Нападение на катер MAS-529 у острова Верккосаари 1 сентября 1942 г

Материалы из советских и финских источников




Торпедный катер MAS 529



Журнал отряда Кийянена

1.9.31[42]

09.30 Запрошено воздушное прикрытие с аэродрома Килпасилта для перехода MAS 529 в Лахденпохья.
09.45 MAS 529 вышел для настройки компаса в Лахденпохья
10.00 Прибыло воздушное прикрытие с Килпасилта
10.35 Сообщает Napa : MAS 529 сообщил, что его атакуют самолёты противника
10.38 С Килпасилта обещали направить ещё самолётов прикрытия
10.39 Сообщает Napa : MAS 529 сообщает, что его атакует группа кораблей противника и что у катера неисправность двигателя.
10.45 Rima сообщает, что два сторожевых катера русских возле Верккосаари преследуют MAS 529, над ними наш самолёт
10.55 Сообщается, что [батарея] Хейнясенмаа ведёт огонь по катерам
11.00 Сообщает Napa : MAS 529 под главными двигателями движется в Лахденпохья. Против сторожевых катеров направлены воздушные силы (кап. Ахониус). Шесть самолётов Фиат + два Мессершмитта.
11.30 Napa сообщает, что предполагаемое время прибытия MAS 529 в Лахденпохья - 12.00. Один из главных двигателей вышел из строя.
12.00 MAS 529 сообщил о своём прибытии в Лахденпохья в 12 часов и о повреждении одного катера противника попаданиями из 20 мм пушки.
17.00 В телефонном разговоре с находившимся на катере MAS 529 лейтенантом Майслишем [Maislisch] тот сообщил, что в 10.25 MAS 529 столкнулся возле острова Верккосаари с двумя катерами противника, которые появились с разных сторон острова. Один из них открыл огонь с дистанции 500 м. В ответ на это был открыт огонь из 20 мм автоматической пушки. Наблюдались попадания в противника. Один из главных двигателей был повреждён попаданием из 13 мм. Вышли из боя отходом в направлении Лахденпохья. Катер имеет несколько попаданий из 13 мм. Потерь среди личного состава нет.

2.9.42

10.30 Лейтенант Нуотио сообщает, что при обследовании острова Верккосаари была найдена тетрадь, внутри которой находились две карты-схемы с передвижениями паромов и наших катеров в промежутке 30-31.8. Вдобавок на самом острове обнаружены следы пребывания на нём.
18.25 Лейтенант Эрколесси [Ercolessi] докладывает из Nara, что ремонт главного двигателя 528-го [прим.перев. : Эрколесси - командир 529-го] в Сортанлахти осуществить не представляется возможным. Катеру необходимо идти в Лахденпохья, где установить новый двигатель взамен нынешнего. Вероятный выход 4.9.42.

Источник : http://digi.narc.fi


Расположение островов Верккосари и Хейнясенмаа

На схеме показано расположение и радиус действия 33-й береговой батареи Хейнясенмаа (два 152-мм орудия Канэ)


Рапорт офицера связи Н. Майслиша

1.9.42 в 9.45 торпедный катер MAS 529 вышел из Сортанлахти в Лахденпохья для проверки работы компаса и устранения нескольких мелких неисправностей.

В 10.40, когда катер был примерно в 3/4 морской мили к западу от острова Верккосаари, по нему был открыт интенсивный огонь, который вначале посчитали открытым с воздуха, однако затем обнаружили, что его ведёт движущийся русский сторожевой катер.

Корабль противника был длиной около 30 м, шёл со скоростью около 30 узлов и был вооружён помимо крупнокалиберных пулемётов ещё как минимум одной 35-45-мм пушкой.

Атаку вначале посчитали с воздуха по причине того что противник двигался со стороны солнца на тёмнем фоне острова Верккосаари.

Как только противник был обнаружен, по нему был открыт огонь из 20-мм пулемёта. Скорость увеличена до 45-47 узлов и курс изменён с северо-запада на север. По противнику, находившемуся в направлении восток-юго-восток, вёлся непрерывный огонь.

В 10.45 мы подверглись атаке ещё одного катера, схожего с вышеупомянутым, который попытался отрезать нам путь на север. Дистанция до противника составляла около 600 м и огонь был направлен по нему. Курс изменили сначала на северо-запад, затем на северо-восток.

Зафиксированы множественные попадания в катер неприятеля. Дистанция, бывшая вначале 600 м, благодаря высокой скорости быстро увеличилась до 2000 м, когда было замечено, что катер противника задымил и затем остановился.

Второй катер противника, который преследовал нас сзади, изменил курс и направился к первому катеру. Оба катера оставались некоторое время без движения, после чего малым ходом последовали в южном направлении.

В это же время противник был атакован нашим истребителем «Фиат».

Противник нанёс несколько попаданий из пулемёта по катеру MAS и повредил одну из трубок водяного охлаждения правого двигателя, вследствие чего двигатель встал. На одном двигателе скорость движения составила всего 10-15 узлов, по причине чего был взят курс на остров Хейнясенмаа под прикрытие расположенной на нём батареи.

Под прикрытием Хейнясенмаа маршрут следования до Лахденпохья был продолжен, куда катер прибыл в 12.40. Расход боеприпасов 250 шт.

Лейтенант Н.Майслиш

Карта-схема, прилагаемая к рапорту офицера связи Н. Майслиша

Источник : http://digi.narc.fi


Журнал 33-й тяжелой береговой батареи [33.Rask.Ptri]

1.9.42
10.50 Боевая тревога. Два сторожевых катера противника напали сзади на немецкий торпедный катер возле острова Верккосаари. Кораблям противника удалось под покровом темноты забраться за Веррккосаари, откуда они совершили внезапное нападение на проходивший мимо торпедный катер. Батарея тяжелых орудий сразу открыла огонь по кораблям противника, при этом оба тут же резко развернулись и обратились в бегство, а один из кораблей стал ставить позади себя плотную дымовую завесу, что помешало наблюдению.

