Захват катера Е-32 у острова Верккосаари 25.8.1942.

Материалы из советских и финских источников




Катер Е-32



Епихин Николай Петрович, Капитан 1-го ранга, командир катера МО-215

Источник : Ладога родная. Воспоминания ветеранов Краснознаменной Ладожской флотилии. Лениздат, 1969

Командованию флотилии были необходимы данные о силах противника в одном из районов Ладожского озера. Решили захватить «языка», то есть взять в плен вражеского матроса или офицера, а если удастся, то и нескольких. Эту ответственную задачу поручили командирам катеров МО-213 и МО-206 старшим лейтенантам И. И. Воронину и И. П. Волошенко, а также МО-215 - под моим командованием.

После совещания в штабе охраны водного района, на котором всесторонне обсуждались различные варианты выполнения намеченной задачи, остановились на таком. В северной части Ладоги, вблизи города и порта Кексгольм, находится небольшой остров Верккосари, где проходили жизненно важные морские артерии врага. Именно туда и были обращены наши взоры. План действий поисковой группы, предложенный нами, командование утвердило.

Экипажи «морских охотников» со всей тщательностью готовились к походу. И вот получено разрешение на выход.

Прощай, родной берег! До скорой встречи!

Катера, разрезая холодные воды Ладоги, взяли курс к вражеским берегам. Это было 25 августа 1942 года.

Ритмично работают моторы. Ночь темная. Напрягая зрение, всматриваются вдаль сигнальщики. Скоро и остров противника.

Боевая тревога! И через секунду опустели кубрики - моряки на своих постах. Катер ощетинился стволами пушек и пулеметов, направленных в сторону врага. Средний ход... Показался остров, выступавший громадной глыбой в зловещей тишине августовской ночи. Тихо. Малый ход... Близок берег... Замерла команда, готовая к бою...

- Стоп моторы! Спустить тузик!

Уключины обмотали ветошью - чтобы избежать скрипа.

- Кто пойдет в разведку? - спрашиваю у краснофлотцев. Добровольцев больше чем достаточно. Нужен был один человек. Выбор пал на бесстрашного комендора матроса Григория Петровича Горбачева, комсомольца, бывшего слесаря.

В шлюпку-тузик спущен автомат, за поясом у Горбачева гранаты, пистолет и нож, за фланелевкой – сигнальный фонарь «ратьер». Приказываю Горбачеву:

- Обследовать остров. В случае боя - отходить к берегу и следовать на катер. Если враг не будет обнаружен, дать сигнал: красный, белый, зеленый.

Шлюпка бесшумно скрылась в темноте. Прошло томительных сорок минут. Над островом, как и прежде, тишина. Наконец с берега еле заметным узким сектором мелькнули долгожданные сигналы: красный, белый, зеленый. Катера двинулись к берегу, постоянно измеряя глубину лотом. Глубины позволяют подойти к острову вплотную. Вот заглушил моторы первый, затем второй и третий... Швартовы завели за стволы деревьев.

Мы - у вражеского острова. Краснофлотцы осторожно рубят и ломают ветки, набрасывают их на рубки, борта, орудия, на палубы и мачты катеров. Прошло еще полчаса, и «морские охотники», укрытые «зеленым ковром», слились с окружающей панорамой острова...

Медленно вставал рассвет. В это утро озеро, на редкость тихое, словно старалось помочь нам выполнить боевое задание.

На палубах катеров стоят дозорные, укрытые сверху зелеными ветками и маскировочными сетками. Вглядываюсь в лица подчиненных. Они спокойны и сосредоточенны, как всегда. Один из наблюдателей поднимается на триангуляционную вышку и медленно обводит взором окружающие нас шхеры. Врага не видно.

11 часов 10 минут. Показалась черная точка. Приближаясь к острову, она быстро росла. Катер противника!

Матрос спустился с 16-метровой вышки и крикнул:

- Тревога!

Все наши люди замерли на своих постах.

