О документальном фильме «Маннергейм против Гитлера»
15 декабря 2009 года по 5 каналу демонстрировался документальный фильм
"Новая версия. Маннергейм против Гитлера" (ведущий Л.Лурье, авторы сценария Д.Журавлев, Е.Саркисян, Д.Симановский), в котором авторы предлагают зрителю "новую версию" истории с островом Сухо. Фильм по сути является аналогичным фильму про Ленина и грибы того же канала или фильму про "мотобот дьявола", т.к. представляет собой нагромождение фантазий авторов, манипулирования фактами и откровенных фальсификаций. С одной стороны, подобную ахинею комментировать вроде как глупо (ибо она видна невооруженным глазом и может быть расценена как стёб), но с другой стороны, судя по реакции аудитории, многие восприняли это как действительно журналистское расследование, базирующееся на документальных источниках. Ниже предлагается разбор этого "кино". Разбору подвергнут только авторский текст в порядке появления в фильме. Диктор : Летом 1942 года в южную Финляндию в обстановке полной секретности прибывают военные эшелоны. Их охраняют отборные части Вермахта и Гестапо. Начеку и военная контрразведка - Абвер. Никто в пути следования секретного груза не должен знать, что именно перевозят в вагонах. Получив сведения о секретных перевозках, советское командование стремится узнать о них как можно больше. В Финляндию направлены разведывательные группы. Судьба большинства из них трагична. Но невероятными усилиями всё же удаётся установить, что и куда везут эшелоны.
Секретность была такая, что о переброске паромов Зибеля на Ладогу ещё в начале июня 1942 г сообщали в новостях европейские радиостанции. Судя по многочисленным фотографиям перевозимых по территории Финляндии немецких и итальянских катеров - те перевозились на ж/д платформах либо с жидко разбросанными по палубе ветками, либо вообще без какой-либо маскировки и попавшие в кадры люди и животные вряд ли тянут на элиту вермахта и гестапо. Паромы Зибеля транспортировались на открытых платформах. Командующий Ладожской военной флотилией Чероков писал в мемуарах, что они были предупреждены 30 июня из Москвы Микояном о прибытии катеров и чуть позже паромов. 1 июля командующему авиацией КБФ был отдан приказ вести тщательную разведку портов и бухт Ладоги на предмет их появления, однако на протяжении июля по финским и немецким документам не прослеживается какой-либо активности нашей авиации в районе порта Лахденпохья или поимки там разведгрупп. Как можно заметить по документам Ладожской береговой бригады, советские разведчики в указанный период засылались и гибли на противоположном берегу Ладоги. Бомбардировки порта Лахденпохья авиацией КБФ были прекращены перед самым прибытием немецких сил и возобновились только после того как немцы спокойно собрали и спустили на воду всю флотилию. Диктор : На берега Ладоги скрытно доставлены лучшие в то время суда, идеальные для ведения военных действий на озере. Как писал позже в рапорте командир группы немецких катеров, при выборе типа кораблей для переброски на Ладогу никто из вышестоящих немецких чинов не удосужился хотя бы посоветоваться с представителями Кригсмарине (ВМС), в результате чего сюда прислали совершенно непригодные для данного театра корабли. К тому же немецкие минные заградители прислали на Ладогу неопробованными, они пребывали в непрерывном ремонте и к моменту рейда на Сухо окончательно вышли из строя из-за поломок механики. Лурье : В сентябре сорок второго Гитлер решает предпринять вторую попытку - на этот раз город должен был быть полностью отрезан от Большой земли. У этого решения Гитлера есть совершенно конкретная дата - 26 мая 1942 года, когда Гитлер потребовал прекратить ладожскую коммуникацию любой ценой. Планы сентября были весьма скромными. По итогам совещания 3 сентября подполковника Зибеля с начальником генштаба Люфтваффе, до середины сентября предполагалось продолжать заниматься учёбой личного состава (ранее был срок до 1 сентября), а с 16 сентября при условии благоприятной погоды и уничтожения к этому времени с воздуха боевых кораблей ЛВФ (!) - начать набеги на "внешний навигационный путь" (т.е. маршрут до Новой Ладоги). Как было отмечено : "Целью нападения является тревожить навигационный путь русских и связывать русские воздушно-морские силы". Про "полное отрезание" или захваты островов в планах сентября ничего не проглядывается. Диктор : В составе итало-немецкой флотилии на Ладоге - отборные бойцы Вермахта и итальянских Марина Милитаре. Это бывалые вояки, прошедшие многочисленные кровопролитные схватки с англичанами. Они умеют воевать и на суше и на море.
