саморазумеющееся братство по оружию".

Диктор : Холодно и спокойно Маннергейм увеличивает дистанцию между Финляндией и его немецким союзником. Он отказывается подчинять финские войска немецкому командованию и не желает брать под своё руководство немецкие подразделения.

Немецкие и итальянские катера находились как раз под командованием у Маннергейма и он лично утверждал планы минирования немцами судоходной трассы Дороги Жизни. Немцы неоднократно обращались летом к Маннергейму с прошениями о переводе катеров с Ладоги на Финский залив, где, по их мнению и мнению командования финских ВМС, они смогли бы принести большую пользу, но Маннергейм неоднократно отвечал отказом.

Диктор : В 1942 году Талвела стал финским представителем в ставке Гитлера. [...] В его голове созревает план блестящей операции, составной части общего немецкого наступления под Ленинградом. Цель операции - захват острова Сухо. Кодовое название - Бразиль.

Попытки авторов на протяжении всего фильма выдать генерала Талвела в качестве якобы инициатора идеи уничтожения Дороги Жизни и даже в качестве руководителя операций не имеют под собой никакой документальной основы. Операция по прекращению снабжения Ленинграда по Ладоге называлась не "Бразиль", а "Клабаутерманн". Целью операции изначально было нападение с воды и воздуха на основные порты и уничтожение находящихся там кораблей ЛВФ. Не исключались также высадки ограниченных десантов в портах. Операцией командовало Люфтваффе, а Талвела там был совсем не при делах. После эпизода с визитом в конце марта 1942 г его фамилия вообще нигде не фигурирует в связи с Ладогой.

Лурье : Этот маяк Осиновца - главное, что видели ленинградцы, которые эвакуировались на Большую землю, потому что именно здесь начиналась Дорога Жизни. В сорок втором она работает исключительно интенсивно - за навигацию в Ленинград привезли 300 000 бойцов пополнения, примерно 300 000 ленинградцев эвакуировали на Большую Землю. В город пришло по воде 800 000 (?) грузов. И вот посредине этого пути находился маленький остров Сухо с маяком, и если бы немцы взяли этот остров, связь между Новой Ладогой и Осиновцом была бы прервана.

Тут имеет место стандартный подлог с выдачей маршрута "Новая Ладога-Осиновец" за всю Дорогу Жизни. В феврале 1942 года Военный совет фронта принял решение, что в будущую навигацию главную роль в перевозках будет играть т.н. "малая" трасса Кобона-Осиновец, пересекающая внутри Шлиссельбургскую губу. Строительство портовых сооружений в Кобоне началось в марте и продолжалось весь сезон. Где проходили основные грузопотоки Дороги Жизни, хорошо иллюстрирует диаграмма ниже. В то время как в Новой Ладоге и Гостинополье в течение 1942 года было построено причалов для одновременного приёма по 6 барж, за то же время в Кобоне их было построено для одновременного приёма 58 барж. По итогам навигации 1942 г (которая завершилась в январе 1943), по "малой" трассе было перевезено две трети грузов для Ленинграда и 80% эвакуируемых. И эвакуировано было, кстати, не 300 000 ленинградцев, а раза в два больше.

По объёмам строительства причалов видно, где проходили основные грузопотоки :
(диаграмма из книги С.Толокнова "Бой за остров Сухо" )

И проходили они между Кобоной и Осиновцом, в 60 км от острова Сухо.

Диктор : Немецкое командование стремится скрыть от Маннергейма детали операции. Но нет ни одного секрета, который можно утаить от финского маршала. Несмотря на все ухищрения немцев, он в курсе их приготовлений. Маннергейм с нетерпением ждёт выступлений итало-немецкой флотилии и готовит своему союзнику неожиданный сюрприз.