Примечание. За неделю до указанных событий в журнале береговой батареи замечена необычная запись :

23.8.42
20.10 С катером Po-22 из Кивисалми прибыло три человека из России, взятых в плен немцами. Они направлены на батарею в качестве артиллеристов, так что численность личного состава увеличилась на 3 человека. Упомянутые лица являются ингерманландцами и перебежали из России к немцам.

Источник : http://digi.narc.fi


Журнал III дивизиона 3-го полка береговой артиллерии [ III/RTR 3 ]

1.9.42
10.50 Боевая тревога. Два сторожевых катера протитивника напали на немецкий торпедный катер из-за острова Верккосаари, где находились в засаде, пробравшись туда в ночное время. Катер двигался из Сортанлахти в Лахденпохья. Катера обстреляли друг друга, расстояние примерно 1.5-2 км. Торпедный катер ушёл под прикрытие острова Хейнясенмаа, сторожевые катера при этом повернули назад за Верккосаари. Как только они вновь показались в поле зрения, батарея Хейнясенмаа открыла огонь из орудий 152/45-C, катера при этом тут же укрылись дымовой завесой и поспешно удалились зигзагами. Расстояние около 12 км.

Источник : http://digi.narc.fi


Журнал 3-го полка береговой артиллерии [RTR 3]

1.9.42
10.37 Три неприятельских сторожевых катера напали на наш катер MAS возле острова Верккосаари. Катеру MAS удалось уйти от преследования, а с Хейнясенмаа выпустили по катерам три снаряда, при этом один из катеров поставил дымовую завесу после первого же выстрела. Катера пропали из поля зрения Хейнясенмаа в 11.15 в направлении 25-00.
16.30 Командир полка отправился вместе с отрядом паромов для обследования Верккосаари. На острове обнаружены явные следы того, что там обитал неприятель, среди прочего найдены две карты-схемы с передвижениями паромов и катеров. Возвращение в Кякисалми в 23.00.

Источник : http://digi.narc.fi


Из оперативной сводки штаба ВВС №865 за период 6.00-18.00 1.9.42

I. Полёты нашей авиации

3-й авиаполк :

7.55-8.20 : 4 Фиата, поиск над Ладогой
8.45-9.15 : 2 Фиата, поиск над Ладогой
9.45-11.10 : 2 Фиата, прикрытие MBR [?] над Ладогой
10.40-11.40 : 6 Фиатов, отражение в районе Коневец-Верккосаари
12.00-13.15 : 2 Фиата, разведка над Ладогой

II. Результаты разведки и бомбардировок
C. Ладога
9.10-10.20 : В 10 км к востоку от мыса Морье 8 кораблей курсом на восток. Перед Морье несколько кораблей
10.40-11.40 : В Ладоге обстреляны три сторожевых катера противника
12.00-13.15 : Обстреляны эти же катера, которые в это время находились примерно в 13 км восточнее Тайпале, двигаясь курсом на юг


Оперативный штаб "Fähre Ost"

Сводка на конец дня 01.09.1942

а) I.JG 54 использовалось в общей сложности 8 Bf109 в четырёх боевых вылетах, из которых 2 вылета по сопровождению в составе 4 Bf109 и 2 вылета по боевой тревоге в составе 4 Bf109.
Результаты : Атака на бреющем на русский сторожевой катер в квадрате 1114.
Из-за плотного огня зенитной артиллерии калибра 37 и 20 мм и очень низкой облачности прекращена.
При перелёте из Петяярви в Красногвардейск сбита одна Аэрокобра.

b) Сопровождение флотилии паромов в составе одного тяжёлого парома, одного лёгкого и одного катера при занятии острова Верккосаари. Высадка прошла согласно плану.

c) Авианалёты противника : в течение ночи и дня – нет

Источник : http://digi.narc.fi


Расход боеприпасов Ладожской береговой бригадой за сентябрь 1942 г

Источник : http://digi.narc.fi


Катер MAS 529 в бухте Сортанлахти 20 октября 1942 года

Фото финского военного фотоархива (SA-kuva-arkisto), архивный номер 114393
Источник : http://sa-kuva.fi/


Последние записи о катерах MAS в журнале боевых действий отряда Кийянена

27.10 08.00 MAS 526 и 528 отправились в Лахденпохья для перевозки на Финский залив
30.10 08.00 MAS 527 и 529 отправились в Лахденпохья для перевозки на Финский залив. MAS 529 по пути завернул на Валаам.

Источник : http://digi.narc.fi


Епихин Николай Петрович, Капитан 1-го ранга, командир катера МО-215

31 августа 1942 года. МО-213 под командованием старшего лейтенанта Воронина, МО-201 старшего лейтенанта Колесника и наш МО-215 вышли из базы. Разрезая острыми форштевнями воды Ладоги, «морские охотники» устремились в северную часть озера. Вскоре скрылись берега. Каждый из командиров знал, что мы можем надеяться только на свои экипажи да взаимную выручку в тяжелую минуту боя, - слишком далеко уходили от родной базы.

Курс вновь проложен к вражескому острову Верккосари. Вскоре подходим к нему, производим разведку. Все спокойно. В абсолютной темноте швартуемся друг к другу. На катера привычно ложится маскировочная сеть. Снова томительные часы ожидания.

Утром со стороны шхер показался торпедный катер типа MAC - итальянской постройки. Такие катера летом 1942 года из далекой Италии по железной дороге, а потом на судах были доставлены на Ладогу в помощь финской флотилии. Сначала они находились в северном порту Лахденпохья, затем перебазировались на западный берег - в бухту Сортанлахти. Отсюда неприятельские катера выходили в дозор на фланг Карельского фронта, высаживали разведчиков на наше побережье.

Торпедный катер одновременно был замечен и наблюдателем на вышке, и нами. Мы придирчиво осмотрели горизонт, опасаясь окружения «нашего» острова. Но шел лишь один катер.

