Отчет
о ведении боевых действий на Ладожском озере в период 1.7-28.10.42

1.) Командование :

     Финская береговая бригада
          Полковник Ярвинен
          Корвет-капитан Кийянен

     Немецкие катера KM :
          Корвет-капитан фон Рамм
          Обер-лейтенант флота Рейманн

     Итальянские катера MAS
          Корвет-капитан Бианкини

     Паромы Зибеля
          Подполковник Зибель
          Подполковник Шалке
          Подполковник Вахтель

2.) Наши силы :

     Финские :
          1 торпедный катер, с 1.8 в нерабочем состоянии
          1 пароход 350 т, 8 узлов, 1х40 мм, 2 пулемёта

     Немецкие :
          4 катера KM
          21 паром Зибеля, из них :
          7 тяжёлых паромов с 3х88 мм и 1х37 мм
          7 лёгких паромов с 4х20 мм установками Фирлинг и 1х37 мм
          7 командных, транспортных и госпитальных

     Итальянские :
          4 катера MAS с 2х450 мм торп., 1х20 мм

3.) Силы противника : согласно приложению 1

4.) Задача : Препятствование транспортным перевозкам противника через Ладожское озеро в Ленинград и их прекращение

5) Отчетный период с 1.7. по 30.9.42.

С 1.7 катера KM прибывают на Ладожское озеро. 3.7 я явился к финскому командующему, который пока что не имел ясного представления, как ему следует использовать катера : прежде всего необходимо переждать слишком светлые ночи, во-вторых, катера KM и MAS ещё не приведены в боевую готовность, и в третьих, надо дождаться выяснения намерений у соединения паромов Зибеля. С гигантскими затратами, в составе 2400 человек, оно прибывает с 7.7 под названием Einsatzstab Fähre Ost (E.F.O.). После визита начальника штаба Люфтфлотте 1 полковник Риекхофф заверил финского командующего, что отныне руководство военно-морскими действиями (!) на озере берёт на себя Люфтваффе (прим.- знак "!" поставлен автором документа). Я оказался в сложной ситуации, поскольку с одной стороны - перед финским командованием должен был выступать единым фронтом с немцами, но с другой стороны - для немецких и итальянских катеров не могло быть и речи о командовании через Люфтваффе. После того как при первом же контакте и осмотре паромов выяснилось, что техническая готовность, подготовка личного состава и минимальные морские навыки, необходимые для намеченной задачи, ни в коей мере не достаточны, - я нахожу данные мне от А3 Группы Норд прогнозы об их непригодности полностью подтвердившимися.

Превосходные разведданные Люфтфлотте 1 подтвердили финские сведения о том, что перевозки Морье-Новая Ладога осуществляются практически исключительно плоскодонными деревянными баржами и на глубинах не более 8-10 м. Поскольку, таким образом, шансы на успех катеров KM (возможность применения односторонних TMB) и катеров MAS (вследствие слишком малых глубин отсутсвует возможность применения торпед) ничтожно малы и совместные действия с паромами Зибеля крайне нежелательны, я ходатайствую о передислокации катеров KM и MAS на Финский залив перед F.d.M.Ost и по чьему распоряжению я в конце июля докладываю о положении группе Норд и I.Skl с А3 гр. Норд. Ходатайство переправлено через OKW, после бесконечных рассмотрений маршалом Маннергеймом отклонено. Буквально было сказано: «Немецкие организаторы должно быть при нынешнем перебазировании всё-таки о чём-то думали».

