Гибка древесины при помощи пара. Или как изогнуть прочный , несгибаемый дуб по нужной вам форме без особых проблем. Оригинал
: Steambending FAQ or, how to bend
tough, unbendable oak into just the right shape you need
without making too much kindling
После такого вот вступления давайте приступим к делу ... Для начала
существует несколько
основных правил , которые
всегда соблюдаются . Для этого вам
одновременно необходимы тепло
и пар . Я в курсе , что в Азии
люди гнут древесину и просто
над огнем , но та древесина
однозначно довольно влажная -
обычно свежесрубленная.
Судостроители в древней
Скандинавии заготавливали
материалы для обшивки своих
кораблей и клали их в болото с
соленой водой , чтобы те
сохраняли свою гибкость до той
поры , когда нужно будет
пустить их в дело . Нам , однако ,
не всегда удается достать для
этих целей свежезаготовленную
древесину и отличных
результатов можно добиться и
применяя древесину обычной
воздушной сушки . Весьма
неплохо будет , если за
несколько дней до самой
операции вы погрузите
заготовки в воду , чтобы они
набрались влаги - те викинги
знали , что делали . Вам нужно
тепло и нужна влага . Как я
обнаружил , вместе с
вероятностью недопарить
заготовку существует и
вероятность ее перепарить .
Если вы в течение часа парили
дюймовую доску и при попытке ее
согнуть она треснула - не надо
делать вывод , что время было
недостаточно . Есть и другие
влияющие факторы , объясняющие
это , но к ним мы вернемся
позднее . Более
продолжительное пропаривание
такой же заготовки не даст
положительного результата .
Неплохо в такой ситуации иметь
заготовку той же толщины , что и
предполагаемой для загиба и
которую не жалко . Желательно
от одной и той же доски .
Пропаривать их надо вместе и
спустя предположительно
необходимое время достать
пробный образец и попытаться
изогнуть его по форме . Если он
трещит , то дайте основной
заготовке попариться еще минут
десять . Но никак не больше . Как правило , лучшим вариантом будет , если вы сможете найти свежесрубленную древесину . Понимаю , что столяры-краснодеравщики при этих словах вздрогнут . Но факт остается фактом - свежая древесина гнется лучше , чем сухая . Я могу взять двухметровую дюймовую доску из белого дуба , зажать один ее конец в верстаке и согнуть по любой необходимой мне кривизне - настолько податлива свежая древесина . Однако , естественно , она не останется в таком состоянии и парить ее все равно придется . В судостроении основным злом является гниль . Если вас волнует этот вопрос , то примите к сведению , что сам факт пропаривания свежей древесины устраняет ее склонность к гниению . Поэтому можете не беспокоиться - шпангоуты у лодок обычно делаются из свежего гнутого под паром дуба и не загнивают в случае ухода за ней . Также это означает , что таким способом можно изготовить хоть заготовки для Виндзорского кресла . Однако я много работал и с дубом воздушной сушки и результат также был прекрасный . При отборе
древесины для гибки следует
избегать одного - косослоя . При
попытке изгиба такая заготовка
может лопнуть .
Если все что у вас имеется - после сушилки и ничего другого не достать - ну , тогда выбора у вас нет . Я справлялся и с таким . Но все же если удастся достать древесину воздушной сушки , это будет гораздо лучше . Буквально на той неделе я гнул доски из ореха толщиной 20 мм для транца своей яхты . Заготовки сушились на протяжении нескольких лет и их гибка прошла совершенно гладко . Пропарочные
камеры Камеры могут быть самых разных форм и размеров . Она должна быть достаточно большая , чтобы заготовка как бы находилась в подвешенном состоянии и вокруг всех сторон ее обтекал пар . Неплохой результат получится из сосновых досок сечением порядка 50 х 200 . Один из способов обеспечить "подвешивание" заготовки состоит в том , чтобы просверлить сквозные отверстия в боковых стенках камеры и вбить туда круглые деревянные стержни из лиственной древесины . С их помощью заготовка не будет касаться дна и площадь закрытой древесины будет минимальна . Однако и не стоит делать камеру такого размера , чтобы количества генерируемого пара было недостаточно для заполнения ее объема . Камера должна быть такой , чтобы внутри было влажно и пар катился волнами . А значит , размеры камеры должны соответствовать возможностям парогенератора ( ну или наоборот) . Когда мне нужно было согнуть пятиметровую махоганиевую доску сечением порядка 200 х 20 для новой рубки моей яхты , я изготовил камеру из сосновых досок сечением 50 х 300 . В качестве парогенератора выступал 20-литровый металлический бак . Источником энергии являлась пропановая горелка . Вещь совершенно замечательная , поскольку удобна и мобильна . Производительность 45000 BTU (1 BTU ~ 1 кДж) . Это алюминиевый баллон на трех лапах и с одной горелкой диаметром 200 мм. Недавно
