Основные сведения о фанере Оригинал : Plywood basics , журнал EpoxyWorks №18 ,
2001 Поскольку в нашем журнале довольно большое число проектов подразумевают применение фанеры , нам показалось нелишним коротко обсудить ее типы и способы постройки , для которых она более всего подходит . Нетрудно понять , почему все так любят фанеру и выбирают именно ее для своих проектов : она общедоступна , продается удобными листами (обычно 4 х 8 футов) , имеет сравнительно небольшой вес для своей прочности и жесткости и является наиболее выгодным материалом при сравнении с ценами многих других листовых композитных материалов. Однако фанера имеет и свои слабые стороны . Она накладывает ограничения на форму корпуса , т.к. не может гнуться в двух направлениях сразу . К тому же по всем своим кромкам фанера имеет открытые торцевые срезы слоев шпона , что делает ее подверженной впитыванию влаги с дальнейшим разрушением . Поэтому несмотря на большое количество удачных проектов с использованием фанеры важно не забывать и об этих важных моментах. Типы фанеры Фанера подразделяется на типы в зависимости от качества шпона , размера и количества допустимых пустот и заплаток . Наиболее часто встречаются сорта А , В , С . Чтобы быть пригодной для судостроения , фанера должна быть изготовлена на водостойкой смоле и иметь маркировку EXT (наружная) или Marine (морская) . Как правило , для
строительства лодок
рекомендуется использовать
морскую фанеру , поскольку ее
делают из древесины лучшего
качества , с меньшим
количеством пустот и заплаток .
Внутренние слои также имеют
более высокое качество – не
ниже В . Вследствие этого
морская фанера лучше держит
форму , менее склонна к
растрескиванию наружных слоев
, а ее прочность и жесткость
выше чем у аналогичной фанеры
для наружного применения . Если
оценить стоимость фанеры по
отношению к стоимости
постройки в целом , цена
морской фанеры себя
оправдывает . И хотя фанера
типа A/C EXT и может применяться
для строительства недорогих
лодок , шпаклевание дырок от
сучков и пустот ведет к таким
временнЫм и материальным
затратам , что выгоднее просто
приобрести фанеру сортом
повыше . Американская морская фанера должна удовлетворять стандарту PS 1-74 (распространяется только на фанеру хвойных пород). (С.Б. Все прочие известные мне источники ссылаются на стандарт PS 1-95. PS 1-74 отсутствует как в сегодняшнем списке стандартов АРА , так и в справочнике FPL. Я часть его все же нашел , датирован 1981 годом и скорее всего просто устаревший . О их совпадении можно судить по приводимой картинке.) Породы древесины : ель
Дугласа или западная
лиственница Морская фанера из тропических лиственных пород должна соответствовать требованиям Британского Стандарта BS1088. Породы древесины :
тропические лиственные породы
без антисептической обработки
, обладающие приемлемым
уровнем стойкости к грибкам. Авиационная фанера должна соответствовать требованиям стандарта MIL-P-6070, который обязывает делать испытание прочности фанеры на сдвиг после трех часов кипячения в воде. Изготавливается из наружного шпона импортируемого африканского махогани или американской березы , клееного методом горячего прессования к внутренним слоям из лиственной древесины тополя или липы при помощи водостойкой смолы. Количество слоев Фанера обычно производится с нечетным количеством слоев , чтобы обеспечить сбалансированность конструкции. Число слоев по обе стороны от среднего должно быть одинаково и они должны иметь равную толщину , иначе лист может деформироваться . Чередующиеся слои должны быть параллельны , а соседние перпендикулярны , при несоблюдении возможно коробление . При покупке фанеры следует положить лист на землю . Если он кручен или поведен и не лежит прямо , его брать не следует . Выбирайте ту фанеру , у которой суммарная толщина двух наружных слоев равна толщине внутренних. Избегайта упаковочной фанеры , у которой на толстый внутренний слой наклеены тонкие наружные. Большая часть фанеры толщиной менее 6 мм имеет трехслойную конструкцию. Фанера толщиной 6 мм и более имеет пять и более слоев . Чем больше фанера имеет слоев – тем лучше , она при этом более стабильна в размерах , менее склонна к деформациям и обладает повышенной жесткостью по сравнению с трехслойной. Породы древесины Большинство морской фанеры изготавливается из древесины тропических лиственных пород типа африканского махогани , сапеле , утиле и окуме . Одни породы являются более долговечными , чем другие . Покрытие поверхностей фанеры (особенно открытых торцов) эпоксидной смолой защитит менее долговечную древесину от разрушительного влияния влаги . И хотя окуме относится к недолговечным породам , у нас имеются положительные данные о ее длительном применении . В основном это является результатом полного покрытия всей лодки эпоксидной смолой WEST SYSTEM ® и тщательным уходом за ней , включая обеспечение вентиляции и безотлагательный ремонт . Самая большая проблема с фанерой из ели Дугласа состоит в склонности наружных слоев шпона к растрескиванию вдоль волокон . В особенности в ситуациях , когда направление изгиба им перпендикулярно. Для борьбы с этим в обязательном порядке поверхность покрывается стеклотканью весом около 200 г. О применении фанеры , прошедшей защитную обработку под давлением. Многие задают вопросы о такого рода фанере . Очень часто она бывает сильно покороблена , что является результатом воздействия высокой температуры и быстрого набора влаги во время процесса обработки . Часть фанеры во время этого расслаивается . Плюс ко всему некоторые методы обработки подразумевают применение водоотталкивающих добавок . А они могут плохо повлиять на адгезию , в результате чего вероятны сложности с ее склеиванием и окраской .Короче говоря , эта фанера годится для строительных целей , но не для лодок . Выбор фанеры для своего проекта Имея в продаже такой широкий ассортимент фанеры , важно выбрать именно те ее типы и толщины , что наиболее подходят для для данного проекта. Для тех из них , что обычно публикуются в журнале EpoxyWorks , основными критериями являются прочность , долговечность и вес . Поэтому как правило мы останавливаем свой выбор на некоторой специализированной фанере , удовлетворяющей требованиям конкретного проекта . Например , для мачты-крыла , что я делал лет двадцать назад , главными критериями были малый вес и гибкость . Так я выбрал фанеру , что позволяла мне при ламинировании гнуть ее по малому радиусу аэродинамического профиля : авиационную березовую фанеру толщиной 1.5 мм для наружного слоя и 0.4 мм (3 слоя) для внутреннего , с сотовым заполнителем . Для ремонта текучих крышек рундуков своей нынешней лодки я выбрал 9-мм фанеру с наружным тиковым шпоном . Мне требовалась тиковая отделка и ровная поверхность . Поэтому я и взял такую фанеру , которая обладает жесткостью и держит форму . Главное выбрать именно то , что более всего подходит для данного случая . Изготовление фанеры своими
силами Соединение листов фанеры Методы постройки корпусов
из фанеры Вероятно , самые экстремальные формы могут быть получены при способе , когда фанера гнется одновременно в двух направлениях . Однако этот метод ограничен применением только тонкой фанеры и корпусами довольно скромных обводов , как правило многокорпусников . Самостоятельное проектирование фанерного корпуса представляет собой непростую задачу , поскольку при излишней степени двойной погиби вы можете столкнуться с проблемой укладки фанеры по таким обводам . Особенно трудно предугадать формы при проектировании корпуса , изготовленного на стяжках и смоле . Однако в настоящее время имеется программное обеспечение , позволяющее с успехом решать такую задачу . (Далее следовала реклама программы для проектирования корпусов из фанеры - пропущено ...) Epoxyworks 18 / Осень 2001 |