До 15.8 никаких особых событий. У катеров KM серьёзные неполадки, поскольку они на озеро пришли совершенно неопробованными (см. Приложение 2). Только в конце августа ночами стало выдаваться по 2-3 часа темноты. Катера KM и MAS охотятся за якобы виденной подводной лодкой, возят поисково-спасательную службу для [поддержки] немецких самолётов, которые посылались для уничтожения канонерских лодок в Морье-Осиновец, высаживают разведчиков-связных за линию фронта русских. При этом удачно так случилось, что 23.8 MAS 527 натолкнулся на русскую канонерскую лодку, которая была потоплена двумя торпедами в точке N 60°24,5' O 31°3'. При набеге MAS на морские коммуникации 27.8 в точке 60°21,5'N, 31°38'O MAS 528 потопил баржу водоизмещением ок. 1000 тонн (?) из состава буксирного каравана. (прим.- знак "?" поставлен автором документа)

15.8 генерал-полковник Келлер и капитан флота Лейсснер производили смотр E.F.O. и оценили возможности паромов как очень хорошие, хотя мы с группенфюрером были иного мнения. После того как первая же попытка ночного выхода EFO закончилась полным провалом, приказом утверждено было в первую очередь заниматься дальнейшим обучением. Паромы таранили друг друга в темноте, теряли какую-либо взаимную связь и возвращались постепенно поодиночке или группами к рассвету на свою базу, при этом катера KM должны были всю дорогу им помогать, разыскивая паромы и возвращая их на правильный курс. Паромы зашли в немецко-итальянскую базу Сортанлахти, после чего начались непрерывные круглосуточные атаки русских. Огонь ПВО при атаках с малых высот был практически безрезультатным, поскольку применяемые русскими Ил-2 и СБ-2 имели очень сильное бронирование. Немецкие истребители прикрытия появлялись всегда слишком поздно, потому что русские подлетали со стороны озера и о них никто не предупреждал. У EFO 7 убито, 18 ранено, у катеров MAS и KM ущерб только по матчасти. Для проведения дальнейшего обучения паромы после этого перебазировались в бухты к северу от Кякисалми.

В сентябре налёты утихли и тогда отрапортовавший о готовности EFO совершил 2 выхода без участия катеров MAS и KM. 24.9 боевой контакт EFO с русской канонерской лодкой, которая после попадания закрылась дымовой завесой и отошла. Совместные действия KM и MAS после тренировок проходили довольно неплохо, катера MAS обеспечивали охранение для катеров KM при постановках ими мин, которые 14.9 из-за ухудшения погоды были отменены, а 26.9 произведена постановка заграждения из 12 мин TMB. Поскольку совместные действия с EFO из-за по-прежнему абсолютно неудовлетворительной дисциплины во время движения, сигнальной связи и навигации были невозможны, а боевые операции катеров KM могли тем не менее проводиться одним группенфюрером, я по распоряжению F.d.K.Ost в конце августа вернулся к своей флотилии.

6.) Отчётный период с 1 по 28.10.42

После того как AOK 11 потребовало более активных действий по нарушению транспортного снабжения Ленинграда, 30.9.42 я был по телетайпу откомандирован на Ладожское озеро и получил 3.10.42 от командира соединения Бёмера общие указания по руководству и инструктаж о влиянии на совместные действия данного соединения. Вмешательство в тактическое и морское командование паромами было отмечено как категорически нежелательное. Без привлечения финского командования я определил на срочном совещании направления совместных действий трёх подразделений, в EFO в особенности были очень довольны таким порядком. Выходы всех подразделений в октябре - согласно централизованно отдаваемым оперативным приказам 4/5.10, 8/9.10, 17.10 (без паромов), 21.10 (без катеров KM). Во время операции 9.10 осуществляющими разведку катерами KM на соединение были выведены сторожевые катера русских, при этом сторожевой катер №175 уничтожен, №203 сильно повреждён, очень хорошая артиллерийская стрельба паромов при хорошей погоде. Установлено, что при 22 узлах хода катера KM русский сторожевой катер его догоняет. По показаниям пленных, у сторожевого катера один маршевый дизель и два бензиновых двигателя, скорость 24 узла, имеются 2х40 мм. Постановку мин катерами KM 17.10 после неисправностей двух катеров и неполадок у третьего пришлось отменить. При этом заключительный выход катеров KM и их эвакуация - 21/22.10. Операция по обстрелу маяка Сухо – согласно прилагаемому боевому донесению (Приложение 3).