Флотилия паромов представляла собой подразделение Люфтваффе — 144-й зенитно-артиллерийский дивизион (Flak-Abteilung 144). До того как попасть на Ладогу, они с 1941 года обитали в окрестностях бельгийского Антверпена, где им со своими зенитками вряд ли могла представиться возможность кровопролитно повоевать с англичанами, а тем более что-либо поштурмовать с воды. Наверное, это всё-таки не профиль зенитчиков. Как зенитчики они были, вероятно, неплохи, но морской опыт у них отсутствовал совершенно. Прибыв на Ладогу, они сразу приступили к постижению азов морского дела и даже на начало сентября 1942 года в их планах по-прежнему значилось обучение. Диктор : Холодно и спокойно Маннергейм увеличивает дистанцию между Финляндией и его немецким союзником. Он отказывается подчинять финские войска немецкому командованию и не желает брать под своё руководство немецкие подразделения. Немецкие и итальянские катера находились как раз под командованием у Маннергейма и он лично утверждал планы минирования немцами судоходной трассы Дороги Жизни. Немцы неоднократно обращались летом к Маннергейму с прошениями о переводе катеров с Ладоги на Финский залив, где, по их мнению и мнению командования финских ВМС, они смогли бы принести большую пользу, но Маннергейм неоднократно отвечал отказом. Диктор : В 1942 году Талвела стал финским представителем в ставке Гитлера. [...] В его голове созревает план блестящей операции, составной части общего немецкого наступления под Ленинградом. Цель операции - захват острова Сухо. Кодовое название - Бразиль. Попытки авторов на протяжении всего фильма выдать генерала Талвела в качестве якобы инициатора идеи уничтожения Дороги Жизни и даже в качестве руководителя операций не имеют под собой никакой документальной основы. Операция по прекращению снабжения Ленинграда по Ладоге называлась не "Бразиль", а "Клабаутерманн". Целью операции изначально было нападение с воды и воздуха на основные порты и уничтожение находящихся там кораблей ЛВФ. Не исключались также высадки ограниченных десантов в портах. Операцией командовало Люфтваффе, а Талвела там был совсем не при делах. После эпизода с визитом в конце марта 1942 г его фамилия вообще нигде не фигурирует в связи с Ладогой. Лурье : Этот маяк Осиновца - главное, что видели ленинградцы, которые эвакуировались на Большую землю, потому что именно здесь начиналась Дорога Жизни. В сорок втором она работает исключительно интенсивно - за навигацию в Ленинград привезли 300 000 бойцов пополнения, примерно 300 000 ленинградцев эвакуировали на Большую Землю. В город пришло по воде 800 000 (?) грузов. И вот посредине этого пути находился маленький остров Сухо с маяком, и если бы немцы взяли этот остров, связь между Новой Ладогой и Осиновцом была бы прервана.