В начале июня в Лахденпохья приезжали с визитом подполковники Зибель и Вахтель, которые ознакомили финнов с планами немецкого командования по прекращению снабжения Ленинграда. В дальнейшем финны регулярно присутствовали на совещаниях по планированию действий у немцев, и только в начале октября есть упоминание, что совещание проводилось без участия финской стороны. При этом в финском журнале Отряда "К" имеются соответствующие записи от 8, 12 и 21 октября, что немцы исправно сообщали им в эти дни о запланированном на завтра нападении на остров Сухо.

Диктор : Запретить Талвела проводить операцию он не может. Талвела - ставленник Гитлера, а Финляндия полностью зависит от Германии. Она снабжает его страну оружием и продовольствием. И Маннергейм прибегает к тактике, к которой он привык за тридцать лет жизни в России - любое начинание можно загубить бюрократией, проволочками, саботажем. Неожиданно финнов одолевает непонятный тяжкий недуг. Перестаёт действовать работавшая ранее как часы техника. О финской исполнительности можно позабыть. Как-то удивительно медленны и нерасторопны портовые рабочие. Немецкие моряки удивляются - ничего не делается в срок. А тут ещё и итальянцы готовы подложить свинью при первом удобном случае.

Это полностью вымысел авторов, т.к. в озвученный период (до 4 июня) никаких немцев и итальянцев тут в помине не было. Паромы были в Европе, итальянцы ещё на пути в Финляндию и саботировать финнам даже при желании было некого.

Диктор : Генерал Талвела понимает - вылечить финнов от русской болезни может только один человек - Гитлер. Талвела убеждает фюрера лично прилететь в Финляндию к Маннергейму. 4 июня 1942 года Маннергейм отмечает свой юбилей - 75 лет. Удобный случай. С помощью Гитлера Талвела сможет урезонить строптивого маршала и осуществить свой грандиозный план - создание Великой Финляндии и операция Бразиль - первый шаг к этой цели.

Как раз 4 июня посетившие Лахденпохья немцы информировали финнов, что первую партию паромов можно было бы отправить из Хельсинки на Ладогу только в конце месяца. Первый итальянский катер прибыл в Хельсинки 5 июня и уже 7 июня отправился в сторону Ладоги. Так что до этого дня финны ни катеров ни паромов в глаза не видели и для фюрера совершенно не было почвы "лечить" 4 июня Маннергейма на эту тему.

Диктор : Генерал Талвела понимал, куда клонит Маннергейм. Если немедленно не начать операцию "Бразиль", его надеждам не суждено сбыться. Сухо до конца навигации необходимо захватить, иначе ладожский лёд обездвижит быстроходные катера и паромы "Зибель". Необходимо высадить десант на Сухо и прочно закрепиться на острове. Тогда немцы станут полностью контролировать все перевозки на Ладоге, по воде и по льду. Ленинград останется без снабжения и умрет.

Пролегавшая мимо Сухо трасса в октябре 1942 года не имела решающего значения, т.к. к этому времени основные грузопотоки были перенесены на Кобону и уже работал канал от Кобоны до Новой Ладоги. Можно вспомнить командующего ЛВФ Черокова, который 22 октября, получив известие, что у Сухо происходит что-то непонятное, отправился в район боя из Осиновца не так, как все бы подумали, а сначала в Кобону и затем по каналу до Новой Ладоги. Даже если теоретически допустить недолгое присутствие немцев-смертников на Сухо (с неясными перспективами снабжения накануне ледостава и в окружении артиллерии с превосходящей дальнобойностью), ничто не мешало бы нашим перенести т.н. "северный фарватер" ещё севернее острова Сухо за пределы досягаемости немецких зениток. Хотя с учётом того, что конвои из Новой Ладоги проходили Сухо только в ночное время, то и это могло не понадобиться. Контролировать же с Сухо ледовые перевозки невозможно было в принципе, т.к. ледовая трасса находилась в 60 км от него и немцы уже безуспешно пытались ранее её контролировать из района Шлиссельбурга с расстояния всего лишь 20 км.

