Линейные полиуретановые покрытия


Источник : Painting and varnishing. Wooden Boat Series.
Автор : Doug Templin
Сокращенный перевод С.Б.

Что такое полиуретаны

Хотя полиуретановые соединения окружают нас уже довольно давно, они до сих пор представляют собой передовые технологии, потому что за все это время мало что сдвинулось в направлении разработки более прогрессивных лакокрасочных систем.

Сразу после появления первых двухкомпонентных полиуретановых красок за ними закрепилась репутация долговечных, химически- и износостойких, хорошо сохраняющих свой цвет. Они тут же были взяты на вооружение в авиации, где первостепенное значение имеет защита от коррозии, важна эстетика, а стоимость окрасочных работ крайне высока. Зарекомендовав себя в авиации, полиуретановые краски быстро перешли в сферу "морских" лакокрасочных материалов по тем же самым причинам. Следующими на очереди оказались автомобилестроение и сфера промышленных покрытий, где высокая стоимость полиуретанового лакокрасочного покрытия оправдывает себя повышенной стойкостью и долговечностью. На сегодняшний день существует бесконечное множество сфер примененения полиуретанов.

Сам химический процесс отверждения полиуретанов относительно прост. Он представляет собой реакцию двух соединений : одно из них называется изоцианатом , другое - полиолом, или высокомолекулярным спиртом. Изоцианат состоит из химических групп, содержащих атомы азота, углерода и кислорода, соединенных друг с другом особым образом, что придает им высокую реакционную способность. Процесс производства изоцианатов был разработан немецкой фирмой Байер (той, что известна изобретением аспирина), лицензия на производство была продана фирме Monsanto в США. Позднее они приобрели ее акции и создали фирму Mobay Chemical, по сей день производящую самые чистые и высокотехнологичные изоцианаты из существующих.

За прошедшие годы многое удалось улучшить : снизить летучесть изоцианатов , сделать их более безопасными и усовершенствовать характеристики. При том, что само слово "изоцианат" несет зловещий оттенок, оно не имеет никакого отношения к цианиду, известному яду. Изоцианат является раздражителем органов дыхания , а токсичным эффектом обладают его растворители.

Компонент, называемый "полиолом", обычно представляет собой спирт с высокой молекулярной массой с добавкой пигментов, наполнителей, и прочих компонентов, которые все вместе именуются "пигментированной основой". Полиол обладает реакционно-способными гидроксильными группами (ОН), точно такими же, которые имеются в молекуле воды H2O (Н-ОН). В спиртах, которые применяются для образования полиуретана, они обладают очень высокой активностью, а их большое количество ведет к образованию многочисленных реакционных пар с изоцианатом и при смешивании компонентов формируется очень плотная трехмерная сетчатая структура.

Количество существующих полиолов так же велико, как и число существующих фирм-производителей лаков и красок, каждый разрабатывался с определенной целью или для заполнения узкоспециализированной ниши рынка. Целями их разработки могут быть экономичность, стойкость к температуре и химикатам, формирование толстой пленки покрытия, защита от коррозии. Те спирты, которые мы применяем в области "морских" лакокрасочных покрытий, разрабатываются в расчете на высокую степень исходного глянца и длительную его стойкость.

Морские полиуретановые покрытия

Давайте поближе взглянем на то, что собой представляют полиуретаны, предназначенные для эксплуатации в "морской" среде. Определенное различие между ними состоит в двух типах применяемых полиолов - теми, что содержат акриловую смолу и теми, у кого основа полиэфирная. Именно смола определяет внутреннюю структуру и позволяет заранее прогнозировать, на что пленка покрытия будет способна, а на что - нет. Системы на акриловой смоле обычно относят к модифицированным полиуретанам, в то время как полиэфирные системы считаются "чисто" полиуретановыми.