Тут имеет место стандартный подлог с выдачей маршрута "Новая Ладога-Осиновец" за всю Дорогу Жизни. В феврале 1942 года Военный совет фронта принял решение, что в будущую навигацию главную роль в перевозках будет играть т.н. "малая" трасса Кобона-Осиновец, пересекающая внутри Шлиссельбургскую губу. Строительство портовых сооружений в Кобоне началось в марте и продолжалось весь сезон. Где проходили основные грузопотоки Дороги Жизни, хорошо иллюстрирует диаграмма ниже. В то время как в Новой Ладоге и Гостинополье в течение 1942 года было построено причалов для одновременного приёма по 6 барж, за то же время в Кобоне их было построено для одновременного приёма 58 барж. По итогам навигации 1942 г (которая завершилась в январе 1943), по "малой" трассе было перевезено две трети грузов для Ленинграда и 80% эвакуируемых. И эвакуировано было, кстати, не 300 000 ленинградцев, а раза в два больше. И проходили они между Кобоной и Осиновцом, в 60 км от острова Сухо. Диктор : Немецкое командование стремится скрыть от Маннергейма детали операции. Но нет ни одного секрета, который можно утаить от финского маршала. Несмотря на все ухищрения немцев, он в курсе их приготовлений. Маннергейм с нетерпением ждёт выступлений итало-немецкой флотилии и готовит своему союзнику неожиданный сюрприз. В начале июня в Лахденпохья приезжали с визитом подполковники Зибель и Вахтель, которые ознакомили финнов с планами немецкого командования по прекращению снабжения Ленинграда. В дальнейшем финны регулярно присутствовали на совещаниях по планированию действий у немцев, и только в начале октября есть упоминание, что совещание проводилось без участия финской стороны. При этом в финском журнале Отряда "К" имеются соответствующие записи от 8, 12 и 21 октября, что немцы исправно сообщали им в эти дни о запланированном на завтра нападении на остров Сухо. Диктор : Запретить Талвела проводить операцию он не может. Талвела - ставленник Гитлера, а Финляндия полностью зависит от Германии. Она снабжает его страну оружием и продовольствием. И Маннергейм прибегает к тактике, к которой он привык за тридцать лет жизни в России - любое начинание можно загубить бюрократией, проволочками, саботажем. Неожиданно финнов одолевает непонятный тяжкий недуг. Перестаёт действовать работавшая ранее как часы техника. О финской исполнительности можно позабыть. Как-то удивительно медленны и нерасторопны портовые рабочие. Немецкие моряки удивляются - ничего не делается в срок. А тут ещё и итальянцы готовы подложить свинью при первом удобном случае. Это полностью вымысел авторов, т.к. в озвученный период (до 4 июня) никаких немцев и итальянцев тут в помине не было. Паромы были в Европе, итальянцы ещё на пути в Финляндию и саботировать финнам даже при желании было некого. Диктор : Генерал Талвела понимает - вылечить финнов от русской болезни может только один человек - Гитлер. Талвела убеждает фюрера лично прилететь в Финляндию к Маннергейму. 4 июня 1942 года Маннергейм отмечает свой юбилей - 75 лет. Удобный случай. С помощью Гитлера Талвела сможет урезонить строптивого маршала и осуществить свой грандиозный план - создание Великой Финляндии и операция Бразиль - первый шаг к этой цели. Как раз 4 июня посетившие Лахденпохья немцы информировали финнов, что первую партию паромов можно было бы отправить из Хельсинки на Ладогу только в конце месяца. Первый итальянский катер прибыл в Хельсинки 5 июня и уже 7 июня отправился в сторону Ладоги. Так что до этого дня финны ни катеров ни паромов в глаза не видели и для фюрера совершенно не было почвы "лечить" 4 июня Маннергейма на эту тему. Диктор : Генерал Талвела понимал, куда клонит Маннергейм. Если немедленно не начать операцию "Бразиль", его надеждам не суждено сбыться. Сухо до конца навигации необходимо захватить, иначе ладожский лёд обездвижит быстроходные катера и паромы "Зибель". Необходимо высадить десант на Сухо и прочно закрепиться на острове. Тогда немцы станут полностью контролировать все перевозки на Ладоге, по воде и по льду. Ленинград останется без снабжения и умрет. Пролегавшая мимо Сухо трасса в октябре 1942 года не имела решающего значения, т.