Итог этой операции (5 пленных и полуразрушенный маяк) не идёт абсолютно ни в какое сравнение с задействованными средствами, операция доказала мою точку зрения, о которой я докладывал ещё в августе, что покуда русские имеют в своём распоряжении превосходящую артиллерию, EFO при их нынешней форме, уровне подготовки и техническом состоянии, несмотря на поддержку со стороны ВМС - не способны выполнять такого рода оперативные задачи с временем хода до цели или обратно по 12-14 часов. Паромы после этой 36-часовой операции надолго выведены из боевого состояния и получили приказ о разоружении. Катера из-за ледовой опасности приступили к возвращению в Хельсинки.

7.) Боевой опыт

a) Об использовании плавсредств :

О нецелевом использовании катеров KM и MAS на Ладожском озере уже ранее докладывалось.
Я считаю на следующих основаниях, что паромы Зибеля в их до сих пор существовующем виде непригодны :
Командование EFO, за исключением в основном подполковника Шалке, не обладает никакими познаниями во всех вопросах морского и тактического руководства, отсутствует способность оценки боевой ситуации при переменах погоды, не хватает знания обязательных боевых порядков и перестроений, и в особенности дисциплины строя в тёмное время суток.
Основные экипажи не обладают достаточными морскими навыками, в особенности недостаточна сигнальная подготовка.
Недостаточные мореходные качества, причиной которых является нагруженность связей понтонов, исключают применение вооружения в обстановке быстро возникающих коротких и крутых волн .
Навигационные средства и рулевое управление не отвечают требованиям, которые должны предъявляться при имевшем место 24-часовом боевом походе. Не хватает штурманской рубки или стола для карт. В особенности, показания компасов паромов слишком зависимы от перемещений расположенных вплотную перед ними орудий и складируемых боеприпасов.
Паромам недостаёт необходимого оснащения морскими вспомогательными средствами (лот, лаг, сигнальные фонари), у них слишком низкая скорость (проектная - 7.5 узлов).
В составе соединения паромы ходили со скоростью, никогда не превышавшей 6.5 узла, а после возникновения неисправностей она составляла всего 5 узлов. При столь длительных походах нет возможности для размещения команды.
Бензиновые ходовые двигатели потребляют огромное количество горючего (20 паромов за 24 часа хода – 80 000 литров [авиабензина] B4 !). Это, при большей частью неудачных походах и при ситуации с горючим, является на мой взгляд неоправданным.

b) Командование :

Официально приказы о боевых действиях и проводимых операциях должны были отдаваться командующим финской береговой бригадой, который подчинялся напрямую финской ставке. Однако поскольку он, как армейский офицер, был не в состоянии как следует разбираться в морских делах, то он ждал от отдельных старших офицеров соединения, что те будут заниматься своими операциями самостоятельно. О своих пожеланиях он сообщал при случайных разговорах, письменные приказы о проводимых операциях полковник Ярвинен не отдавал никогда. На практике на озере всем заправляло Люфтфлотте 1 и оно требовало, чтобы немецко-итальянское морское соединение предоставляло себя в их распоряжение для выполнения задач, которые никак не могли быть выполнены надлежащим образом кораблями, однако могли быть выполнены авиацией. После моего прибытия были проведены общие обсуждения существующего положения, все планы обговорены и письменные приказы отданы. Влиять на постановку задач и руководство EFO у меня не было никакой возможности; вслед за одним чрезвычайным происшествием EFO получил от Люфтфлотте чётко поставленный боевой приказ и они попытались его выполнить невзирая на то, обещают ли успех местные условия или обстановка. Операция "Сухо" была проведена вопреки моей отрицательной оценке. Во время операции я находился рядом с подполковником Зибелем на командном пункте в Сортанлахти и смог только во второй половине дня направить итальянские катера MAS для осуществления отвлекающей атаки против канонерских лодок. Это распоряжение на практике так и не было выполнено, поскольку к прибытию катеров MAS уже был осуществлён отрыв от канонерских лодок противника. Также неоднократные предложения с моей стороны, что паромы должны во время хода занимать подвижный боевой порядок и что операции не следует проводить всегда с полной флотилией вместе с транспортными и госпитальными паромами - не находили отклика. Боялись что введение новых правил принесёт ещё большие осложнения.