Лакокрасочные системы на базе акриловой смолы обычно разрабатываются с расчетом на минимальное время отверждения, достаточно твердую поверхность и способность к полировке. Они более уязвимы перед температурой и химическими веществами, однако это не мешает им доминировать в сфере автомобильной промышленности и прочих транспортных средств, где имеет значение возможность полировки. Акриловые системы, как правило, не обладают такой эластичностью и стойкостью к истиранию, как их полиэфирные собратья.

Среди акрило - модифицированных систем , применяемых для покраски транспортных средств, доминирует система Imron фирмы Дюпон (Dupont) и совершенно очевидно, что она же лидирует и среди подобного типа "морских" систем. Однако в условиях высоко-коррозионной среды и в южных широтах Imron, по-видимому, не может похвастаться таким глянцем и светостойкостью, как полиэфирные системы высокого качества. Поскольку у последних эластичность покрытия бывает выше, мне кажется, что Imron более подходит для металлических и стеклопластиковых лодок, нежели деревянных. Его применению препятствует также тот факт, что при покраске кистью результат нельзя считать удовлетворительным.

Полиэфирные системы чаще можно встретить в сфере реактивной авиации, где стойкость к растворителям и эластичность являются обязательными требованиями. На этом рынке лидирует продукция фирм Sterling (Sterling System), US Paint (Awlgrip), International (Interthane) и Koppers (Z-Spar). Все эти системы имеют полиэфирную основу и довольно сильно отличаются друг от друга, хотя по своим конечным потребительским качествам их можно считать примерно равноценными. У каждой из этих фирм имеется своя марка краски, которую можно наносить при помощи кисти, что привлекает к ним в последнее время довольно широкое внимание.

Условия для окраски

Рассказов о том, как ведет себя та или иная краска, существует великое множество - все мы слышали об удачах и полных фиаско, причем, когда речь шла об одной и той же марке краски. Вполне естественно, что любому из нас хочется добиться хорошего результата при окраске лодки, поэтому следует заранее знать некоторые из важных условий , соблюдение которых поможет этого добиться.

Сухая древесина. Полиуретановые краски можно наносить только на древесину, которая равномерно просушена и находится в состоянии равновесной влажности с окружающей средой. На ее поверхности не должно быть участков проявления повышенного содержания влаги, выдающих себя вздутием и пузырением. Если эмалевая краска держится на корпусе всего один сезон - вероятной причиной может быть именно повышенная влажность древесины. С влажной древесиной у вас ничего не получится и с полиуретановыми красками.

Подходящий кандидат для нанесения полиуретановой краски - это здоровая древесина, хорошо высушенная и стабильная в размерах, хотя на практике больше шансов получить хороший результат с древесиной лиственных пород. Проблемы могут возникнуть с древесиной типа смолистой сосны, у которой многочисленные сучки постоянно "слезятся".

Жесткая основа. Если корпус или рубка вашей лодки испытывает значительные деформации на сдвиг между поясьями обшивки, использовать полиуретановые краски там нельзя. Чем старше возраст лодки, тем более ослаблен ее крепеж и тем, вероятно, больший сдвиг друг относительно друга испытывают доски обшивки. Это может быть вызвано динамическими нагрузками, возникающими при движении лодки в водной среде, или просто при перемещении лодки из очень жаркого климата в очень холодный, из очень влажного в сухой и наоборот.

Любой корпус, со швами которого это происходило в прошлом, гарантированно поведет себя аналогичным образом с любой краской, будь то полиуретановая или масляная, сокращая тем самым предполагаемый срок ее службы. Когда в покрытии начинают появляться трещины, оно теряет свою целостность, начинает пропускать под себя воду и более не выполняет свою функцию.

Если поставлена цель добиться от полиуретановой краски максимального срока службы, она должна наноситься только на такую деревянную лодку, которая не подвержена изгибающим деформациям - это может быть качественно обшитый вгладь корпус в идеальном состоянии, лодка с реечной обшивкой и проклеенными смолой швами, корпус с обшивкой из фанеры, с диагональной обшивкой или оклеенный стеклотканью.