Долой маскировку! С ходу рванулись вперед МО-201 и МО-215. Старший лейтенант Колесник взял левее, я - правее. Берем врага в клещи. МО-213 остался у гранитных скал: ему нужно было снять с вышки своего наблюдателя.

Торпедный катер - в наших прицелах. Пути отхода ему отрезаны.

- Огонь! - приказываю я.

Ударила носовая пушка. Длинной очередью затарахтел правый пулемет.

Носовым орудием нашего катера командовал старшина 1-й статьи Н.А.Антонов. Этот старый кадровый моряк плавал еще на линкорах «Воля» и «Андрей Первозванный». В годы гражданской войны он сражался против Юденича в отрядах морской пехоты, затем участвовал в подавлении мятежа на Красной Горке.

Четко и слаженно работал орудийный расчет Антонова. Особенно высокое мастерство показали наводчик А.А.Степанов и установщик прицела М.Т.Челядко. Снаряды, посылаемые носовым орудием, настигли врага. От прямого попадания «итальянец» взорвался и пошел ко дну.

И вдруг над «морскими охотниками» повисли белые шапки разрывов шрапнели - стреляла береговая батарея противника. Увлеченные боем, сигнальщики ослабили наблюдение за воздухом. Рев самолетов над нашими головами мы услышали, к сожалению, с опозданием. Пулеметные очереди истребителей с фашистской свастикой скосили половину расчета нашего носового орудия. Упали на палубу, обливаясь кровью, матросы коммунист Челядко и комсомолец Степанов. У пушки остались только ее командир и подносчик снарядов матрос Азарьев.

Но ни атаки самолетов, ни артобстрел береговых батарей не могли заставить ладожцев отступить.

Новый заход истребителей. Вражескими пулями пробита палуба, густой черный дым повалил из носового кубрика - загорелись сложенные там матросские бушлаты. Первым заметил пожар комсомолец Степанов, получивший ранение. Оставляя за собой следы крови, он все же доложил об опасности распространения огня помощнику командира катера лейтенанту М.Д.Барину. Благодаря своевременно принятым мерам пожар был ликвидирован.

На МО-213 тоже возник пожар в кубрике, где был боезапас. Аварийная обстановка могла привести к гибели корабля.

Экипаж сумел погасить огонь и тем самым предотвратить взрыв.

На МО-201 был ранен в ногу наводчик Молодцов. Превозмогая боль, он до конца схватки с врагом не отошел от своего орудия.

Бой разгорелся. «Морские охотники» продолжали маневрировать, отстреливаясь из всех видов оружия. В разгар боя один из «мессершмиттов», шедший на высоте 300 метров, поймал в прицел старшина 1-й статьи Поляков с МО-201. Пулеметная очередь прошила фюзеляж самолета. Стервятник тут же врезался в воду.

В этом бою командиры «морских охотников» не выпускали друг друга из поля зрения и в нужную минуту приходили на выручку товарищам. Увидев, что катер П.С.Колесника попал в вилку и вот-вот будет накрыт огнем батареи противника, я, выбрав удачный момент, поставил дымовую завесу и дал возможность 201-му выйти из-под обстрела.

Во время одной из вражеских воздушных атак на МО-201 был смертельно ранен помощник командира катера лейтенант С.А.Перепелов - лучший штурман 1-го дивизиона «морских охотников» флотилии. Он, как и подобает коммунисту, до последнего дыхания сражался с врагом, управляя огнем своего корабля. Командир МО-201 П.С.Колесник после боя тепло и сердечно рассказывал о своем боевом друге.

В 1942 году их катер участвовал более чем в 25 боевых походах, пройдя около 7000 миль. Это были главным образом разведывательные рейды. Семнадцать раз катер находился под интенсивным обстрелом врага, три раза его атаковала вражеская авиация. И всегда штурман лейтенант Перепелов умел провести корабль к самому берегу противника в сложнейших навигационных условиях.

Золотыми буквами впишем мы имя Сергея Андреевича Перепелова в список тех, кто отдал свои молодые жизни за свободу и независимость.нашей Родины.

Пример бесстрашия и отваги в этом бою показали командир 1-го дивизиона «морских охотников» флотилии капитан-лейтенант П.А.Куриат, его заместитель по политической части И.П.Волохов, командиры катеров П.С.Колесник, И.И.Воронин, старшина 1-й статьи Антонов, матросы Степанов, Молодцов, Шевчук и многие другие.

Большая группа участников боя приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом была награждена орденами и медалями.

В листовке политотдела флотилии, выпущенной после успешного рейда наших катеров во вражеский тыл, говорилось, что в жестоком бою катерники потопили итальянский торпедный катер и огнем своих пулеметов сбили «мессершмитт-109».

«Моряки-ладожцы! - призывала листовка. - Родина, Ленинград требуют от вас новых подвигов. Еще сильнее и злее бейте фашистских гадов. Учитесь мужеству и бесстрашию у катерников Колесника, Епихина и Воронина!»

В Центральном военно-морском музее в Ленинграде хранятся некоторые боевые реликвии с «морских охотников», участвовавших в этом бою, в том числе военно-морской флаг МО-215 и гильза от 45-миллиметрового снаряда, которым мы потопили итальянский катер.

