Предварительная обработка оклеенного корпуса Источник : книга
"Thе New Cold-Molded Boatbuilding . From Lofting to
Launching" , 1990 |
||||
Несмотря на то , что окончательно борта и днище находящегося вверх килем корпуса будут покрашены еще нескоро ,
лучше будет предпринять действия по подготовке их к покраске именно на этом этапе . Гораздо легче выполнять эту работу в
таком положении , нежели позже в потолочном
. Выравнивание поверхности , чистовое шпаклевание и шлифование Выравнивание поверхности является серьезным испытанием для начинающих , так как требует наличия опыта и умения . Когда речь идет о твердой поверхности , какой является оклеенный тканью на эпоксидной смоле корпус , эта процедура представляет собой заполнение впалых участков , в противоположность тому , к чему вы привыкли ранее – сошлифовыванию всего того , что выступает . Выправление серьезных дефектов поверхности требует укладки толстых слоев шпатлевки в местах глубоких впадин или же вокруг особо выступающих участков . Чистовое шпаклевание представляет собой нанесение эпоксидной композиции пониженной вязкости сразу на большой площади и имеет целью заполнить точечные впадины , небольшие углубления , царапины , следы шлифмашинки и шпателя , а также следы грубой текстуры ткани , являющиеся следствием либо недостаточной пропитки ткани , либо неаккуратной работы валиком . Корпус , изготовленный по описываемой в этой книге ламинированной технологии , требует минимальных усилий по выравниванию поверхности и три-четыре прохода чистового шпаклевания часто бывает более чем достаточно . Если при приложении к корпусу гибкой рейки обнаруживаются места , выступающие или углубляющиеся более чем на 0.8 мм , это можно считать серьезным поводом для продолжения работы . Для судов рабочего и круизного назначения обычным явлением считается добиваться от надводного борта более высокого качества , нежели от днища . А если лодка не претендует на звание "гоночной машины" , чистовое шпаклевание днища можно исключить вообще . Большинство красок для днища наносится при помощи валика и поверхность при этом получается не очень гладкая , что лишает чистовую обработку смысла . Грубая текстура или следы от валика устраняются путем нанесения толстослойных эпоксидных грунтов , о чем мы поговорим позже . В любом случае , если устранять только с крупные наплывы , рыбы не будут настроены по отношению к вам слишком критично . В противоположность этому , борта покрываются эмалями с высоким глянцем и там любой подтек будет отчетливо виден . Первым шагом в данном направлении будет оценка поверхности корпуса , для чего потребуется гибкая рейка и хорошее зрение . А если в темноте пустить луч фонарика вдоль корпуса , будут отчетливо видны даже самые малые дефекты . Карандашом или фломастером обведите участки , которые требуют заполнения до начала этапа чистового шпаклевания . Небольшие возвышения шлифуйте осторожно , стараясь не повредить ткань более чем на пару десятых и не ослабить ее . При шпаклевании я пользуюсь инструментом для работы с гипсокартоном , все три операции имеют много общего . Эпоксидная смола с тиксотропным наполнителем для обеих операций наносится при помощи стального трапециевидного шпателя шириной 200 мм из металлической ванночки . После нанесения по поверхности следует пройтись гибким отделочным шпателем шириной 450 мм из нержавеющей стали , имеющим по всей длине пластмассовую рукоятку . Крайне важно , чтобы эпоксидная композиция не содержала никаких твердых включений – даже одна-единственная песчинка под шпателем оставит на поверхности борозду во всю длину прохода . Важным компонентом залога успеха является консистенция шпаклевочной смеси . В общем случае можно принять , что для нанесения толстого слоя необходима густая и плотная смесь , и жидкая сметанообразная – для длинных движений по выравниванию мелких неровностей . Если композиция будет густой , работа шпателем окажется тяжела и отнимет у вас все силы . А если она будет жидкой , образуются подтеки . Консистенция смеси должна быть приблизительно такой , какая бывает у состава для шпатлевания стыков стенных панелей . На консистенцию и текучесть смеси влияют тиксотропные