Настройка паруса при при помощи индикаторов

Источник : Sailing to telltails (UK's Encyclopedia of Sails)
Перевод С.Б.

Не придумали еще такого индикатора , который бы по своей чувствительности был близок к колдунчикам вдоль передней шкаторины стакселя - этим нитям или узким ленточкам , которые отслеживают воздушный поток вдоль поверхности паруса . Они служат для тонкой настройки натяжения стаксель-шкотов шкотовым и корректировки курса рулевым. Колдунчики работают только тогда , когда имеет место двусторонеее обтекание паруса воздушным потоком , то есть в диапазоне от крутого бейдевинда до галфвинда . При более полных курсах парус теряет свои аэродинамические свойства и работает только площадью.

Колдунчики применяются парами , по одному с каждой стороны стакселя. Наилучшим вариантом будет иметь три пары , равномерно размещенных вдоль передней шкаторины . Так будет лучше видно , как ведет себя воздушный поток на разной высоте паруса . Закрепить их можно на расстоянии от 15 до 45 см от передней шкаторины , в зависимости от размеров яхты – чем больше парус , тем дальше следует сместить колдунчики . И еще – чем ближе они к передней шкаторине , тем выше их чувствительность .

В продаже имеются недорогие комплекты красных и зеленых колдунчиков , которые наклеиваются на парус . При наклейке следует колдунчик по правому борту разместить несколько выше , чем левого – это поможет лучше различать их из кокпита .Самый распространенный метод управления по колдунчикам – управлять яхтой так , чтобы они развевались строго назад . Если подветренный изменил свое поведение – надо привестись и идти более острым курсом . Если это происходит с наветренным – надо увалиться . Когда нить находится горизонтально , это говорит о том , что в данной точке парус имеет ламинарное обтекание воздушным потоком. Если нить безжизненно повисает – воздушный поток в данной точке отсутствует . Если колдунчик пляшет в разные стороны – поток турбулентный . Вдаваясь глубже в их поведение , можно извлечь еще больше информации .

Приведем четыре разных варианта поведения индикаторов :


1. Режим разгона . Подветренный пляшет , а наветренный развевается горизонтально. Данный режим используется при наборе скорости после смены галса или при преодолении волнения , созданного моторным судном.

2. Режим наибольшей скорости . Оба индикатора развеваются горизонтально .

3. Режим крутизны . Подветренный горизонтален , а наветренный пляшет между горизонталью и линией под 45 градусов к ней . Режим используется при плавании острыми курсами на спокойной воде при ветре свыше 10 узлов .

4. Режим "подстегивания" . Подветренный горизонтален , а наветренный стоит вертикально вверх . Режим используется при попытке обойти другую яхту или огибании знаков .

При плавании острыми курсами угол между состояниями "разгона" и "подстегивания" должен составлять 5-7 градусов . Если колдунчик переходит из одного крайнего положения в другое при изменении курса на 1-2 градуса , переднюю шкаторину следует обтянуть сильнее . Больший угол атаки увеличит диапазон между срывом потока от слишком крутого и слишком полного курса .

При слабом ветре или на волнении нельзя ходить при состоянии колдунчиков в режиме "крутизны " или "подстегивания" – потеря в скорости будет слишком велика .При сильном ветре и перегруженности яхты парусами можно уменьшить крен , приведясь до режима "крутизны" .

Колдунчиками можно пользоваться и при нахождении оптимального положения кип стаксель-шкотов . Имея три пары индикаторов вдоль передней шкаторины , вы можете настроить стаксель не хуже шкотового – участника гонки на кубок Америки . Если коротко , то на курсе крутой бейдевинд кипа находится на своем месте , когда две нижние пары развеваются горизонтально , а верхняя наветренная пляшет под углом 45 градусов к горизонтали .