я обнаружил в каталоге West Marine
пропановую горелку
производительностью в 160 000 BTU
за $50 и приобрел и ее. С ее
помощью я могу гнуть шпангоуты
хоть для "Constitution" . На снимке вы видите деревянную камеру , расположенную слегка под наклоном . Прямо под ней находится котел парогенератора . Они соединены друг с другом посредством шланга от радиатора . Если присмотреться повнимательнее , то можно заметить Г-образную трубу , выходящую у основания котла слева . На фото это плохо видно , но вертикальная ее часть на самом деле полупрозрачна и таким образом мы будем знать об уровне воды внутри котла. Слева от котла видно белое ведро , в котором находится вода для подпитки . Приглядитесь , и заметите коричневую трубку , соединяющую ведро с вертикатьной частью трубы - уровнемера. Поскольку ведро находится на возвышении , соблюдается сифонный эффект : с падением уровня воды в основном котле вода поступает в него из ведра . Его можно время от времени доливать , но делать это крайне осторожно , чтобы она не устремилась быстро в котел и слишком не охладила бы его . Чтобы свести
к минимуму необходимость
долива воды в процессе
пропаривания , начинать работу
лучше с доверху наполненным
ведром . Я сам предпочитаю
оставлять в котле небольшой
воздушный зазор . У дверцы есть
и другая важная функция . Она
даже не должна быть из твердого
материала - на моей маленькой
камере для этих целей служит
просто висящая тряпка . Я
говорю "висящая" , потому
что пар должен исходить наружу
с торца (раз необходим поток
пара). Нельзя допускать того ,
что в камере создастся
избыточное давление ,
затрудняющее поступление пара
внутрь . А кроме того сама по
себе картина деревянного ящика
, из которого клубами валит пар
, выглядит достаточно круто -
прохожие просто столбенеют .
Второе назначение дверцы -
предотвратить попадание в
камеру холодного воздуха снизу
заготовок . Итак , будем считать , что древесина у нас варится ( с приятным запахом) и шаблоны готовы . Постарайтесь все организовать таким образом , чтобы операция по выемке заготовки из камеры и ее гибка прошли быстро и гладко. Важнее всего тут время . У вас на это есть считанные секунды . Как только древесина готова , быстро вынимаете ее и тут же гнете . Насколько быстро это позволяет человеческая ловкость . Если прижим к шаблону требует времени , гните просто руками (если это возможно) . Для шпангоутов своей яхты ( которые имеют двойную кривизну ) я вынимал заготовки из камеры , совал один конец в зажим и гнул этот конец а затем и второй просто руками . Старайтесь обеспечить больший загиб , чем это необходимо для шаблона , но не намного . А уже потом крепите ее к шаблону . Но еще раз
повторяю - кривизну древесине
необходимо придать немедленно
- в течение первых пяти секунд .
С каждой секундой остывания
древесины она становится менее
податливой . Практически
невозможно изготовить
заготовки точной длины и
ожидать , что удастся
обеспечить загиб в районе
концов. У вас просто не хватит
для этого силы . По этой причине
, если вам нужна заготовка
длиной в метр , а толщина ее при
этом более 6 мм , вам лучше
отрезать кусок метра в два и
гнуть его . Я просто исхожу из
предположения , что вас в
мастерской нет
гидравлического пресса - у меня
самого его точно нет . Вырезая
заготовку с запасом , помните ,
что чем она короче , тем труднее
будет гнуться. После
пропаривания заготовки и ее
зажима на шаблоне необходимо
выждать сутки для полного
охлаждения . Когда с заготовки
снимаются струбцины , она
несколько распрямляется .
Степень этого зависит от
структуры и типа древесины -
заранее сказать сложно . Если
заготовка уже имеет некоторый
естественный изгиб в нужном
направлении , которым можно
воспользоваться (я по
возможности стараюсь так и
делать) , степень распрямления
будет меньше . Поэтому если вам
необходима определенная
кривизна окончательного
изделия , шаблон должен
обладать большей кривизной . Тут мы имеем дело с чистой черной магией и я лично не могу дать вам каких-либо цифр . Одно я знаю точно : несравнимо проще разогнуть излишне загнутую заготовку , чем догнуть холодную недогнутую (при условии что у вас нет гигантского рычага) . Предостережение
. Если вы гнете заготовки для
ламинирования , шаблон должен
быть точно по форме заготовки в
ламинате - у меня редко бывали
случаи большого разгиба хорошо
гнутой клееной древесины . Ну вот пожалуй и все мои соображения на данный момент . Если что еще придет в голову , добавлю позже . Грэг Гермэйн |