Противник все ближе и ближе. Ясно вижу катер, похожий на нашу «каэмку». На корме развевается военно-морской флаг противника. Нервы напряжены до предела. Вот уже неприятельский катер совсем близко... Пора! Мигом сбрасываем маскировочные сети и зеленые ветки. Отдаем швартовы.

Взревев моторами, «морские охотники» отрываются от берега. Катер Воронина заходил слева, катер Волошенко - справа. Мы идем прямо. Матросы противника приветливо машут нам руками - приняли за своих.

Когда противник опознал наши корабли и попытался удрать в шхеры, было уже поздно. С МО-213 гулко громыхнул крупнокалиберный пулемет. Это боцман главный старшина Емельянов прошил удирающий катер меткой очередью. Враг убедился в бесполезности сопротивления и застопорил машины. Неприятельские матросы подняли руки.

Мы подошли к сдавшемуся катеру. Старшина 2-й статьи Петр Лизунков и матрос Дмитрий Шербина перебрались на его борт. Комсомолец Лизунков сорвал вражеский флаг (он был передан потом в Центральный военно-морской музей). Пленных поместили в кубрик нашего «охотника».

Мы захватили также ценные документы, карты различных районов Ладожского озера, корреспонденцию и оружие.

Вечером «морские охотники» вошли в родную базу - Новую Ладогу. Кроме пленных матросов, мы доставили и их посыльный катер.

Пленные рассказали, что они шли в базу Сортанлахти за своим командующим. Выяснилось, что противник ведет активную подготовку к высадке десанта и нападению на наши коммуникации. Вскоре показания пленных полностью подтвердились.

Командующий Ладожской флотилией В.С.Чероков объявил всему личному составу «морских охотников» благодарность, а особо отличившиеся получили правительственные награды.


Выписки из наградных листов отличившихся при захвате катера Е-32

Источник : http://podvignaroda.ru


Чероков В.С., вице-адмирал, командующий Ладожской Военной Флотилией

Источник : Чероков В. С. Для тебя, Ленинград! - М., Воениздат, 1978.

Летчики предупредили нас, что в шхерах все чаще появляются немецкие быстроходные десантные баржи (уже не в одиночку, а группами): по-видимому, отрабатывают задачи совместного плавания. Это был серьезный сигнал. Для уточнения сил противника и его намерений я потребовал от командования охраны водного района и наших разведчиков раздобыть «языка».

В ночь на 25 августа катера МО старших лейтенантов И. П. Волошенко, И. И. Воронина и Н. П. Епихина направились к острову Верккосари. Остров скалистый, заросший лесом, местами спускающимся к самой воде. Катера ошвартовали у самых сосен, замаскировали сетями и ветками. Прочесали остров. Никого. Выставили наблюдателей. Ночь прошла спокойно, а утром неподалеку от острова показался разъездной катер. Наши корабли, быстро отдав швартовы, отрезали ему путь отхода.

Пулеметной очередью боцман «МО-213» главный старшина А. Т. Емельянов прошил рубку катера. Из нее выскочили двое матросов и подняли руки. Старшина 2-й статьи П. С. Лизунов и краснофлотец Д. А. Шербина прыгнули на катер. Лизунов сорвал вражеский флаг. (Он теперь находится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.) Трофейный катер вместе с его командой был доставлен в Новую Ладогу. Допрашиваем пленных. Это финские матросы. Им уже порядком надоело воевать, фашистов они ненавидят и потому охотно отвечают нам. К сожалению, сведения их очень скудны. Да, они видели немецкие паромы и итальянские торпедные катера. Судя по всему, те готовятся к высадке десанта. С готовностью показывают места береговых батарей и постов наблюдения и связи в районе Лахденпохья.

- Нас послали за нашим командующим в бухту Сортанлахти, — сказал один из финнов. — Мы везли какие-то документы.
Раскрываем планшет. Карты западных районов озера со многими пометками. Вот это уже ценные данные. Наши разведчики и операторы ухватились за них обеими руками.


Исчезновение катера

Источник : Olavi Väliaho. Laatokan puolustajat Karjalassa. 2000. Перевод с финского С.Б.