Источник : Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Лениздат, 1969


Карта острова Верккосаари и фото со спутника


Трибуц Владимир Филиппович, адмирал, командующий КБФ

В конце месяца командующий флотилией контр-адмирал В.С.Чероков приказал командиру дивизиона морских охотников капитан-лейтенанту П.А.Куриату разведать обстановку в районе острова Веркоссаре.
Утром 1 сентября отряд МО — морских охотников - (201, 213 и 215) вышел из бухты Морье и, скрытно осуществив переход, перед рассветом 2 сентября подошел к этому острову. Командир дивизиона решил действовать методом “засады”. Катера заглушили моторы и замаскировались под фон берега. Для наблюдения за обстановкой на финскую вышку, находящуюся на острове, взобрался наш краснофлотец.
На следующий день он доложил: под прикрытием истребителя к острову приближается быстроходный катер противника (как было установлено позже, это был итальянский торпедный катер типа МАС). Объявлена боевая тревога. Подпустив вражеский катер на 15 кабельтовых, катера “МО-215” лейтенанта Н.П.Епихина и “МО-201” лейтенанта П.С.Колесника на максимальном ходу пошли в атаку.
Противник резко изменил курс, пытаясь скрыться в прибрежных шхерах. Однако искусным маневром “двести первый” отрезал путь его отхода, и неприятельский катер был вынужден принять бой. С дистанции примерно пять кабельтовых наши катера открыли огонь из 45-миллиметровых носовых орудий и всех пулеметов. Враг сопротивлялся. В это время заработала гитлеровская 120-миллиметровая береговая батарея, расположенная в районе Кексгольма (ныне Приозерск). Она открыла по нашим катерам беглый огонь шрапнелью. А через несколько минут над районом боя появилось девять немецких и финских истребителей.
Пулеметная очередь фашистского истребителя Ме-109 вывела из строя почти половину орудийного расчета старшины Н.А.Антонова. Не оставив боевого поста, Антонов с краснофлотцем В.А.Азарьевым продолжали стрелять из орудия по врагу. Раненный в обе ноги краснофлотец Г.А.Степанов, передвигаясь ползком, подавал снаряды. Наконец вражеский торпедный катер получил прямое попадание. Возник пожар, а через несколько минут раздался сильный взрыв. Катер пошел ко дну.
Разъяренный потоплением торпедного катера, противник стремился взять реванш. Он увеличил число атакующих самолетов до двенадцати. Но, умело маневрируя и прикрываясь дымовыми завесами, наши катера вышли из-под атаки неприятеля и благополучно возвратились в свою базу.

Источник : Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. - М., Воениздат, 1985.




Южный берег острова Верккосаари


Чероков Виктор Сергеевич, вице-адмирал, командующий ЛВФ

1 сентября 1942 г. катера МО-201 (командир старший лейтенант П.С.Колесник), МО-213 (командир лейтенант И.И.Воронин) и МО-215 (командир лейтенант Н.П.Епихин) под общим командованием капитана 3-го ранга П.А.Куриата неподалеку от занятого врагом острова Веркессари обнаружили итальянский торпедный катер. Дав полный ход, катера пошли на сближение и открыли артиллерийский огонь. Торпедный катер резко отвернул к берегу, стремясь уйти под прикрытие своих береговых батарей. С первых же выстрелов комендоры катеров добились прямого попадания. В носовой части торпедного катера показался дым, вскоре последовал взрыв, и вражеский катер затонул. В районе боя, видимо, по вызову торпедного катера появилось 5 фашистских истребителей. Вражеские береговые батареи усилили обстрел наших катеров, а истребители начали штурмовать их. Бой с авиацией закончился гибелью одного самолета, который вместе с летчиком упал в озеро. Остальные самолеты скрылись. Катера МО, прикрываясь дымовыми завесами, отошли за пределы дальности огня батарей. Победа в бою была одержана, но и на наших катерах имелись потери в личном составе и повреждения. Пулеметной очередью с самолета был смертельно ранен помощник командира МО-201 комсомолец старший лейтенант С.А.Перепелов.

Источник : Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне советского народа 1941-1945 гг.: Оборона Прибалтики и Ленинграда (1941-1944 гг.). Кн.1.- М., Наука, 1990.




Северный берег острова Верккосаари


Чероков Виктор Сергеевич, вице-адмирал, командующий ЛВФ

Не менее дерзко действовала в районе того же острова [Верккосаари] и другая группа сторожевых катеров: МО-201 старшего лейтенанта П.С.Колесника и уже упоминавшиеся МО-213 и МО-215. Группой командовал капитан III ранга П.А.Куриат. На рассвете 1 сентября с вышки на острове они наблюдали маневрирование отряда вражеских судов, состоявшего из 11 десантных барж, вооруженных 100-мм орудиями, двух торпедных и нескольких сторожевых катеров. Такое количество судов, вооруженных артиллерией, подтвердило данные о том, что противник создал на озере флотилию. Учитывая многократное превосходство врага, капитан Куриат принял решение в бой не вступать, а продолжать наблюдение за районом [ЦВМА, ф. 13, д. 33335, л. 17. ].

В этот же день с наблюдательного пункта был обнаружен итальянский торпедный катер. Шел он из района Сортанлахти в сторону Кексгольма. По сигналу боевой тревоги катера МО-201 и МО-215 полным ходом пошли на сближение с ним. Старший лейтенант П.С.Колесник вышел на перерез торпедному катеру, а старший лейтенант Н.П.Епихин стал заходить с кормы.
Как только от острова отошел катер МО-213, снимавший с берега наблюдателей, раздался взрыв торпеды, ударившейся о скалу. Выпустив ее, командир вражеского торпедного катера резко повернул к берегу под прикрытие своих батарей. Наши сторожевые катера открыли огонь и с первых же выстрелов добились прямого попадания: катеру были нанесены тяжелые повреждения. В это время в районе боя появились сначала два, а потом из-за облаков вынырнули еще пять фашистских истребителей типа "Бристоль". Вражеские береговые батареи с мыса Куркиниеми и района Кексгольма открыли огонь. Вскоре в воздухе появилась еще одна пятерка истребителей противника. На наших катерах были раненые, от зажигательных снарядов на МО-213 и МО-215 возникли пожары, но умелыми и решительными действиями личного состава они были быстро ликвидированы. На катере МО-213 загорелся кранец со снарядами, однако его вовремя успели выбросить за борт. Сторожевые катера, прикрываясь дымовыми завесами, отошли за пределы дальности огня береговых батарей противника и, приведя себя в порядок, взяли обратный курс. В бою был сбит один самолет, который упал в озеро.