Пазы обшивки с разладкой (клиновидным пазом), оставленные открытыми и заполненные шпаклевкой, представляют собой наиболее вероятное место развития сдвиговых деформаций даже на самых крепких корпусах. Не всем владельцам такого рода пазы доставляют эстетическое удовлетворение, однако если они там есть, то это только для пользы. К сожалению, эти V-образные пазы скрывают начинающиеся микротрещины в покрытии, которые с ними гораздо менее заметны, чем на корпусе, у которого соседние доски стыкуются заподлицо.

Плотность соединений. Деревянный корпус необходимо тщательно обследовать , чтобы убедиться в том, что все торцевые и усовые стыки, пазы и трещины плотно заделаны и предотвращен доступ воды к несущим элементам конструкции корпуса, где она может проникать вдоль зазоров и по волокнам древесины. Ничто не разрушает лакокрасочное покрытие быстрее, чем впитывающаяся вода и нередко этот процесс проходит незамеченным наивными владельцами деревянных лодок , которые в конце концов с беспокойством обнаруживают неприглядные пузырения краски в местах, где вода проникла под поверхность. Полимерная пленка противостоит этому не более чем обычная масляная эмаль, фактически - она даже более уязвима, потому что влага изнутри, пытающаяся выйти на поверхность, не в состоянии пройти сквозь непроницаемую пленку полимера, как это происходит в случае менее плотной пленки эмалевого покрытия. Поэтому влага имеет свойство отрывать пленку от поверхности, образуя в этом месте пузырь.

О безопасности

Полиуретановые и эпоксидные покрытия, как правило, содержат в своем составе более токсичные компоненты, чем обычные эмали. К последним следует относиться также с долей осторожности, потому что производители постоянно работают над их усовершенствованием и современные эмали могут содержать грунтующие составы, растворители и разбавители, которые так же токсичны при вдыхании или попадании на кожу, как и те, что мы находим в полиуретановых лакокрасочных материалах. Эпоксидные составы, как всем известно, содержат множество компонентов, способных вызывать кожную аллергию и другие реакции. Следует избегать попадания их на кожу и работать только в средствах защиты органов дыхания - как минимум в плотно прилегающем респираторе со свежими фильтрами с активированным углем.

При нанесении полиуретановых красок из краскопульта изоцианатный компонент полиуретана превращается в аэрозоль и без труда может попасть в легкие человека. При окраске кистью этот процесс не так выражен, поскольку большой молекулярный вес изоцианата не дает его молекулам активно испаряться. Независимо от выбранного способа нанесения, человек при работе с полиуретановыми красками подвергается воздействию содержащихся в них сильных и токсичных растворителей, которые легко улетучиваются и оказываются в легких. Нужны средства индивидуальной защиты.

При работе на открытом воздухе необходимую защиту может обеспечить респиратор с угольным фильтром. Если вы являетесь обладателем бороды, то должны понимать, что добиться плотного прилегания маски будет сложно и такого рода респиратор не обеспечит вам должной защиты. При работе в тесном контакте с полиуретаном, если у вас борода или если требуется более надежная защита - следует пользоваться респиратором с избыточным давлением и подачей воздуха извне. Респиратор и перчатки обязательно должны быть на вас во время смешивания, нанесения краски и чистки от ее химических компонентов. Если в какой-то момент вы почувствовали в респираторе запах краски, концентрация токсичных веществ в воздухе представляет опасность и требуется принятие мер. Не забывайте читать гигиенические сертификаты (MSDS) на все применяемые вами химические продукты, не ограничивайтесь чтением только того, что написано на этикетке.

Нанесение полиуретановых красок

Полиуретановые лакокрасочные материалы представляют собой тонкие, прочные и обладающие высоким глянцем покрытия , которые смотрятся наилучшим образом только будучи нанесенными на идеально гладкую поверхность (неважно, краска это или лак). Даже самые мизерные царапины толщиной с волос будут проглядывать сквозь пленку. Поэтому подготовка поверхности под окраску имеет не меньшее значение чем сам процесс окраски, который, в свою очередь, протекает по-разному для краски и для лака.