добавки. На нее также влияет температура и степень жизнеспособности смолы . Аэросил как правило позволяет добиться минимальных подтеков , однако он плохо шлифуется . Обычным при шпаклевании компонентом является микросфера , однако она недешева и при излишне толстом слое либо жидкой консистенции образует наплывы и к тому же при шлифовании часто забивает наждачную бумагу . Я считаю , что лучшим материалом в этом отношении является минерал тальк , тот самый , что используется в детских присыпках . Он недорог (в десять раз дешевле микросферы) , мало склонен к образованию наплывов и прекрасно шлифуется . Тальк годится также в качестве наполнителя для приготовления шлифуемого грунта . При работах с эпоксидной смолой я обильно посыпаю им руки , прежде чем надеть латексные перчатки - при этом руки меньше потеют . А когда перчатки рвутся , то тальк помогает уменьшить контакт со смолой и избежать ее попадания под ногти . Если во время работы перчатки становятся очень липкими , небольшое погружение в тальк устраняет эту неприятность . Недостатком талька является необходимость хранения его в сухости – в противном случае он слеживается и впитывая влагу , привносит ее с собой в смолу . При приготовлении шпатлевки либо грунтовки с тальком необходимо очень тщательное перемешивание , а смола с ним в отвердевшем виде будет иметь меньшую твердость , чем в случае с аэросилом или микросферой . Мое решение этого вопроса заключается в самостоятельном приготовлении шпатлевочной композиции с участием всех трех компонент , в зависимости от конкретной задачи . Для основной массы работ по шпатлеванию я пользуюсь смесью трех частей талька и одной аэросила , избегая микросферы из соображений стоимости . Компоненты добавляются в эпоксидную смолу постепенно до достижения нужной густоты только после того как в нее введен отвердитель и смесь тщательно перемешана . Шпатлевка наносится ровным слоем при помощи 200-мм шпателя по длинному участку шириной 400 мм . Затем медленно и равномерно проведите по этому участку широким гибким шпателем . Излишнее количество шпатлевки приводит к образованию комков и сгустков под лезвием шпателя , которые начнут отваливаться , ее недостаток приводит к образованию пропусков . Важным является угол наклона шпателя к поверхности . На плоских участках угол должен быть практически перпендикулярен поверхности , на криволинейных участках угол должен уменьшаться . Методика работы должна быть приобретена на практике . При работах на угловых поверхностях типа носовой части или острой скулы лучше всего помогает гибкий резиновый шпатель вроде тех , что применяются в автосервисе . После прохода одной полосы на корпусе переходите на следующий горизонтальный участок , находящийся ниже (всегда работайте сверху вниз) . Выполняйте эти действия до тех пор , пока не будет пройдена вся поверхность . Когда слой шпатлевки затвердеет , оцените ровность поверхности и отшлифуйте ее шкуркой #80 на мягкой подкладке . После проходов широким гибким шпателем остаются следы перекроя , которые следует сошлифовать , или наоборот , зашпатлевать , если они представляют ступеньку . В качестве инструмента контроля пользуйтесь тем же широким шпателем . Будучи приставленным перпендикулярно , он выявляет дефекты плоской поверхности , а в почти горизонтальном положении – криволинейной . После одного-двух горизонтальных проходов со шлифованием сделайте то же самое в вертикальном направлении . При этом устранается волнистость от шпателя и ликвидируются дефекты горизонтального направления . Имейте в виду , что реальная толщина слоя шпатлевки при этом составляет десятые доли миллиметра . Чаще всего этих двух-трех проходов бывает вполне достаточно . Отдельные участки с дефектами вроде ступенчатых следов перекроя от шпателя (обычно они выступают и сошлифовываются) и следов от твердых включений исправляются при помощи 75-мм гибкого шпателя . Неравномерность усилия прижатия шпателя при чистовом шпатлевании , излишне густая композиция или ее толстый слой могут вызывать образование волнистой поверхности . Иногда это устраняется путем еще одного прохода (сначала очистить шпатель) под слегка отличным углом к первому , однако при этом возможно образование пропусков . При количестве проходов больше двух расход шпатлевки увеличивается , т.