Героизм проявили в этот день главные старшины А.Ф.Белоголовцев, А.Т.Емельянов, старшины I статьи Н.А.Антонов, В.И.Поляков, А.Н.Никитин, старшина II статьи С.X.Баснев, старшие краснофлотцы сигнальщики Б.А.Азарьев, С.К.Чумаков, В.А.Кочерга и многие другие. Среди отличившихся был также сигнальщик со сторожевого катера МО-201 краснофлотец А.А.Шевчук. Находясь на наблюдательной вышке на острове, он увидел, что к острову с противоположной стороны подходит финский катер. Шевчук спустился с вышки, залег в камнях с автоматом и открыл огонь. Катеру пришлось отказаться от попытки подойти к острову, и он лег на обратный курс [ЦВМА, ф. 13, д. 33335, л. 15-20. ].

Источник : Коллектив авторов. На Волховском фронте. 1941–1944. — М.: «Наука», 1982.




Вид на остров Хейнясенмаа с северного берега острова Верккосаари


Чероков Виктор Сергеевич, вице-адмирал, командующий ЛВФ

В ночь на 1 сентября к тому же острову Верккосари капитан 3 ранга П.А.Куриат снова повел три малых охотника. С вышки, расположенной на острове, наши моряки утром наблюдали маневрирование целого отряда вражеских кораблей — одиннадцати самоходных десантных барж (краснофлотцы окрестили их «крокодилами»), четырех торпедных и нескольких сторожевых катеров.
Скопление такого количества судов еще раз подтвердило наши данные о том, что противник создал на Ладоге внушительную флотилию. Куриат, учитывая многократное превосходство противника, принял решение в бой не вступать, а продолжать наблюдение за районом.
Днем показался торпедный катер. «МО-201» и «МО-215» сбросили свою маскировку и полным ходом стали сближаться с ним. Старший лейтенант П.С.Колесник, командовавший «МО-201», пошел наперерез противнику, а старший лейтенант Н.П.Епихин (командир «МО-215») зашел с кормы. Грохнул взрыв — фашистский катер выпустил торпеду, попавшую в скалу. После этого противник дал полный ход и направился к берегу под защиту своих батарей.
Малые охотники открыли артиллерийский огонь. Командовал носовым орудием секретарь партийной организации старшина 1-й статьи Н.А.Антонов. Он приобрел боевой опыт еще в годы гражданской войны. Участвовал в подавлении мятежа на «Красной Горке», плавая на линейных кораблях «Воля» и «Андрей Первозванный». Его снаряды попали в катер противника, тот задымил и сбавил ход.
В ответ открыли огонь вражеские батареи, в воздухе появилась авиация противника. Зенитчики подбили один самолет, и он врезался в воду. Но от разрывов бомб среди наших моряков оказалось несколько раненых. Огонь неприятельских батарей не дал приблизиться к подбитому катеру.
Хотя «языка» на этот раз не взяли, наши малые охотники задачу выполнили: они не только повредили катер, но и доставили координаты вражеских батарей в этом районе.
Немалую отвагу проявил краснофлотец Александр Андреевич Шевчук. Он оставался на острове, когда корабли вели бой, и продолжал наблюдать за озером. В это время с противоположной стороны к острову пытался подойти вражеский катер. Около пятнадцати гитлеровцев приготовились спрыгнуть на берег. Шевчук, укрывшись среди камней, дал очередь из автомата. Видимо, противник не ожидал отпора. Катер, не высадив десанта, отошел от острова. Но он вызвал огонь береговых батарей. Под градом снарядов «МО-213» снял смельчака с острова.

Источник : Чероков В.С. Для тебя, Ленинград! - М., Воениздат, 1978.


Русаков Зиновий Григорьевич, инженер-капитан 3-го ранга, флагманский механик отряда транспортов ЛВФ

В другой раз катера МО-201, МО-213 и МО-215 под командованием старших лейтенантов П.С.Колесника, И.И.Воронина и Н.П.Епихина скрытно подошли к тому же острову Верккосари и высадили на берег группу матросов. Было установлено наблюдение за соседним островом, где находились большой гарнизон и батарея противника. Ночь прошла благополучно. Утром показался идущий на большой скорости итальянский торпедный катер. Сбросив маскировку и открыв огонь, «морские охотники» помчались наперерез противнику. Сразу же заговорила вражеская батарея с соседнего острова, а затем в воздухе показались самолеты противника, обрушившие огонь и бомбы на наши катера. Вражеский катер пытался уйти, но безуспешно. Артиллеристы и пулеметчики наших катеров — старшина 1-й статьи Н.А.Антонов, старшина 1-й статьи В.И.Поляков и старший матрос А.Молодцов — подбили катер, вывели его из строя. Был сбит и один самолет. В этой схватке геройски действовал сигнальщик старший матрос комсомолец Александр Шевчук. Он был высажен на остров в качестве наблюдателя. Много часов сидел Шевчук на вышке, наблюдая, как движутся в шхерах буксиры и боты врага. Связной матрос-рулевой Михалев бегал с донесениями от Шевчука к замаскированным катерам. Когда показался торпедный катер врага, Шевчук пулей слетел с вышки, чтобы бегом добраться до своих и доложить. Но, увы, не успел. Катеров на месте не оказалось. Они так же, как и Шевчук, обнаружив противника, мгновенно оторвались от берега и полным ходом помчались в бой.
А в это время к острову, на котором в одиночестве остался Шевчук, подходил вражеский десантный катер с автоматчиками. Шевчук был один против пятнадцати. Огнем своего автомата он преградил путь солдатам противника, не дал им высадиться на остров.
На наших катерах о Шевчуке, конечно, не забыли. В разгар боя катер МО-213 под командованием Ивана Воронина повернул к острову и взял храброго моряка на борт. Тут Шевчук, раненный в голову, самоотверженно тушил возникший пожар и только после завершения боя позволил оказать себе помощь.
В этой схватке был смертельно ранен любимец ладожских катерников старший лейтенант Сергей Перепелов, штурман дивизиона «морских охотников».