Диктор : В ставке Гитлера назначают начало операции Бразиль на 21 октября 1942 года. Информацию об этом скрывают от Маннергейма, но маршал всё знает, видит, просчитывает и успевает предупредить советское командование о выходе итало-немецкой флотилии с северо-западного берега Ладоги.

Приказ об операции "Бразиль" отдал командующий зенитной артиллерией штаба флотилии паромов (E.F.O.-Flakkommandeur) 6 октября 1942 г. 8 октября была предпринята первая попытка его осуществления, 12 октября вторая, а 21 октября предпринималась уже третья безуспешная попытка его выполнить.

Перед каждой из трёх попыток немцы ставили финнов в известность о завтрашнем нападении на Сухо и просили предоставить свои же и итальянские катера. Вот соответствующие страницы из архивного журнала боевых действий отряда Кийянена. 8 и 12 октября о нападении на Сухо финнов оповещал сам подполковник Зибель, а 21 октября - корвет-капитан фон Рамм.

Пассаж о предупреждении Маннергеймом советского командования о выходе немцев явно вызван злоупотреблением автором веществами. В любом случае при отсутствии у наших воздушной разведки выходка немцев была для них полной неожиданностью по всем имеющимся свидетельствам.

Диктор : Операция Бразиль началась строго по плану. Из боевого донесения по наступательной операции Бразиль. "Первая боевая группа вышла в 17.30 из Сортанлахти. Вторая боевая группа отплыла в 17.15 из Кякисалми. Место назначения - 1.2 мили западнее Верккосаари."

Здесь и далее у авторов фильма имеют место подлоги в форме фальсификации документов. Они якобы цитируют выдержки из немецкого рапорта, а на самом деле в текст реального документа вставляются выдуманные ими фразы.
В данном случае, поскольку авторы не представляют себе географии указанного района, то вряд ли ответят, зачем вышедшие в 17.30 из Сортанлахти паромы ползли 40 км в прямо противоположную от Сухо сторону, а не встретили вторую группу у острова Коневец, как это сделали итальянские катера сопровождения. Объяснение в том, что в донесении говорится о выходе "с мест базирования", а "Сортанлахти" авторы зачем-то выдумали (те вышли из Тайвалахти/Ровное и у острова Верккосаари было назначено место встречи с группой из устья Вуоксы).

Примечание. Здесь и далее при "цитировании" немецкого отчёта авторы переводят указанное в документах немецкое время в московское, прибавляя один час. На самом деле время там значится на час меньшее, к примеру по случаю выше - 16.30 и 16.15 соответственно.

Диктор : На паромах элитный десантный отряд - ударные группы, команда сапёров, специальные подразделения пехотных войск. Общее их число - более ста человек. Лучшие солдаты в мире, победители, фанатики, профессионалы !

Из перечисленного списка участников действительности соответствуют только "ударные группы" (Stosstrupps) и "команда сапёров" (Sprengtrupp). Их количество в немецких документах не указывается и фигурирующие здесь и в литературе цифры («около 70», «более 100» и т.п.) берутся авторами с потолка. В отношении элиты и спецназа в отчете о штурме острова сообщается, что две ударные группы были набраны из числа артиллеристов-зенитчиков паромов, а третья группа была направлена "Бюро Целлариуса", то есть состояла из наших соотечественников, перешедших на сторону немцев. Это подтверждается и тем, что в финских документах имя командира этой ударной группы - зондерфюрера Вернера Шварце упоминается в контексте работы с диверсантами из числа наших военнопленных

Диктор : Генерал Талвела ставит перед эскадрой четкую задачу : высадить десант на острове, установить артиллерийские орудия, использовать Сухо как базу для последующих ударов. В победе нет сомнений. Портовые сооружения Новой Ладоги, Кобоны и Морья - лёгкая цель. Суда Ладожской военной флотилии - не стоящий внимания мусор.