25 августа около 22 часов лейтенант Эйно Лехтонен с узла связи Rima из Кякисалми сообщил в Лахденпохья дежурному офицеру транспортной службы Эйно Ранта, что вышедший этим днём в 12.30 из Лахденпохья в Сортанлахти катер E-32 3-й морской роты к месту не прибыл. Катер в последний раз видели в 16 часов, когда он обошел с запада остров Хейнясенмаа и был на уровне острова Верккосаари, двигаясь в южном направлении. Закончив разговор, Ранта тут же сообщил об этом офицеру участка лейтенанту Пааво Хювенену. Тот разрешил приступить к принятию необходимых мер. Хювенен позвонил в штаб Ладожской береговой бригады оперативному дежурному Хейкки Каасалайнену, который сказал, что с наблюдательных пунктов после Хейнясенмаа пропавшего катера не видели. Лейтенант Пааво Хювенен сразу сообщил об этом по телефону командиру транспортной службы капитану Эйно Копонену и попросил у него указаний о дальнейших действиях. Капитан Копонен распорядился сообщить постам, чтобы усилили наблюдение и приказал направить с рассветом катера для обследование побережья. После этого Хювенен позвонил в Кякисалми оперативному дежурному 3-го полка береговой артиллерии капитану Пааво Яуниала и сообщил тому об отданных капитаном Копоненом распоряжениях. С рассветом необходимо было направить два катера на разведку побережья, один катер для обследования шхер к северу от Кякисалми, а второй вдоль берега на юг вплоть до Сортанлахти. Разведкой в открытой Ладоге от Сортанлахти займутся катера KM и MAS. Лейтенант Хювенен сообщил о принимаемых мерах оперативному дежурному штаба Ладожской береговой бригады лейтенанту Каасалайнену.

Об вышедших из Лахденпохья катерах сообщается на Валаам, в Кякисалми или Видлицу, в зависимости от того, куда направляется судно. В журнале донесений кораблей транспортной службы было отмечено, что 25.8.42 катер E-32 выходит в 12.30 из Лахденпохья, идёт западнее Рахмансаари к Хейнясенмаа и далее в Сортанлахти, где должен быть около 19 часов. Донесение передал в Rima 15 сержант Хяннинен и принял Туркиа.

Командир катера E-32 матрос Тойво Йоханнес Ярвеля родился 22.4.1918 в Хювинкяя, холостой. Ближайшим родственником у него был отец, живший в Йокела. По гражданской специальности он был слесарь. Поступил на экстренные сборы 22.6.41 в отдельную флотилию [Erillinen Laivue] в Хельсинки, откуда в сентябре 1941 переведён в Ладожскую флотилию. За время службы взысканий не имел.

Моторист катера матрос Вейкко Ансельм Коскела родился 21.4.1920 в сельской общине Пори, женатый. Ближайший родственник - жена, проживающая в Пори. Гражданская специальность - рабочий в механической мастерской. Поступил на службу 14.4.41 в Ладожскую флотилию. За время службы взысканий не имел.

Матросы Ярвеля и Коскела в политическом отношении были абсолютно благонадёжными. У матроса Ярвеля в эту войну погибли двое его братьев. Матросы были опытными и на Ладоге прошлой осенью и этой весной входили в состав многих действующих экипажей. Оба матроса были участниками боёв за остров Рахмансаари.

Младший офицер службы обеспечения катеров, сержант Эско Киивери сказал, что матросы Ярвеля и Коскела были в одной роте ещё с осени 1941 года и в экипажах показали себя умелыми и знающими. Военмастер Эйно Ранта сообщил, что знает матроса Коскела как прилежного и умелого моториста.