Источник : Русаков З.Г. Нашим морем была Ладога: Моряки Ладожской военной флотилии в битве за Ленинград. — Л.: Лениздат, 1989.


Манкевич Анатолий Иванович

Источник : Манкевич А.И. Краснознаменная Ладожская Флотилия в Великой Отечественной Войне.
Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, Москва, 1955

В этот же период наши катера систематически совершали смелые набеги на озерные сообщения врага. Нередко эти набеги сопровождались встречами и боевыми схватками с катерами противника.
Однажды группа наших катеров, находясь недалеко от побережья, занятого врагом, обнаружила вражеский торпедный катер, шедший к одному из островов. Катер выполнял, видимо, важное задание, так как с воздуха его прикрывали пять истребителей. На полном ходу катера, которыми командовали офицеры Н.П.Епихин, П.С.Колесник и И.И.Воронин, вышли на перехват неприятельского катера.
В завязавшемся бою особенно отличился расчет носового орудия катера старшего лейтенанта П.С.Колесника. Командовал этим орудием старшина 1-й статьи Николай Антонов — закаленный воин, старый моряк, плававший на кораблях Балтийского флота еще в годы первой мировой войны. Расчет орудия Антонова уже четвертым выстрелом добился попадания в торпедный катер. На неприятельском корабле возник пожар, и он, повернув на обратный курс, стал быстро уходить в шхеры. Фашистские самолеты, пытаясь прикрыть отход своего катера, начали с пикирования обстреливать наши корабли, огонь по ним открыли и вражеские батареи с соседних островов. Чтобы закрыть катера от артиллерийского огня противника, вперед вырвался катер Воронина и поставил дымовую завесу. Прикрываясь ею, катера продолжали преследовать торпедный катер и вскоре точными выстрелами потопили его, после чего сосредоточили весь свой огонь по фашистским самолетам. В один из заходов гитлеровцам удалось вывести из строя половину орудийного расчета Антонова, упали раненными матросы Михаил Челядко и Григорий Степанов. Оставшись вдвоем с подносчиком снарядов матросом Азаровым, Антонов продолжал вести меткий огонь по врагу.
От зажигательных пуль в кубрике возник пожар. Обнаружил его раненый матрос Степанов. Истекая кровью, он приполз по палубе к командиру и доложил об -этом. Будучи не в силах помочь товарищам, бросившимся тушить огонь, он остался вместо вахтенного сигнальщика, помогая артиллеристам и пулеметчикам своевременно обнаруживать воздушных хищников. Отразив атаки фашистских самолетов, наши катера возвратились в базу.


Шевчук Александр Андреевич, матрос-сигнальщик МО-201, зам.председателя совета ветеранов ЛВФ

В ночь с 30 на 31 августа 1942 года наши сторожевые катера МО-201, МО-215 и МО-213 застопорили ход у небольшого острова Верккосари, что невдалеке от Кексгольма. Высаженные для прочесывания матросы под командой старшего лейтенанта Паромова ничего живого на острове не обнаружили. Противник был на соседнем острове, за узким проливом. В густой темноте подходим к скале, швартуемся, накрываем себя пестрой сеткой, выставляем дозор.
Простояли ночь, день, еще ночь - ничего не обнаружили на прибрежном фарватере. На соседнем острове наши ребята видели за кустами часового...
Долго ли так будем стоять? Это ведь не в Новой Ладоге, а далеко, во вражеском тылу.
1 сентября. Мой черед вести наблюдение за фарватером. Связным и телохранителем идет со мной рулевой матрос Михалев. Вот она, старая топографическая вышка! Придерживая рукой автомат и бинокль, лезу на верхотуру. Гриша Михалев занял «круговую оборону» внизу.
Высовываю голову и плечи на верхнюю площадку, смотрю, и без бинокля вижу на соседнем острове часового с автоматом...
Нам с Михалевым повезло: часов около 11 я увидел в бинокль две коробки серого цвета, которые медленно двигались вдоль самого берега на норд-вест. Вынул блокнот, карандаш, рисую, как умею, схему-донесение. И то ли от волнения, то ли от того, что двое суток ничего не ел (не до того было) -так засосало под ложечкой! Спускаюсь вниз, до половины вышки:
- Гриша, ты есть не хочешь? Сходи, снеси донесение и пожевать чего-нибудь захвати.
Ушел Михалев. Я остался один. Прошло минут 15-20. Над островом появился «мессершмитт» и начал поливать из пулеметов. Загорелась прошлогодняя трава, валежник. «Нас обнаружили», — пронеслось в голове. Что делать?
Дело сразу нашлось: от соседнего острова отвалил небольшой катер (вроде нашего ЗИСа) с солдатами.
Пулей лечу вниз. К катерам уже не успею... Ложусь в лощинке за большим камнем. Когда катер подошел поближе, открываю огонь короткими очередями.
Эх, недолет! Но... катер разворачивается и показывает корму. Меняю диск, бегу на ту сторону острова, где наши катера стоят.
Прибежал я к берегу - и стало мне грустно: наши МО, стреляя из пушек и пулеметов, шли в сторону Кексгольма. А им навстречу мчался какой-то торпедный катер. Почему же наших два? Никак я не мог сообразить. А где третий?
А третий, МО-213, стоял на прежнем месте у скалы.
На него в это время пикировал «мессершмитт-110». Возле катера, с перелетом, вздымали воду разрывы снарядов. А командир МО-213 Воронин ждал меня.
...Иван Иванович, я тогда забыл вас поблагодарить. Через четверть века — спасибо!
Уже два «мессера» над «двести тринадцатым». Катер ведет огонь на два борта. Я расстреливаю по фашисту последний диск. Четыре дымных струи тянутся от самолета до самой воды. Два мгновенных, резких удара по голове, словно кто-то железной тросточкой потянул... «Э, наверное, осколки от наших зенитных снарядов», - думаю. Тут я заметил, что дымок поднимается из люка, из носового кубрика. Спускаюсь, топчу ногами тлеющий матрац и... что дальше было - не помню. Когда очнулся, военфельдшер Иванов в кают-компании делал мне «шапку Гиппократа».
- Терпи. Пуля торчит из головы. В общем, ты счастливчик.
Иванов мне сообщил, что наши потопили итальянский торпедный катер, а батя Поляков - сбил самолет.
Самым сильным лекарством была для меня эта весть!
В Новой Ладоге на берегу нас встречало штабное начальство как победителей. Кажется, и командующий флотилией капитан 1-го ранга Чероков был. Встречала нас и машина с Красным Крестом. Мне Иванов не говорил, что у нас, кроме меня, еще есть раненые.
Выносят на носилках Перепелова, Степанова и Челядко Мишу с «двести пятнадцатого»...

