Покраска

Ввиду отсутствия предшествующего опыта, отделочные работы снаружи корпуса представляли собой сплошную серию экспериментов , которые продолжались фактически ещё минимум лет пять после спуска на воду.

Корпус после многослойной оклейки имел очень неровную поверхность (в особенности это касалось участков , оклеенных стекломатом). Для устранения неровностей корпус был обработан эпоксидной шпаклевкой ЭП-0010, на первом этапе её ушло около 15 кг. Каких-либо соображений по поводу типов краски на то время не было вообще, поэтому в ход шли самые доступные средства. Палуба и рубка первоначально были окрашены эмалью ПФ-115 производства «Текс», а надводный борт до ватерлинии — ПФ-115 неизвестного происхождения, бидон которой презентовали знакомые. В бидоне была совершенно непотребная масса с комками, хлопьями и ещё неизвестно чем, которую пришлось перед употреблением размешать и профильтровать в несколько этапов. Всё это происходило за год до спуска на воду. После проведённой под тентом зимы краска «Текс» стала интенсивно "лопушиться" и отслаиваться обширными участками, поэтому с палубы и рубки пришлось её соскоблить (это не составило большого труда). Вместо неё палуба и рубка окрашены эпоксидной эмалью ЭП-5297 с отвердителем ВАК. Были также намерения удалить неизвестную ПФ-115 с бортов, но это оказалось намного сложнее, т.к. даже спустя год при надавливании ногтем на поверхности краски оставался след, соскоблить её было невероятно сложно, а ленту шлифмашинки она моментально забивала. Поскольку она так держалась за своё место, было решено оставить её временно в покое и заняться более важными делами. Впоследствии года через два при переоклейке стыка палубы и борта весь борт окрашен той же ЭП-5297 на отвердителе Версамин. За прошедшие затем десять лет это сочетание (эпоксидная эмаль на алкидном основании) ничем негативным себя не проявило.

Тут следует однако заметить, что эпоксидные эмали являются не очень удачным видом декоративного покрытия , так как все они подвержены разрушающему действию ультрафиолета и на солнце происходит их так называемое «меление». Это выражается в том, что верхний слой эпоксидного связующего разрушается и поверхность оказывается покрыта нескреплённым слоем пигмента. Если провести по ней рукой или прислониться одеждой, то на руке или одежде останутся следы соответствующего цвета. Процесс зависит от угла падения солнечных лучей — на палубе и крыше рубки он идёт быстрее, на бортах медленнее.



Это не надо понимать так, что краска разрушается и отваливается — процесс очень медленный, отделяются микроскопические частицы и это может длиться многие годы. Сохраняя свою защитную функцию, эпоксидная эмаль при этом теряет декоративную. После схода первоначального глянца (на поверхности палубы это происходит очень быстро) окрашенные в белый цвет поверхности быстро пачкаются и с большим трудом отмываются, поэтому для таких мест белая эпоксидная эмаль представляет собой неудачный выбор. За прошедшие десять с лишним лет я испробовал эпоксидные эмали (ЭП-5297,ЭП-439С) в комбинациях с различными отвердителями (ВАК, АФ, АФ-2, ДТБ-2, Версамин). Все комбинации были одобрены производителем эмалей и на всех наблюдалось меление в разной степени. Субъективно я бы сказал, что чем более быстродействующий отвердитель, тем более быстро идёт процесс фотодеградации. С аминофенольными отвердителями (АФ) это ярко выражено уже в первый сезон, к тому же белая краска с ними желтеет буквально с первыми лучами солнца. Гораздо лучше держали свет ДТБ-2 и Версамин, однако с ними (особенно с первым) сложно работать на открытом воздухе из-за их медленной скорости отверждения. За время отверждения может пойти дождь, выпасть роса, ветер может принести пыль, могут налететь насекомые и т.п. Поэтому предсказуемого результата можно добиться только в закрытом помещении. Однако худшие результаты по мелению были достигнуты при применении белой эпоксидной эмали Тиккурила, которая на на российском рынке продвигается под маркой «Реафлекс 50». Эмаль встаёт в рекордные сроки (можно трогать уже спустя час), однако твёрдость набирает крайне медленно, а меление проявляет себя очень скоро и даже на бортах. В инструкции к эпоксидной эмали финны также обещают её пожелтение и их обещания сбываются.

Последние лет пять палуба покрашена полиуретановой эмалью с изоцианатным отвердителем, без каких-либо сопутствующих проблем и при покраске рубки в будущем будет выбрано аналогичное покрытие.

Эксперимент с попыткой защитить поверхность эпоксидной эмали с помощью аналогичного полиуретанового лака завершился неудачно, т.к. выяснилось, что лак хорошо пропускает ультрафиолет и под ним процесс меления идёт своим путём. Уже спустя год на перпендикулярных солнцу поверхностях можно было в местах сколов подцепить ногтем край лакового слоя и оторвать приличные куски лака с верхним микрослоем пигмента.

Подводная часть была изначально покрашена эпоксидной эмалью ЭП-5297 с отвердителем АФ-2 и в последующие два года (2002-2003) «по инерции» было положено ещё два слоя её же (средний с отвердителем ДТБ-2). За прошедшие затем десять навигаций подводная часть никаких окрасочных работ не требовала , не считая подкрашивания той же эмалью точечных сколов краски от ударов о камни. Проблема обрастания подводной части у нас отсутствует, поэтому вопрос применения необрастающих покрытий не возникал.

Не сразу получилось подобрать покрытие для шверта, который часто испытывает удары о камни и играет роль тормоза при подходе к мелкому берегу. Эпоксидная эмаль , нанесённая по защитному грунту, в зимний период начинала покрываться трещинами и отставать большими кусками в нижней части, испытывающей удары. В качестве эксперимента нижняя часть была зачищена шлифмашинкой до блестящего металла и сразу покрыта той же ЭП-5297 и с тем же результатом в следующую зиму. Эксперименты закончились после покраски шверта цинконаполненным протекторным грунтом, который хорошо держался сам и не давал ржаветь шверту.

Этапы     Продолжение