Если старое эмалевое покрытие лодки не имеет повреждений и пребывает в хорошем состоянии, оно прекрасно подходит в качестве основы для нанесения полиуретановой краски и требуется только зашкурить его с зерном 180, отшлифовать до блеска и перед окраской загрунтовать полиуретановым грунтом. Следует очень критично оценить состояние существующего покрытия. Если эмаль находится не в очень хорошем состоянии, намного лучших результатов вы сможете добиться, удалив всю имеющуюся краску до чистой древесины и начав все "с нуля".

Существует два наиболее известных метода подготовки поверхности, оба включают в себя нанесение эпоксидных материалов поверх чистой древесины. Первый способ состоит в использовании для защиты древесины и заполнения ее текстуры любой приличной водостойкой эпоксидной смолы, не содержащей наполнителей, типа ChemTech, ColdCure, Detco, System3, Travaco или West System (названия даны в алфавитном порядке). Два или три ее слоя можно нанести при помощи валика, затем обработь грубой шкуркой и помыть согласно рекомендациям производителя. Это и будет основа для грунтов, наносимых впоследствии.

В качестве альтернативного способа чистую поверхность древесины можно покрыть несколькими слоями эпоксидного грунта, используя для этого кисть, валик или краскопульт (если он и у вас есть и вы владеете опытом его применения). Слои грунта наносятся и шлифуются друг за другом до тех пор, пока не будут заполнены заподлицо с поверхностью все впадины и провалы. Эпоксидные смолы, наносимые в виде толстого слоя, обладают очень высокой прочностью и плохо поддаются шлифовальной обработке, однако именно эта их особенность позволяет упрочнить поверхность древесины и снизить ее восприимчивость к ударам и царапинам. Хорошо подумайте, прежде чем воспользоваться эпоксидными грунтами, поверхность которых легко шлифуется - у них очень низкая стойкость к ударам. Следует запомнить простую вещь : то, что легко шлифуется, так же легко будет восприимчиво к вмятинам, а наибольшей прочностью будет обладать тяжелая в обработке поверхность.

При нанесении эпоксидных грунтов валиком получается покрытая заметной пупырчатой текстурой поверхность, которую довольно сложно гладко отшлифовать. Заметно сэкономить время позволил бы в этой ситуации краскопульт в несколько проходов. Грунт при этом выравнивается сам собой и необходимая толщина набирается в более сжатые сроки.

После того как поверхность древесины будет надежно защищена (а лучше всего эту функцию выполняют эпоксидные смолы), следующим шагом должно стать шпаклевание поверхности. Шпатлевку для этого можно приготовить самим из эпоксидной смолы, микросферы и аэросила , нанося ее при помощи шпателя. Можно также воспользоваться шпаклевками низкой плотности заводского изготовления.

Когда зашпаклеванные места обработаны шкуркой на терке, отшлифованы и заметные впадины отсутствуют, вся ошкуренная поверхность должна быть вновь покрыта эпоксидным грунтом, чтобы закрыть поры микросфер, разрушенных при шлифовке. После грунтования валиком, кистью или краскопультом и последующей сушки поверхность следует обработать шкуркой с зерном 100-150.

Эпоксидные грунты для улучшения розлива по поверхности содержат в своем составе растворители, которые по мере отверждения состава улетучиваются из высыхающей пленки. При испарении растворителей с поверхности пленка покрытия получает усадку, и этот процесс продолжается до их полного испарения. Поэтому не стоит спешить со шлифовкой толстого слоя эпоксидного грунта (особенно в холодную погоду), а тем более, если слоев было нанесено несколько и не дожидаясь полного улетучивания растворителей из предыдущего слоя.