Без конца декларируемая отечественными авторами задача захвата острова и вытаскивания на него 88-мм орудий с паромов с целью создания плацдарма является результатом подтасовки цитат командующего ЛВФ Черокова. Однако в текстах у Черокова это звучит как "мы не исключали возможности, что ..." (о плацдарме для высадки на южный берег) или "исследовав возможности средств, привлеченных к операции, мы пришли к выводу, что ..." (о нарушении перевозок по "большой" трассе) и "противник мог ..." (об установке орудий на острове). То есть это чистые умопостроения командующего ЛВФ и никаких документальных подтверждений своим гипотезам он даже в 1990 году не имел и этого не скрывал.

Авторы вряд ли ответят на вопрос - каким образом при расстоянии до Кобоны в 50 км, до Осиновца 65 км и Новой Ладоги 35 км их портовые сооружения должны были стать лёгкой целью для сидящих на Сухо немцев с зенитками. И почему при этом 100-мм орудия кораблей ЛВФ - мусор, если в том же цитируемом авторами рапорте немцы жалуются на их превосходящую дальнобойность.

Диктор : К семи часам утра огромная вражеская флотилия подходит к Сухо. Из-за сильного тумана она не была замечена.

Упомянув про сильный туман, из-за которого якобы наблюдатели с Сухо не заметили стадо "зибелей", авторы следом выпускают на экран ветерана (бывшего матроса катера МО-171 Павла Погоняева) который рассказывает, как они, находясь восточнее острова, обнаружили немцев с запада ещё до открытия теми огня, в виде черной полосы на горизонте, движущихся с громким и необычным шумом ( полсотни авиационных двигателей). Немцы пишут, что видимость на рассвете была хорошая и ясная ("gute und klare"), перед открытием огня по острову дальномерщик с одного из паромов передал остальным "дистанция 7500 м". И как отмечают все наши источники, первым же немецким залпом была снесена антенна радиостанции Сухо. Скорее всего, с видимостью в то утро всё было нормально и с маяка Сухо немцев не заметили по другим причинам.

Диктор : Под прикрытием авиации немецкие паромы подходят к Сухо. На берег с десантных катеров высаживаются три ударные группы пехотинцев и одна группа сапёров-подрывников. Им удаётся вывести из строя два советских орудия из трёх.

В немецком отчете сообщается, что 4 истребителя Ме-109 появились над ними только во время нахождения ударных групп на острове. Про прикрытие авиацией до этого момента никаких данных нет, высадка на остров прикрывалась огнём лёгких зенитно-артиллерийских паромов и 20-мм автоматов десантных катеров. Как уже говорилось, пехотинцев в составе десанта не было.

Лурье : Бой на острове Сухо короткий, всего час, но страшный. Представьте себе площадку размером с половину футбольного поля, это целиком камни. И вот на этих камнях в смертельной схватке сошлись 70 немецких десантников и 90 наших краснофлотцев. Штыки,гранаты, приклады, очереди в упор. К концу боя из нашего гарнизона 90 человек сражаться могли только 13, остальные были или тяжело ранены или убиты.

От высадки первой группы немцев на Сухо и до покидания ими острова по свидетельству самих немцев прошло около получаса, приказ к отступлению (ракета) подан через 15 минут после начала высадки первой группы.

Численность сил как с нашей, так и с немецкой стороны до сих пор остаётся покрытой мраком и в обороте нет никаких первичных документов, где она фигурирует. Это позволяет авторам пользоваться вторичными источниками вроде мемуаров и подбирать оттуда цифры в зависимости от своих целей. К примеру, в оперсводке Генштаба за 23.10.42 численность немецкого десанта оценивается в 30-40 человек, в мемуарах командующего ЛВФ - 50-70 человек, а у профессора Н.Барышникова - 2400 человек.

Цифры про 13 уцелевших из 90 являются скорее всего результатом подтасовки текста мемориальной таблички на маяке (на табличке значатся 13 уцелевших и 32 раненых из 70). Источник этих цифр неизвестен и они не подтверждаются ни имеющимися в обороте документами о потерях, ни мемуарной литературой. Судя по приписываемой Гусеву фразе "... 4-й час сильный рукопашный бой" и одну захваченную баржу (их на камнях у острова было брошено три), табличка является фальшивкой.