к. к этому времени основные грузопотоки были перенесены на Кобону и уже работал канал от Кобоны до Новой Ладоги. Можно вспомнить командующего ЛВФ Черокова, который 22 октября, получив известие, что у Сухо происходит что-то непонятное, отправился в район боя из Осиновца не так, как все бы подумали, а сначала в Кобону и затем по каналу до Новой Ладоги. Даже если теоретически допустить недолгое присутствие немцев-смертников на Сухо (с неясными перспективами снабжения накануне ледостава и в окружении артиллерии с превосходящей дальнобойностью), ничто не мешало бы нашим перенести т.н. "северный фарватер" ещё севернее острова Сухо за пределы досягаемости немецких зениток. Хотя с учётом того, что конвои из Новой Ладоги проходили Сухо только в ночное время, то и это могло не понадобиться. Контролировать же с Сухо ледовые перевозки невозможно было в принципе, т.к. ледовая трасса находилась в 60 км от него и немцы уже безуспешно пытались ранее её контролировать из района Шлиссельбурга с расстояния всего лишь 20 км. Диктор : В ставке Гитлера назначают начало операции Бразиль на 21 октября 1942 года. Информацию об этом скрывают от Маннергейма, но маршал всё знает, видит, просчитывает и успевает предупредить советское командование о выходе итало-немецкой флотилии с северо-западного берега Ладоги. Приказ об операции "Бразиль" отдал командующий зенитной артиллерией штаба флотилии паромов (E.F.O.-Flakkommandeur) 6 октября 1942 г. 8 октября была предпринята первая попытка его осуществления, 12 октября вторая, а 21 октября предпринималась уже третья безуспешная попытка его выполнить. Перед каждой из трёх попыток немцы ставили финнов в известность о завтрашнем нападении на Сухо и просили предоставить свои же и итальянские катера. Вот соответствующие страницы из архивного журнала боевых действий отряда Кийянена. 8 и 12 октября о нападении на Сухо финнов оповещал сам подполковник Зибель, а 21 октября - корвет-капитан фон Рамм. Пассаж о предупреждении Маннергеймом советского командования о выходе немцев явно вызван злоупотреблением автором веществами. В любом случае при отсутствии у наших воздушной разведки выходка немцев была для них полной неожиданностью по всем имеющимся свидетельствам. Диктор : Операция Бразиль началась строго по плану. Из боевого донесения по наступательной операции Бразиль. "Первая боевая группа вышла в 17.30 из Сортанлахти. Вторая боевая группа отплыла в 17.15 из Кякисалми. Место назначения - 1.2 мили западнее Верккосаари."
Здесь и далее у авторов фильма имеют место подлоги в форме фальсификации документов. Они якобы цитируют выдержки из немецкого рапорта, а на самом деле в текст реального документа вставляются выдуманные ими фразы. Диктор : На паромах элитный десантный отряд - ударные группы, команда сапёров, специальные подразделения пехотных войск. Общее их число - более ста человек. Лучшие солдаты в мире, победители, фанатики, профессионалы ! Из перечисленного списка участников действительности соответствуют только "ударные группы" (Stosstrupps) и "команда сапёров" (Sprengtrupp). Их количество в немецких документах не указывается и фигурирующие здесь и в литературе цифры («около 70», «более 100» и т.