Эпоксидные шпатлевки, содержащие мелкодисперсные наполнители (типа Interlux Red Hand), также могут быть использованы для заделки остающихся пор древесины и незначительных царапин. Поверхность после них обрабатывают шкуркой с зерном 150-180.

Я не советую использовать для заделки дефектов поверхности деревянной лодки автомобильную полиэфирную шпатлевку. Полиэфирная смола является впитывающим воду материалом, а эти шпатлевки очень пористые и содержат в своем составе значительное количество растворителя, при изменении окружающей влажности они имеют свойство давать усадку и набухать.

Даже теперь все еще рано приступать к нанесению краски. Пришло время для финишного грунта. Я предпочитаю использовать для этих целей полиуретановый грунт Sterling U-1000, разбавленный до необходимой консистенции в зависимости от способа нанесения (кистью, валиком или краскопультом). Это быстросохнущий полиуретан, он достаточно эластичен, обладает отличной адгезией ко всем типам поверхностей и прекрасно шлифуется. Его надо нанести гладким слоем, годящимся для финишного шлифования с зерном 220.

После финишного шлифования качество подготовленной поверхности проверяется, проводя по ней кончиками пальцев - прикосновение не должно выявлять осязаемых дефектов. Идеальному покрытию нужна идеальная основа.

И вот теперь, наконец, все готово. Пигментированная основа краски смешивается с катализатором, обычно к ним добавляется еще небольшое количество акселератора для ускорения отверждения пленки. Акселератор также позволяет избежать помутнения глянца, что может иметь место при работе на улице, когда неполностью отвержденная поверхность вступает в контакт с повышенной влажностью.

После смешивания дайте краске 30-45 минут на то, чтобы запустилась реакция и началось формирование структуры полимера. Это поможет пленке покрытия вести себя более предсказуемым образом после нанесения на поверхность.

По истечении этого времени в краску добавляется разбавитель, количество и марка которого зависит от климатических условий и способа нанесения краски (кисть или краскопульт). Разбавлять краску необходимо, иначе гарантирован плохой ее розлив. Чрезмерное добавление разбавителя не позволяет достичь нужной толщины пленки и сокращает продолжительность сохранения краской глянца в будущем.

Для работы используйте хорошую кисть - не обязательно самую дорогую, а комбинированную, из свиной щетины и бычьей шерсти типа Corona, Redtree, Linzer, либо более дорогие Hamilton, если вам того хочется. Держите их всегда несколько штук в наличии, потому что скорее всего одной дело не обойдется.

Кисти следует тщательно чистить сразу после работы, затем ополоснуть и очистить скребком или металлической щеткой для удаления всех следов отвержденной краски. Кисть следует несколько раз прополоскать в растворителе с отжиманием после каждого раза. Как правило, после двухдневного использования кисть более не годна для нанесения финишного слоя из-за скопления отвержденной краски у ее обоймы. Отложите ее - она может еще пригодится для нанесения грунтов.

Работая на окраске больших площадей вроде стен рубок и бортов, мы пришли к выводу, что идеальным инструментом для нанесения полиуретановой краски являются поролоновые валики с фенольным покрытием (для защиты от растворителя). Один человек при помощи валика накатывает участок размерами от края до края по вертикали и 30-45 см по горизонтали, умеренно окуная валик и распределяя краску в виде тонкого слоя. Его напарник с кистью идет сразу следом и флейцует поверхность двумя-тремя движениями в вертикальном и горизонтальном направлении. Некоторые утверждают, что последним движением флейца должно быть вертикальное, поскольку при этом получается меньшее количество наплывов и подтеков. Другие следуют более традиционной технике, проводя последний раз флейцем в направлении линии борта. Мне кажется, что при завершающем вертикальном движении флейца подтеки ликвидируются все-таки лучше. По ходу работы, если краска начинает казаться вам инертной, может потребоваться дополнительное ее разбавление, как и в случае работы кистью с обыкновенной эмалью.