Источник : Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Лениздат, 1969


Сигнальщик с МО-201

Источник : Солдаты Ладоги. По следам героической эпопеи. Документы, свидетельства, эпизоды. И.Цыбульский, О.Чечин. М., ДОСААФ, 1977

Уже неделю Ладожская флотилия охотилась за десантными баржами. Но пока никто не мог похвастаться, что хоть краем глаза видел что-нибудь похожее на них. Баржи были неуловимы и загадочны, как призраки. А может, их вовсе не было?

Из совершенно различных источников упорно доходили сведения, что фашисты готовят крупную операцию с целью прервать единственную коммуникацию, связывающую блокированный Ленинград с Большой землей. Такое дело не может обойтись без десанта на острова и в порты. Значит, баржи должны быть.

У трех морских охотников, вышедших в поиск в ночь с 30 на 31 августа 1942 года, было все то же задание: увидеть эти неуловимые корыта, определить хотя бы на глазок их скорость, тоннаж, вооружение, а если очень повезет, то и место базирования.

Еще ночью охотники подошли к маленькому островку Верккосари близ Кексгольма и высадили разведку. Остров был пуст. Подошли к скалам, пришвартовались, замаскировали катера пестрой сеткой, отправили наверх наблюдателя.

Островок был прекрасным наблюдательным пунктом. Этакой горбушкой поднимался он метров на 100 над гладью Ладоги. С вершины островка, где стояла топографическая вышка, видно было на много километров вокруг. Главное, перед ними, как на ладони, лежал соседний остров, большой, с удобными бухтами. Идеальное место для передовой базы. За этим островком давно вела наблюдение авиация. Впрочем, выглядел он совершенно необитаемым.

Простояли двое суток. Не уходили только потому, что однажды наблюдателю удалось обнаружить за прибрежными кустами часового. Видели часового один только раз. Вполне могло быть, что и показалось, но часовой на острове, считавшемся необитаемым, - это очень серьезный факт, и они продолжали наблюдение.

Порядок был такой. Вверху на площадке вышки - наблюдатель. Внизу - связной. Сменялись только ночью. 3 Сентября была очередь Сашки Шевчука. Внизу замаскировался жухлой травой, занял «круговую оборону» рулевой матрос Григорий Михалев.

Сплошной темной массой очерчивается напротив остров - «объект наблюдения». Словно бы что-то шевельнулось в черной массе острова. Две тени беззвучно скользят. Серые коробки, тупые носы. Идут на норд-вест! Баржи! Неужели те самые ? В бинокль видны пушки, спаренные пулеметы. Так вот где они прячутся ! Скорость, тоннаж, вооружение... Опытному глазу достаточно одного взгляда. Еще минуту на то, чтобы написать донесение.

- Гриша, давай на катер и пожрать принеси!

Гриша убежал. Буквально через минуту прилетел «мессер» и начал поливать огнем кусты, траву и вышку. Сашку он, конечно, не видел: сверху вышка покрыта крышей из досок. Но что-то вызвало подозрение. Может быть, видел, как пробежал Гришка? Фашист поджег траву вокруг вышки и улетел. Тут Сашка увидел катер. Небольшой, вроде нашего ЗИСа, под завязку набитый людьми. Он вышел оттуда же, откуда вылезли баржи, и двинулся к острову. «Десант», - понял Сашка.

Собственно говоря, Сашкино дело сделано. Большое дело. Если разобраться, то сегодня утром они отвели от единственной водной трассы, связывающей Ленинград с Большой землей, очень серьезную опасность. Вот так просто. Один человек, притаившись, увидел эти серые коробки, и теперь баржи не смогут скрытно и неожиданно высадить десант. Неизвестно, что будет с баржами через полчаса, когда прилетят самолеты. Лично он, Сашка Шевчук, не даст за них битого пятака.

По всему выходило, что Сашке надо побыстрее сматываться на свой МО-201, где его ждет «Адмирал» и ребята. Но катер... Что же делать? И, как назло, Гриша не возвращается. Очень некстати пропал Гриша.

Сашка слез с вышки. За дымом горевшей травы его не было видно и потому он не прятался. Немного постоял, размышляя. Но время его сейчас исчислялось не часами и не минутами, а секундами. Сашка замер за камнем, сам стал точно камень. Катер подошел на дистанцию автоматного огня. Больше ждать нельзя. Пора обнаружить себя и обнаружить как можно солиднее. Для этого надо стрелять и перебегать.

Зная, что вода скрадывает расстояние, Сашка поднял мушку повыше рулевой рубки. «Наверняка там бронестекло...»

Фашисты не подозревали о его существовании. Возможность первого выстрела была предоставлена ему. Это, конечно, преимущество, только при прочих равных условиях. После выстрела все переменится...

Сашка плавно нажал спуск. В два прыжка перелетел за соседний камень и дал оттуда короткую очередь. Катер остановился, на Сашку уставились два крупнокалиберных пулемета. «Сейчас стеганут...»

Но катер молчал. Сашка дал еще несколько коротких очередей и тоже замолк.