п.) берутся авторами с потолка. В отношении элиты и спецназа в отчете о штурме острова сообщается, что две ударные группы были набраны из числа артиллеристов-зенитчиков паромов, а третья группа была направлена "Бюро Целлариуса", то есть состояла из наших соотечественников, перешедших на сторону немцев. Это подтверждается и тем, что в финских документах имя командира этой ударной группы - зондерфюрера Вернера Шварце упоминается в контексте работы с диверсантами из числа наших военнопленных Диктор : Генерал Талвела ставит перед эскадрой четкую задачу : высадить десант на острове, установить артиллерийские орудия, использовать Сухо как базу для последующих ударов. В победе нет сомнений. Портовые сооружения Новой Ладоги, Кобоны и Морья - лёгкая цель. Суда Ладожской военной флотилии - не стоящий внимания мусор. Без конца декларируемая отечественными авторами задача захвата острова и вытаскивания на него 88-мм орудий с паромов с целью создания плацдарма является результатом подтасовки цитат командующего ЛВФ Черокова. Однако в текстах у Черокова это звучит как "мы не исключали возможности, что ..." (о плацдарме для высадки на южный берег) или "исследовав возможности средств, привлеченных к операции, мы пришли к выводу, что ..." (о нарушении перевозок по "большой" трассе) и "противник мог ..." (об установке орудий на острове). То есть это чистые умопостроения командующего ЛВФ и никаких документальных подтверждений своим гипотезам он даже в 1990 году не имел и этого не скрывал. Авторы вряд ли ответят на вопрос - каким образом при расстоянии до Кобоны в 50 км, до Осиновца 65 км и Новой Ладоги 35 км их портовые сооружения должны были стать лёгкой целью для сидящих на Сухо немцев с зенитками. И почему при этом 100-мм орудия кораблей ЛВФ - мусор, если в том же цитируемом авторами рапорте немцы жалуются на их превосходящую дальнобойность. Диктор : К семи часам утра огромная вражеская флотилия подходит к Сухо. Из-за сильного тумана она не была замечена. Упомянув про сильный туман, из-за которого якобы наблюдатели с Сухо не заметили стадо "зибелей", авторы следом выпускают на экран ветерана (бывшего матроса катера МО-171 Павла Погоняева) который рассказывает, как они, находясь восточнее острова, обнаружили немцев с запада ещё до открытия теми огня, в виде черной полосы на горизонте, движущихся с громким и необычным шумом ( полсотни авиационных двигателей). Немцы пишут, что видимость на рассвете была хорошая и ясная ("gute und klare"), перед открытием огня по острову дальномерщик с одного из паромов передал остальным "дистанция 7500 м". И как отмечают все наши источники, первым же немецким залпом была снесена антенна радиостанции Сухо. Скорее всего, с видимостью в то утро всё было нормально и с маяка Сухо немцев не заметили по другим причинам. Диктор : Под прикрытием авиации немецкие паромы подходят к Сухо. На берег с десантных катеров высаживаются три ударные группы пехотинцев и одна группа сапёров-подрывников. Им удаётся вывести из строя два советских орудия из трёх. В немецком отчете сообщается, что 4 истребителя Ме-109 появились над ними только во время нахождения ударных групп на острове. Про прикрытие авиацией до этого момента никаких данных нет, высадка на остров прикрывалась огнём лёгких зенитно-артиллерийских паромов и 20-мм автоматов десантных катеров. Как уже говорилось, пехотинцев в составе десанта не было. Лурье : Бой на острове Сухо короткий, всего час, но страшный. Представьте себе площадку размером с половину футбольного поля, это целиком камни. И вот на этих камнях в смертельной схватке сошлись 70 немецких десантников и 90 наших краснофлотцев. Штыки,гранаты, приклады, очереди в упор. К концу боя из нашего гарнизона 90 человек сражаться могли только 13, остальные были или тяжело ранены или убиты.
От высадки первой группы немцев на Сухо и до покидания ими острова по свидетельству самих немцев прошло около получаса, приказ к отступлению (ракета) подан через 15 минут после начала высадки первой группы. В послевоенных публикациях командующего ЛВФ Черокова имеются сведения, что перед высадкой десанта на острове находилось около ста человек личного состава (не только артиллеристы). В ходе боевых действий на Сухо погибло 7 человек (циркуляр от 27.11.42), уведено в плен 6, ранено 23. Следовательно, после отхода немцев на острове должно было оставаться человек 60 невредимых бойцов плюс боеспособные раненые.