На E-32 стоял новый, прошлым летом установленный двигатель, у которого не проявлялось серьёзных неполадок. Катер был полностью годным к плаванию как в отношении корпуса, так и двигателя. Военмастер Ранта производил инспекцию катера E-32 этой весной. Распоряжение о поездке E-32 отдал командир 3-й морской роты капитан-лейтенант Мауно Аувинен. Он сообщил, что длительность поездки составит около семи часов, так что необходимо запасти достаточно горючего. Капитан-лейтенант Аувинен подтвердил, запросив из Раухала, что горючего было достаточно, двигатель в порядке и маршрут известный. В приказе о выходе заход на Хейнясенмаа был отменён, в связи с чем он распорядился, чтобы маршрут от Лауватсаари продолжался прямо к Кивисалми и затем вдоль побережья до Сортанлахти.

В журнале выдачи топлива центрального ремонтного участка имеется отметка, что 24.8.42 со склада выдано для катера E-32 24 литра бензина, 190 литров керосина и 8 литров смазочного масла.

Сержант Эско Киивери : 25.8.42 около 10.30 командир E-32 матрос Ярвеля доложил, что катер получил распоряжение отправляться в этот же день в 12 часов в Сортанлахти. Также матрос Ярвеля сообщил, что нужно привести в порядок воздушную заслонку карбюратора в ремонтной мастерской Раухала. Капитан-лейтенант Аувинен распорядился, чтобы временную воздушную заслонку у катера починили сразу после завтрака к отправлению. Около 11.30 катер возвратился из Раухала к месту расположения катеров у берега Коконниеми. Я спросил у команды, в порядке ли катер и его оборудование ? Принесли ли на катер ручной пулемёт ? Экипаж ответил, что всё в порядке и что ручной пулемёт на катере. Я отдал на катер русский дымовой буй и объяснил как им пользоваться. За день до этого я проводил проверку и на катере имелись четыре ручные гранаты, пистолет-ракетница с патронами, сигнальная лампа была в порядке. Также на катере имелся путевой компас, необходимые навигационные карты и сигнальные флажки.

В 18 часов погодные условия были : температура 25.8, видимость исключительно хорошая и ветер силой 2 балла, затихающий к ночи.

В течение ночи 25-26.8 о пропавшем катере E-32 не поступало никакой информации. С 5.30 до 9 от Кивисалми до Сортанлахти вдоль береговой линии выходил катер, но не обнаружил пропавшего.

Утром в 7.30 катер под командованием лейтенанта Аймо Вуолле-Апиала вышел для обследования района, включая Хейнясенмаа, а также береговой линии от Лауватсаари до Кивисалми, возвратившись вечером в Кивисалми.

Утром была проведена воздушная разведка района Коневец - Хейнясенмаа - Валаам и от Валаама по направлению к Новой Ладоге. В этом районе катера обнаружено не было.

Катера MAS выходили 25.8 в 23 часа из Сортанлахти южной стороной Коневца к точке, расположенной в 15 милях от острова Сухо в направлении 320 градусов и возвратились к северной стороне Коневца. Обойдя Коневец с востока, катера прибыли в Сортанлахти в 7 часов 26.8. Катера не наблюдалось.

Немецкие паромы с 21 часа 25.8 до 9 часов 26.8 перемещались в районе 171a и 170b. Катер с Хейнясенмаа с 6.30 до 7 часов обследовал остров Верккосаари вокруг вблизи берега. С 9.55 до 12.45 - с Хейнясенмаа до Воссиноинсаари, где сходили на берег - к Хейнясенмаа.

Из Раухала в 13 часов вышел катер внутренним фарватером к Лауватсаари, где обследовал шхеры от Лауватсаари до Лахденпохья.

В 14.45 катер KM вышел из Сортанлахти, обогнув Воссиноинсаари, Верккосаари и Марьясаари. Катер возвратился вечером в 19 часов вдоль побережья в Сортанлахти, пропавшего не наблюдали. После исчезновения катера E-32 из поля зрения не было зафиксировано никаких световых или звуковых наблюдений.

29 августа поиски катера E-32 закончились безрезультатно. Капитан-лейтенант Мауно Аувинен распорядился лейтенанту Пентти Ляхте провести расследование этого дела.

