Подготовительные операции

Главными волнующими вопросами на этом этапе представлялись "три кита" любительского судостроения - фанера, эпоксидная смола и стеклоткань. Начал я с фанеры . Само собой, хотелось обшить бакфанерой, как того требовал проект (пусть даже и не ФБС). Обзванивание всевозможных стройбаз привело к нулевому результату и в результате, отчаявшись, я позвонил в ЦНИИ фанеры (он был ещё жив). Там мне сказали, что единственное на то время место в этой стране, где производят бакфанеру - это тюменский фанерный комбинат и по их данным, на европейскую часть фанера эта не попадает. Это было печально, зато развязывало руки - единственным вариантом оставалась березовая ФСФ, достать которую не составляет большого труда.

Со вторым вопросом - смолой приключилась увлекательная история. До меня доходили слухи, что на мое родное предприятие когда-то в начале 90-х завозили эпоксидную смолу, но куда она делась, никто не знал. Знание нашего бардака позволяло предполагать, что она и поныне могла быть там.

Имея доступ ко всем электронным базам данных складов завода, я профильтровал их на предмет слов "смола", "отвердитель" и "клей". С полученным списком я прошелся по складам, вычеркивая различные карбамидо-мочевинные, бакелитовые и прочие недоразумения. В итоге передо мной остались десять алюминиевых 50-литровых бидонов некого "Клея КЭХ" в составе "Компонента 1" и "Компонента 2" . "Компонент 1" был похож на мед, а "Компонент 2" обнадёживающе шибал в нос аммиаком. Я зачерпнул из обеих бидонов понемногу и дома провел эксперименты. Они показали, что клей превращается в твердое, но слегка эластичное состояние в широком спектре соотношений и является водостойким. Суточное замачивание с двухчасовым кипячением две склееные колобашки спокойно перенесли и в тисках лопнули по древесине. В общем, я купил все те бидоны и этого хватило на весь проект со всеми его "ляпами" и экспериментами и хватило бы еще не на одну такую лодку (450 кг клея).

Рулон стеклоткани длиной 100 м был мной обнаружен на заводском складе еще при поисковых работах по смоле и, не откладывая дела в долгий ящик, я его выкупил. С учетом своего нынешего опыта могу сказать, что та ткань по случайности не имела какой-либо пропитки. При поднесении огня она практически не давала запаха и дыма и в необработанном виде (без отжига и промывки) пропитывалась смолой до прозрачного состояния. Всё, что я докупал позже, вело себя совсем иначе - салило руки, воняло и дымило при отжиге и в смоченном смолой виде имело белый цвет.

Для изготовления разнообразных узлов яхты требовалось огромное количество нержавеющей стали, латуни и алюминия. С алюминием было более-менее ясно . У меня на работе стоял старый болгарский ЕС-овский принтер в виде двух шкафов размером крупнее холодильника каждый . Все боковые поверхности его были зашиты алюминиевыми панелями толщиной 4 и 8 мм . Материал их был мне неизвестен, поэтому для критичных с точки зрения прочности конструкций типа кронштейна подвесного мотора, я впоследствии вместо проектной четверки-пятерки АМГ6 просто брал неизвестную "восьмерку" от принтера.

С нержавейкой оказалось проще всего . Место моей тогдашней работы находилось на территории бывшего Приозерского целлюлозного завода со всеми вытекающими из этого последствиями. Хоть в основном ценные металлы к той поре уже и растащили, но в оставшихся конструкциях до сих пор имелось огромное количество нержавеющего крепежа, до которого еще не дошли руки металлоломщиков. Так что почти весь нержавеющий кругляк у меня имел крепежное происхождение . Еще в одном разграбленном месте на территории завода я выкопал из земли (в буквальном смысле лопатой) некую технологическую конструкцию, всю состоящую из пятиметровых стержней из нержавейки диаметром 10 мм. Из них в дальнейшем и точился весь "длинный" крепеж М6 (более сотни винтов), шпильки крепления шпангоутов, колодца и т.д.

Почти все потребности в латунно-бронзовом кругляке покрыл найденный при изыскательских работах шток от задвижки на трубопроводе. Шток имел диаметр 75 мм и длину около полуметра и этого хватило с запасом на все шкивы и блоки .

К вышесказанному можно добавить, что на ту пору во дворе у моих родителей уже пару лет ржавел винтажный (1938-го года) токарный станок в нерабочем состоянии, осевший у нас по дороге на металлолом. Хоть он и был нерабочий (порван приводной плоский ремень), на него возлагались большие надежды.

Вообще же "металлическая" тема представляет собой одну большую проблему, хоть меня она в основном обошла стороной . Несмотря на то, что кругом пестрят объявления о продаже цветного и нержавеющего проката, в случае "самостроя" это не более чем фикция. В любой "конторе", в которую вы обратитесь, к примеру, с просьбой продать полметра латунного кругляка на шкивы, вам почти наверняка откажут и предложат выкупить все шесть метров весом двести кило и стоимостью под штуку баксов. В поисках двух 10-мм листов АМГ6 на баллерную коробку я три года обзванивал по рекламным объявлениям питерские базы и предприятия - или целый лист за космическую цену или разговор окончен. С пунктами сбора "цветмета" тоже были проблемы. В силу криминальности их бизнеса в таких как я они видели провокацию и утверждали, что такого у них отродясь не бывало. Хотя "такое" у них точно бывало и через посредников мне пару раз удавалось из таких мест кое-чего ценного выловить.

Достать пиломатериалы в наши дни трудностей не составляет, проблема только в том, что для целей судостроения не все они подходят и без личного участия в этом процессе не обойтись. Я договорился с одной пилорамой приходить к ним после работы и ворошить напиленное за день . Все бессучковое откладывалось в сторону и разворошенные штабеля приводились в исходный вид . За неделю необходимое количество было набрано и требовалось только оплатить и увезти. Через год я это в точности повторил. В ту пору я еще не знал слова "заболонь" и поэтому оно в конструкции широко представлено.

Электроинструмент приобретался по мере осознания его необходимости, на старт же я вышел с дрелью и ленточной шлифмашинкой, которую я поставил бы на первое место . При том объеме шлифовальных работ (в особенности по стеклопластику) этот инструмент достоин был памятника при жизни.

Все подготовительные операции заняли сентябрь 1996 года и в октябре работа началась.

 

Этапы     Продолжение