Он сделал свое дело. Обнаружил себя, надо думать, достаточно солидно, если они не решились идти к берегу. Что-то случилось там, на катере, Сашка видел какую-то возню. Кого-то он свалил своей очередью...
Скоро возня прекратилась. Теперь над бортом не видно ни одной головы. Легли. Сейчас там решается Сашкина судьба. Если пойдут к берегу, то жить ему осталось пустяк...

Вдруг позади, в бухточке, где стояли МО, ухнули взрывы, загрохотали пулеметы. Стал слышен вой самолета, выходящего из пике.

Обнаружили катера! - понял Сашка. И тут же другая мысль осенила его. Уйдут! Они не могут стоять у берега под бомбами...

Фашист начал медленно разворачиваться, за кормой буруном вскипела вода. Сашка, не веря глазам, смотрел, как, быстро уменьшаясь, он уходит к своему острову. Уже не прячась, вскочил, побежал вверх по склону к топографической вышке. Он знал, что надо спешить: его ждут там под бомбами, не имея маневра. Задыхаясь, выскочил наверх и остановился. В висках стучало, горло перехватило судорогой, он бессильно прислонился спиной к бревнам вышки. Спешить больше некуда: вон они, МО, уходят на крутом вираже, над ними, как осы, висят «мессершмитты». Катера окутаны дымом, бьют из пушек и пулеметов. А слева, из-за острова, на котором база десантных барж, широко разводя пенные усы, идет торпедный катер.

«А третий? Третий МО где?!» - спохватился Сашка и вдруг понял - утопили! От волнения никак не мог разобрать, которого охотника нет, и все вглядывался, совершенно забыв о морском бинокле, который висел у него на груди и в который можно было увидеть не только номер судна, но и лица ребят.

Еще некоторое время МО шли друг за другом, точно связанные невидимым тросом. Расстояние между ними и торпедным катером стремительно сокращалось. Шевчук вспомнил о бинокле и видел теперь, что впереди идет его 201-й, за ним 215-й. Вот охотники начали расходиться, захватывая фашистский катер в клещи, расстояние сокращалось, и Шевчук со страхом ждал, что сейчас с борта катера спрыгнет длинное тело торпеды и помчится к одному из МО, неся за собой белый след. Уже не один раз видел Сашка торпедные атаки, и каждый раз сердце замирало при виде этой смертной тропы...

Последний маневр охотников, видимо, застал врасплох фашистов, катер зарыскал, выбиря цель, и потерял мгновение. Эта вот крохотная частица времени и оказалась решающей: враг не сумел упредить убийственного огня скорострельных пушек МО. Катер окутался дымом, крутнулся на месте. Тут в него влепили еще снаряд. Когда облако рассеялось, на воде ничего не было, ни обломков, ни людей...

Сейчас, когда закончился этот скоротечный бой, Сашка заметил, что и тут, на острове, неспокойно. Два «мессера» вились над бухточкой, где недавно стояли МО, а навстречу им тянулись трассы.

Сломя голову кинулся Сашка вниз, к берегу. И правда, здесь, даже не убрав сходней, стоял МО-213 и отстреливался из крупнокалиберного ДШК.

Катер уходил от острова, стреляя по самолетам с обоих бортов. Сашка сидел на палубе лицом к ветру и смахивал с глаз то и дело набегавшую слезу. А с юга уже надвигался тяжкий гул авиационных моторов. МО уходили от островов, которые через минуту станут кромешным адом.

Текст цитируется с сокращениями.


Сообщение ТАСС

Источник : http://www.pobeda-info.ru/


Выдержки из наградных листов участников боя с катером MAS 529

Антонов Николай Алексеевич, командир отделения комендоров катера МО-215
Награжден орденом "Красная Звезда" 19.9.42

Епихин Николай Петрович, командир катера МО-215
Награжден орденом "Красное Знамя" за потопление одного торпедного катера и пленение другого

Молодцов Анатолий Петрович, строевой катера МО-201
Награжден орденом "Красное Знамя" 19.9.42

Поляков Виктор Иванович, командир отделения минеров катера МО-201
Награжден орденом "Красная Звезда" 19.9.42

Степанов Григорий Арсентьевич, комендор катера МО-215
Представлен к ордену "Красное Знамя", награжден орденом "Красная Звезда" 19.9.42

Челядко Михаил Трофимович, рулевой катера МО-215
Награжден медалью "За боевые заслуги" 19.9.42

Шевчук Александр Андреевич, сигнальщик катера МО-201
Представлен к ордену "Красная Звезда", награжден медалью "За боевые заслуги" 19.9.42

Наконечный Андрей Андреевич, комендор катера МО-201
Награжден медалью "За боевые заслуги" 3.11.42

Колесник Павел Степанович, командир 2-го звена 1 ДСКА МО
Награжден орденом "Красное Знамя" 3.11.42

Бобылев Иван Васильевич, командир отделения радистов катера МО-213
Награжден медалью "За Отвагу" 30.10.43

Карпеев Николай Иванович, командир отделения радистов катера МО-215
Награжден орденом "Красная Звезда" 30.10.43

Лизунков Петр Степанович, рулевой катера МО-213
Награжден медалью "За Отвагу" 30.10.43

Форсов Дмитрий Герасимович, главный старшина катера МО-215
Награжден орденом "Красное Знамя" 30.10.43

Черницкий Дмитрий Николаевич, командир отделения мотористов катера МО-201
Награжден медалью "За боевые заслуги" 30.10.43

Щербина Дмитрий Арсентьевич, командир отделения минеров катера МО-213
Награжден медалью "За Отвагу" 21.02.44

Источник : http://podvignaroda.ru/


О боевых действиях у острова Верккосаари в 1942 и 1944 году см. также :

Захват катера Е-32 у острова Верккосаари 25 августа 1942 г.

Бой у острова Верккосаари в ночь на 21 мая 1944 г


К оглавлению