1.9 в 10.25 итальянский катер MAS по пути из Сортанлахти на ремонт в Лахденпохья попал возле Верккосаари в перестрелку с находившимися в засаде 3-4 сторожевыми катерами противника. MAS получил небольшие повреждения, однако тоже добился попаданий в один из сторожевых катеров. Батарея Хейнясенмаа открыла огонь и отогнала противника, после чего его обстреляли наши самолёты. На основании обнаруженных на острове Верккосаари документов было установлено, что русские следили за передвижениями наших кораблей ещё с 31.8.

На следующий день командир 3-й морской роты капитан-лейтенант М.Аувинен отправил документы по расследованию исчезнувшего катера E-32 командующему Ладожской береговой бригадой. Капитан-лейтенант М.Аувинен писал : "... нападение трёх русских кораблей 1.9.42 на итальянский катер MAS возле острова Верккосаари. В связи с вышеупомянутым, по моему мнению, весьма велика вероятность того, что катер E-32 стал жертвой внезапного нападения, хотя посты наблюдения, которые должны были бы их видеть, не заметили движущегося противника. Ещё непонятно, почему катер не подал никаких сигналов бедствия..."

В ходе допроса военнопленного 31.10 выяснилось, что пропавший 25.8.42 возле острова Верккосаари катер E-32 попал в руки противника. Три сторожевых катера противника находились тогда у острова Верккосаари и, захватив катер, отвели его вместе с командой в Новую Ладогу.

Матросы Тойво Ярвеля и Вейкко Коскела оказались в плену. Русские передали Вейкко Коскела Финляндии 6.12.1944.



Из протокола допроса матроса Тойво Ярвеля в карантинном лагере Ханко 2-3.01.1945

Источник : http://yle.fi/dokumentti/sotavangit/jarvela_kuulust1.htm
     Фотокопии протокола на 5 страницах находились в 2008 г по указанному URL, в настоящее время они оттуда удалены.
     Перевод с финского С.Б.

Ярвеля Тойво Йоханнес, матрос, слесарь, родился 22.4.1918 в Хювинкяя, по метрическим книгам в южнофинляндском приходе Хельсинки, последнее место жительства Флеммингинк 7.A.12. Родители - рабочий Отто Ярвеля и Хильда урожденная Рипатти, проживают в деревне Охкола уезда Мянтсяля. Допрашиваемый закончил народную школу, отбыл воинскую обязанность в период 1939-41 во 2-м отдельном дивизионе береговой артиллерии [2.Erill.RTPsto]. Принимал участие в Зимней войне в составе указанного подразделения.

Призван на службу 22.06.1941, участвовал в боевых действиях по занятию ладожских островов в составе Береговой бригады. 25.8.42 допрашиваемый вместе с матросом Вейко Коскела получил распоряжение отправиться на катере из Лахденпохья в Сортанлахти и явиться там к командующему – капитану Кианно [прим.перев.- вероятно Кийянену]. Допрашиваемый, будучи за старшего, последовал указанному маршруту и экипаж вышел в путь около 13.00. За несколько минут до 16.00, когда они находились в 8-9 км южнее укреплённой позиции Хейнясенмаа, допрашиваемый заметил позади себя судно, которое двигалось в том же направлении, что и они. Когда расстояние до судна составило 2 км, допрашиваемый решил, что это итальянский торпедный катер, который до этого попадался им навстречу. Т.к. у него не было бинокля, он не мог определить государственную принадлежность корабля. Когда он в следующий раз увидел корабль, тот был уже в 200 м сзади и при этом с него махали флажками. Допрашиваемый позвал матроса Коскела, который лежал в каюте и только тогда они увидели, что это корабль русских. С него по их катеру был открыт огонь и в то же самое время появились ещё два катера с артиллерийским вооружением. Допрашиваемый, управляя катером, попытался уйти от преследования, однако в ситуации, когда русские корабли их окружили и вели стрельбу, это было невозможно. Русский катер подошёл к их борту и допрашиваемый вместе с матросом Коскела были задержаны. Оба были связаны по рукам и ногам и отведены в трюм одного из русских кораблей, на котором их доставили в Новую Ладогу.

Весь протокол допроса Тойво Ярвеля