После первого прохода всей поверхности и напыления связующего слоя покрытие должно иметь хороший глянец без помутнений. Краски надо наносить столько, чтобы при розливе она давала красивую зеркальную поверхность. Многие материалы, будучи нанесенными в виде слоя подобной толщины за один раз, быстро образуют подтеки.

Необходимо подождать, пока первый слой краски не встанет до состояния "на отлип" (от получаса до часа), после чего нанести второй слой. Он также должен быть такой толщины, чтобы спустя несколько минут после нанесения поверхность краски вытягивалась и приобретала красивый глянец. Два прохода краскопульта, как правило, позволяют достичь достаточной толщины покрытия.

Различные декоративные полосы могут наноситься на окрашенную поверхность как только краска приобретет достаточную твердость, чтобы ей не повредил малярный скотч. Обычно это возможно уже на следующий день после окраски, хотя в условиях холодного климата времени может потребоваться больше.

Чистка инструмента легко производится растворителем МЭК, не забывайте при этом про перчатки и респиратор.

Нанесение полиуретанового лака

У нас имеется огромный опыт нанесения полиуретановых лаков в любых ситуациях, и мои советы отражают некоторые важные основы, накопленные ценой многих лет экспериментов и неудач.

Как и в случае с краской, нашей целью является получение сплошной пленки на твердой сухой поверхности. Однако в ситуации с лаком приходится также учитывать эффект воздействия солнечного излучения на древесину. Лучше всего покрывать полиуретаном уже имеющееся лаковое покрытие достаточной толщины. Янтарного цвета частицы и ингибиторы ультрафиолета, содержащиеся в лаке, предохраняют поверхность древесины от разрушения. Сам по себе лак не обладает достаточной твердостью, его поверхность легко царапается и под воздействием солнца быстро мутнеет. В противоположность ему, полиуретан тверд, обладает высоким глянцем и очень стоек к царапинам. Он защитит лак и объединит полезные свойства того и другого покрытия. Эта комбинация, по нашим наблюдениям, продлевает срок службы обычного лака не менее чем в 4-5 раз , причем речь идет о таких регионах, как Флорида, Южная Калифорния или тропики.

После того как на поверхности древесины получена пленка обычного лака нужной толщины, позволяющая скрыть дефекты поверхности (обычно это порядка восьми слоев), дайте последнему слою высохнуть и набрать твердость. Отшлифуйте поверхность шкуркой с зерном 220 и покройте ее двумя-тремя слоями прозрачного полиуретанового лака, желательно в течение двух-трех дней, по одному слою в день. Перед нанесением последующего слоя поверхность шлифуется только для удаления прилипших пылинок и устранения незначительных дефектов. Пленка лака не обладает химической стойкостью по меньшей мере 48 часов после нанесения, поэтому если следующий слой лака будет наноситься в этом интервале времени, шлифовать всю поверхность не требуется. Если с момента нанесения полиуретанового лака прошло более двух суток, поверхность следует тщательным образом зашкурить до полного устранения глянца.

Подобным способом мы успешно покрывали полиуретановым лаком тик, дуб, ель, сосну, кедр, розовое дерево, падук, эвкалипт, ясень и многие другие породы древесины. Внутри корпуса, где отсутствует ультрафиолетовое излучение, полиуретановый лак можно наносить непосредственно на поверхность древесины, что позволяет создать практически нерушимую "броню" на поверхности деревянных настилов, рундуков, камбуза и во многих других местах, подверженных интенсивному износу.

Из-за того, что нет ничего проще, чем отмыть глянцевую поверхность полиуретана, мы пробовали покрывать им (с непременным успехом) трюмы, моторные отсеки и полированные латунные детали. Полиуретановый лак хорошо зарекомендовал себя в виде защитного покрытия эпоксидной смолы на корпусах с ламинированной диагональной обшивкой. Полиуретан снижает вызванные солнечным излучением окислительные процессы в эпоксидной смоле и ее меление.