с) Результаты :

Ничтожные успехи всех задействованных подразделений никоим образом не могут оправдать те средства, выделенные на ведение боевых действий на Ладожском озере и затраченные на осуществление гигантских объёмов перевозок, устройство жилья для личного состава, снабжение и вывод этих сил на другие важные участки. Даже если противник из-за присутствия этих плавсредств и вынужден был держать свои вооруженные силы в боевой готовности и предпринимать усиленные меры обороны, так этого можно было достигнуть и значительно меньшими средствами путём применения боевой авиации против осуществляемых преимущественно в дневное время транспортных конвоев. Даже те несколько произведенных в ноябре воздушных налётов принесли, согласно армейским донесениям, значительно большие результаты. Также противник имел возможность, перенеся основные транспортные средства на более короткий маршрут от Морье-Осиновца на Кобону, избегать тем самым нападений с нашей стороны, при этом он только должен был смириться с ещё одной перегрузкой. Нападение на бухту Морье было исключено по причине сильного охранения в дневное время и по причине навигационных сложностей у имевшихся плавсредств в ночное время.

8) Перспективы ведения боевых действий на озере в 1943 г.

Все имеющиеся на Ладожском озере финские плавсредства для ведения боевых действий непригодны. Единственный крупный корабль – 350-тонный пароход «Аунус» представляет собой вспомогательную канонерскую лодку, оснащённую одной 40 мм пушкой, и более мощное орудие не установить. Имеющиеся 13 небольших буксиров пригодны только в качестве вспомогательных плавсредств, на возможный случай десантных операций в тылу фронта. При этом можно было бы воспользоваться примерно тридцатью имеющимися в наличии небольшими катерами. Кроме того, имеются две плоскодонные деревянные баржи по 300 тонн и 2 баржи поменьше. Совершенно отсутствуют какие бы то ни было возможности для ремонта кораблей и оборудования. Единственная имеющаяся в северной части озера верфь в Сортавала полностью разрушена русскими при их отступлении, приведён в рабочее состояние только слип, он позволяет поднимать на сушу корабли размерами до 40х5х2.5 м. Нет в наличии никаких станков, сжатого воздуха, оборудования для сварки и резки, а также обученного персонала. Всё это небходимо привезти из Германии, подъездные ж/д пути отсутствуют.

Как подходящие плавсредства, которые можно доставить имеющимися в распоряжении транспортными средствами, пригодны разработанные OKM для юго-восточного района AML (артиллерийские самоходные баржи). Они похожи на паромы Зибеля из одного понтона, разборные, отдельные части могут быть таких габаритов и массы, которые можно перевозить по финским железным дорогам. Внешне они идентичны MFP при длине 33 м, ширине 7.5 м , осадке 0.6 м, двух двигателях по 260 л.с. и скорости 9 узлов. Конструктивно они предназначены для вооружения 2х88 мм и 2х20 мм, но советник Zetsche из K III O.K.M. подвердил тем не менее возможность установки на AML орудий калибром до 120 мм после установки небольших усилений оснований орудий. Для орудия и командного пункта применяется также необходимое бронирование. Если убрать кормовое орудие, то на палубе образуется площадка размером 13х6м, которая годится для приёма мин. Для этих целей следует предусмотреть две легко монтируемые боковые платформы для их сбрасывания. Для монтажа в Лахденпохья следует смонтировать кран грузоподъемностью 18 т, он необходим для спуска на воду самой тяжелой части понтона (кормовой секции с двигателем).

На перевозку MFP типа D или артиллерийских MFP рассчитывать не следует, поскольку для осуществления при сборке сварки или клепки нарезанных деталей заранее должны быть подготовлены важный цеховой персонал и соответствующие механизмы. Сборка MFP, которые для транспортировки должны быть разобраны на много частей, требует около 100 человек и 4 недели рабочего времени.

На запрос у M.V.O. Люфтфлотте 1 о намерениях EFO на 1943 год был ответ, что об этом ещё никаких обсуждений не проводилось и что решение лежит у рейхсмаршала.

подпись Рамм


Перевод С.Б.