В послевоенных публикациях командующего ЛВФ Черокова имеются сведения, что перед высадкой десанта на острове находилось около ста человек личного состава (не только артиллеристы). В ходе боевых действий на Сухо погибло 7 человек (циркуляр от 27.11.42), уведено в плен 6, ранено 23. Следовательно, после отхода немцев на острове должно было оставаться человек 60 невредимых бойцов плюс боеспособные раненые.

Из семи погибших двое (начальник СНиС и телефонист) были убиты до высадки немцев от взрыва снаряда внутри маяка, военфельдшер и дальномерщик были смертельно ранены в это же время. Чероков упоминает, что все пулемёты были уничтожены артиллерией ещё до высадки десанта, поэтому убитый командир отделения пулемётчиков скорее всего погиб тогда же. Остальные погибшие - сигнальщик, телефонист и двое артиллеристов. Ни один из семи погибших не фигурирует в мемуарах Черокова и Гусева как отважно сражавшийся, нет их и в списках награжденных, т.е. с большой вероятностью все они погибли от огня артиллерии ещё до высадки немцев. Чероков пишет, что артобстрел был такой силы, что артиллеристы при приближении паромов оставили свои орудия и попрятались в укрытия. Напрашивается, что самым естественным объяснением этому могли послужить потери в их рядах.
В мемуарах командира батареи капитана Гусева тот избегает приводить какие-либо конкретные цифры, предлагая читателю арифметический ребус. Ребус сводится к тому, что потери убитыми и ранеными от артобстрела на батарее (а на Сухо помимо батареи было ещё как минимум человек десять обслуги маяка, СНиС и строителей) он оценил в "40-45 процентов", а после посещения острова немцами и последующего возобновления артобстрела общие потери убитыми и ранеными составили "около 50 процентов". Какова была первоначальная численность батареи, Гусев не сообщает. Если ориентироваться на данные Черокова, один процент в данной ситуации составляет менее одного человека. Чисто условная разница между "около 50" и "40-45" у Гусева опять же намекает на то, что масштабы нанесённого немецким десантом урона и жестокости боя на острове несколько преувеличены обеими сторонами. Если поделить отчётное количество потраченных немцами в ходе штурма боеприпасов на заявленное нами количество десанта, то каждый десантник сделал из автомата по 15 выстрелов и каждый второй бросил по гранате.

Диктор : Немцы близки к успеху. Остаётся захватить третье орудие и дождаться высадки основного десанта. Но победу, которую так ждали Гитлер и Талвела, отняли краснофлотцы и маршал Маннергейм. Метеопрогноз, представленный финнами, не оправдался. Вместо ясной погоды - шторм в пять баллов. Паромы полковника Зибеля наткнулись на подводные скалы. Финны не предоставили необходимой информации о лоции хорошо им знакомого района.

Метеорологов всегда недолюбливают, но здесь опять имеют место фантазии авторов. Ясной погоды никто не обещал - в 12-часовом прогнозе говорилось про плотную облачность с прерывистыми осадками. К утру ожидалась волна 2-3 балла, немцы её оценили в 4-5 баллов и по этому поводу высказали претензии. Учитывая, что остров Сухо построен искусственно в качестве основания под маяк на одноименной мели, это по определению предполагает, что от него следует держаться подальше. На современных морских картах район острова окружен изобатой 5 метров и закрашен голубым, со всех сторон света он обставлен знаками навигационной опасности. Окрестности острова густо усыпаны подводными камнями (Т-образные символы). Кораблям там даже с современными морскими картами вообще делать нечего, это чистая рулетка.

Диктор : Заметив сигнальную ракету, все немецкие десантные группы вернулись с острова обратно на паромы, прихватив с собой пятерых пленных. Флотилии предстоит нелёгкий путь обратно. Шторм и огонь с тральщика и морского охотника не позволяют провести ремонтные работы на месте. Повреждённые паромы приходится бросить.