Уход и ремонт

Уход за окрашеной линейным полиуретаном поверхностью прост - время от времени мыть ее водой с мылом. Въевшаяся смазка, масло, краска с бортов других лодок, буев и причалов легко удаляется с поверхности полиуретана сильными растворителями без причинения вреда полиуретановой пленке.

Внимательно следите за появлением любых трещин и вмятин в покрытии , куда может попасть вода и незамедлительно осуществляйте их ремонт. Помните - вода ни в коем случае не должна проникнуть под пленку.

После завершения всей душераздирающей истории с покраской неизбежному все-таки суждено случиться. Столкновение с буем, действия неосторожного рулевого или образование пузыря ведут к тому, что блистательный облик лодки постепенно перестает быть центром всеобщего внимания.

Небольшую царапину или скол можно ликвидировать, смешав небольшое количество пигментированной основы краски с катализатором. Дайте ей постоять около часа после смешивания, чтобы она приобрела более густую консистенцию. Затем возьмите маленькую кисточку и с ее помощью заполните место дефекта. При необходимости повторите эту процедуру несколько раз до заполнения царапины заподлицо с поверхностью.

Более значительные царапины могут быть исправлены профессиональными малярами, владеющими краскопультом. При этом место ремонта будет едва отличаться визуально. Ремонт поврежденного участка осуществляется (желательно) с применением эпоксидной шпатлевки, окружающая участок поверхность заклеивается для защиты. Поверхность грунтуется очень тонким слоем из краскопульта, шлифуется и красится. Если не заливать краской всю открытую площадь вплоть до заклеенной границы, можно будет избежать неприглядного перехода. После пары дней на высыхание поверхности сухие частицы аэрозоля вдоль периметра участка слегка шлифуются 1500-м зерном (сухим или влажным), затем полируется самым мелкозернистым полировальным составом, и в завершении - полиролью для оргстекла. После этого поверхность приобретает практически идеальный вид.

Владелец может своими силами выполнить ремонт поврежденного участка при помощи кисти. По своему уровню это будет выглядеть приблизительно как в случае ремонта с применением обычной эмалевой краски и не будет так малозаметно, как описанный выше профессиональный метод. Лучших результатов мне удавалось добиться, обрабатывая периметр свеженанесенного участка сухой кистью, стараясь сгладить его заподлицо с прежним, насколько это возможно. Если все сделано правильно, такого рода заплатки едва заметны с расстояния в несколько футов.

Есть ли в этом польза ?

Если лодка пребывала в нормальном состоянии, а подготовка, сама покраска и последующий уход осуществлялись правильно - полиуретановое покрытие способно прослужить вам 3-5 лет. В течение этого срока окрашенная поверхность будет легче мыться и более противостоять царапинам и абразивному износу, чем обычное эмалевое покрытие. Грязь, масло и топливо будут приставать к ней гораздо меньше, а цвет сохраняться более ярким и живым. Убытки в виде в два раза больших расходов на покраску обращаются выигрышем уже на третий год , даже если учитывать только стоимость материалов.

Все мы знаем, насколько трудоемким может быть процесс поднятия и покраски лодки, поэтому уже спустя два года полиуретановая лакокрасочная система начинает себя окупать. Разница в трудозатратах при грунтовании и окраске полиуретаном поверх прочного существующего покрытия совсем невелика по сравнению с обычной эмалью. Если же начинать все с нуля, т.е. с голой древесины - стоимость окраски окажется, бесспорно, дороже. Однако, с учетом того, что за последующие лет десять перекрашивать лодку придется всего раз или два, легко посчитать экономию. Поэтому не стоит впадать в депрессию от подсчета стоимости необходимых для этого материалов, примите во внимание и потенциал возможностей полиуретана.

Союз дерева с полиуретаном может оказаться наилучшей комбинацией. Результат работы получается совершенно великолепен и по долговечности намного превышает традиционные "яхтенные" эмали. Таково мое мнение об упаковке дерева в "пластмассу".