Из семи погибших двое (начальник СНиС и телефонист) были убиты до высадки немцев от взрыва снаряда внутри маяка, военфельдшер и дальномерщик были смертельно ранены в это же время. Чероков упоминает, что все пулемёты были уничтожены артиллерией ещё до высадки десанта, поэтому убитый командир отделения пулемётчиков скорее всего погиб тогда же. Остальные погибшие - сигнальщик, телефонист и двое артиллеристов. Ни один из семи погибших не фигурирует в мемуарах Черокова и Гусева как отважно сражавшийся, нет их и в списках награжденных, т.е. с большой вероятностью все они погибли от огня артиллерии ещё до высадки немцев. Чероков пишет, что артобстрел был такой силы, что артиллеристы при приближении паромов оставили свои орудия и попрятались в укрытия. Напрашивается, что самым естественным объяснением этому могли послужить потери в их рядах. Диктор : Немцы близки к успеху. Остаётся захватить третье орудие и дождаться высадки основного десанта. Но победу, которую так ждали Гитлер и Талвела, отняли краснофлотцы и маршал Маннергейм. Метеопрогноз, представленный финнами, не оправдался. Вместо ясной погоды - шторм в пять баллов. Паромы полковника Зибеля наткнулись на подводные скалы. Финны не предоставили необходимой информации о лоции хорошо им знакомого района. Метеорологов всегда недолюбливают, но здесь опять имеют место фантазии авторов. Ясной погоды никто не обещал - в 12-часовом прогнозе говорилось про плотную облачность с прерывистыми осадками. К утру ожидалась волна 2-3 балла, немцы её оценили в 4-5 баллов и по этому поводу высказали претензии. Учитывая, что остров Сухо построен искусственно в качестве основания под маяк на одноименной мели, это по определению предполагает, что от него следует держаться подальше. На современных морских картах район острова окружен изобатой 5 метров и закрашен голубым, со всех сторон света он обставлен знаками навигационной опасности. Окрестности острова густо усыпаны подводными камнями (Т-образные символы). Кораблям там даже с современными морскими картами вообще делать нечего, это чистая рулетка. Диктор : Заметив сигнальную ракету, все немецкие десантные группы вернулись с острова обратно на паромы, прихватив с собой пятерых пленных. Флотилии предстоит нелёгкий путь обратно. Шторм и огонь с тральщика и морского охотника не позволяют провести ремонтные работы на месте. Повреждённые паромы приходится бросить. Пленных взято шестеро. Паромы брошены не из-за невозможности их отремонтировать, а из-за невозможности стащить их с камней, на которые они прочно сели с попутной пятибалльной волной. На огонь с тральщика и охотника никто не жаловался, об их присутствии вообще сложно найти упоминания. Диктор : Из боевого донесения о наступательной операции Бразиль. "9:17. Загорелся паром №26. После серии взрывов, вызванных прямым попаданием авиабомбы, на судне начинается пожар". Для большей "документальности" авторы дублируют сказанное машинописью на экране.
Это фальсификация документа. В записи на 9:17 (по Москве, 8:17 по Берлину) сообщается, что брошенный паром № 26 подожжён огнём артиллерии, в результате чего на нём сдетонировал боезапас и взорвалось топливо (в другом месте сказано "паром 26 потопили сами"). Про "прямое попадание авиабомбы" в рапорте ничего нет. Диктор : Из боевого донесения о наступательной операции Бразиль. 10:14. Из-за сильного огня противника эскадра начинает выдвигаться по южному курсу отступления. Опять фальсификация документа. В указанной записи на 10:14 (по Москве, 9:14 по Берлину) сообщается, что соединение приступает к возвращению назад от самой южной точки. Про "сильный огонь противника" там ничего нет, равно как и про "южный курс отступления" (?). Диктор : 23 октября в 4 утра изрядно потрёпанная немецкая флотилия возвратилась на базу, куда раньше вернулись итальянские катера. Их командиры ещё на подходе к Сухо сообщили о нехватке горючего. Сообщение о нехватке горючего фальсифицировано. Двум вернувшимся под утро 22.10 катерам была поставлена задача охранения маршрута паромов в ночное время до достижения ими района банки Северная Головешка. Выполнив эту задачу, катера возвратились на базу. Они же выходили во второй половине дня и забрали раненых с паромов. Третий катер по документам будто бы находился сутки с паромами в озере (о чем нет никаких подробностей), а четвёртый вообще никуда не выходил. Лурье : Поздней осенью 1942 года немецкие Зибели и итальянские торпедные катера отправились с Ладоги обратно на Балтику. И с тех пор в Финляндии предпочитали не вспоминать об операции "Бразиль". Не вспоминал о ней Маннергейм, не вспоминали о ней и следующие финские руководители и даже финские историки не очень любят писать об этой операции.
Почему финны по мнению Лурье должны были помнить все неудачи Люфтваффе ? Финские силы не принимали участия в нападении на Сухо, сама операция проводилась за пределами финских территорий, остров Сухо не доставлял финнам никаких неудобств. |