к. рабочая поверхность становится излишне сухой . По этой причине лучше всего постараться сделать это за один раз . Наложение излишнего или недостаточного количества композиции перед проведением широким шпателем приводит к образованию дефектов , избежать которых может помочь только опыт . Попробуйте попрактиковаться в этом на киле , где имеются длинные ступенчатые переходы , оставшиеся после оклейки корпуса тканью . Когда вы научитесь иметь с ними дело , вам легче будет сглаживать аналогичные переходы на скулах и форштевне . После низкооборотной шлифмашинки с мягким диском диаметром 200 мм еще одним полезным инструментом является орбитальная пневмошлифмашинка для кузовных работ . Ее вращающийся диск совершает еще и круговые движения сам по себе , при этом получается , что кромка наждачной бумаги постоянно вибрирует и не позволяет глубоко врезаться в поверхность или создавать запилы , присущие другим шлифмашинкам . Вариантом "для бедных" может быть и такое решение . Из фанеры толщиной 3 мм вырезается площадка квадратной формы и крепится к диску низкооборотной ШМ (не пытайтесь сделать это с высокооборотными ). К ней контактным клеем клеится шкурка такой же квадратной формы , но немного большего размера . Начальное зерно - #80 . Когда корпус примет гладкий вид , переходят на зерно #120 . Для окончательного шлифования применяется орбитальная шлифмашинка с таким же зерном . Шлифовать более мелким зерном не следует , поскольку для хорошей механической связи грунтов нужна шероховатость . Работы по грубому и чистовому шпатлеванию ведутся до пояса ватерлинии и чуть ниже нее , обычно сантиметров на 30 . На корпусах с острой скулой – до ватерлинии и включая скулу . Поскольку скулы , форштевень и транец образуют зрительные контуры , особо постарайтесь добиться высокого их качества . Методы , которые использовались при работе с обширными плавно изгибающимися поверхностями , тут не совсем годятся , как впрочем и инструмент . Уже упоминавшийся ранее мягкий резиновый шпатель покупается в виде длинных полос и ножом нарезается на куски нужной длины . Для шпатлевания скругленной скулы проектов , описываемых в книге , удобны куски длиной по 300 мм . Для шпатлевания перехода от борта к форштевню подходят куски по 100 мм . Эти участки после шлифуются орбитальной шлифмашинкой (лучше пневматической) шкуркой с зерном #80 , а затем #120 . Грунтование и отбивка ватерлинии
Затем борта и небольшой участок ниже ВЛ покрывается
двухкомпонентным эпоксидным шлифуемым грунтом . Обычно хватает двух
слоев с промежуточным шлифованием 120-м или 180-м зерном . Теперь
поверхность бортов будет иметь атласный вид и если сравнить ее с
аналогичной поверхностью среднестатистического стеклопластикового
корпуса серийного производства , последний в сравнении будет иметь
вид бугристый и волнистый .
Поскольку корпус будет иметь проектную ватерлинию , ее можно
отбить посредством гидроуровня . Заполните 20-литровое ведро на две
трети водой и поставьте в районе середины корпуса , чтобы уровень
воды в ведре был примерно на уровне ватерлинии . Поместите в ведро
кусок тонкого (6-10 мм) прозрачного шланга достаточной длины ,
чтобы достичь оконечностей корпуса . К одному концу прикрепляется
груз , чтобы шланг оставался в ведре , а второй конец вынимается
наружу и удерживается на высоте выше ведра . Приложив его к корпусу
в месте одной из отметок ватерлинии на борту , добавляют или
наоборот отливают воду из ведра , чтобы уровень воды в трубке
соответствовал отметке . Учтите , что подъем шланга вверх не
оказывает влияния на уровень воды , однако при его опускании вода
по закону сообщающихся сосудов устремится наружу , поэтому при
протаскивании шланга под корпусом затыкайте отверстие в трубке
пальцем . Проверьте контрольные точки в носу , корме и по бортам .
Если различие между ними составляет более 10 мм , проверьте еще раз
свои измерения . Обойдите со шлангом корпус снаружи , делая на нем
отметки ватерлинии через каждые 150-300 мм . Особого внимания
требуют кормовые свесы , поскольку шланг там нельзя приложить
вертикально . |
||||