Пленных взято шестеро. Паромы брошены не из-за невозможности их отремонтировать, а из-за невозможности стащить их с камней, на которые они прочно сели с попутной пятибалльной волной. На огонь с тральщика и охотника никто не жаловался, об их присутствии вообще сложно найти упоминания.

Диктор : Из боевого донесения о наступательной операции Бразиль. "9:17. Загорелся паром №26. После серии взрывов, вызванных прямым попаданием авиабомбы, на судне начинается пожар".

Для большей "документальности" авторы дублируют сказанное машинописью на экране.

Это фальсификация документа. В записи на 9:17 (по Москве, 8:17 по Берлину) сообщается, что брошенный паром № 26 подожжён огнём артиллерии, в результате чего на нём сдетонировал боезапас и взорвалось топливо (в другом месте сказано "паром 26 потопили сами"). Про "прямое попадание авиабомбы" в рапорте ничего нет.

Диктор : Из боевого донесения о наступательной операции Бразиль. 10:14. Из-за сильного огня противника эскадра начинает выдвигаться по южному курсу отступления.

Опять фальсификация документа. В указанной записи на 10:14 (по Москве, 9:14 по Берлину) сообщается, что соединение приступает к возвращению назад от самой южной точки. Про "сильный огонь противника" там ничего нет, равно как и про "южный курс отступления" (?).

Диктор : 23 октября в 4 утра изрядно потрёпанная немецкая флотилия возвратилась на базу, куда раньше вернулись итальянские катера. Их командиры ещё на подходе к Сухо сообщили о нехватке горючего.

Сообщение о нехватке горючего фальсифицировано. Двум вернувшимся под утро 22.10 катерам была поставлена задача охранения маршрута паромов в ночное время до достижения ими района банки Северная Головешка. Выполнив эту задачу, катера возвратились на базу. Они же выходили во второй половине дня и забрали раненых с паромов. Третий катер по документам будто бы находился сутки с паромами в озере (о чем нет никаких подробностей), а четвёртый вообще никуда не выходил.

Лурье : Поздней осенью 1942 года немецкие Зибели и итальянские торпедные катера отправились с Ладоги обратно на Балтику. И с тех пор в Финляндии предпочитали не вспоминать об операции "Бразиль". Не вспоминал о ней Маннергейм, не вспоминали о ней и следующие финские руководители и даже финские историки не очень любят писать об этой операции.

Почему финны по мнению Лурье должны были помнить все неудачи Люфтваффе ? Финские силы не принимали участия в нападении на Сухо, сама операция проводилась за пределами финских территорий, остров Сухо не доставлял финнам никаких неудобств.

Если на то пошло, то об этом эпизоде старались не вспоминать советские (а теперь российские) историки и военачальники. Более того, были приложены огромные усилия по сокрытию и фальсификации тех событий. На острове Сухо были уничтожены абсолютно все следы, напоминающие о боевом прошлом острова. Там нет нынче ничего от восьми каменных дотов с путями сообщения в камне. Засыпаны камнями орудийные дворики батареи Гусева и блиндажи ("каменки") из гранитных блоков. Зачищены военные архивы - до сих пор исследователями не обнаружено первичных документов о тех событиях на острове. Как свидетельствуют ветераны ЛВФ, после войны все участники обороны Сухо бесследно исчезли. Они не оставили мемуаров, не давали интервью, не приезжали на встречи ветеранов. А ведь их оставалось под сотню человек. Мемуары Гусева вызывают своими деталями большие сомнения в том, что их автором является действительно Гусев.

Фильм Лурье представляет собой лишь ещё одну унылую попытку сокрытия реальных исторических событий и подмены их фальсификацией. Надо также отдать должное, что применяемые автором творческие методы в виде подделки исторических документов являются свежим ходом и аудитории Льва Лурье надо на будущее иметь это в виду.