Нанесение лакокрасочных покрытий. Общие сведения.


Источник : Руководство EPOXY BOOK фирмы System Three
Перевод С.Б.

Эпоксидные поверхности должны покрываться сверху красками или лаками . Отделочные покрытия ложатся на эпоксидные смолы точно так же, как и на любую другую непористую поверхность , за исключением того , что эпоксидные смолы обладают химической активностью по отношению к некоторым материалам из-за присутствия не вступивших в реакцию аминов на поверхности и внутри самой эпоксидной решетки.

Наружные поверхности , подверженные воздействию солнечного света , должны быть защищены от разрушающего действия ультрафиолета . Ультрафиолет - это коротковолновая составляющая солнечного спектра , от которой у человека образуется загар . При длительном воздействии ультрафиолета на эпоксидную смолу прозрачная пленка мутнеет , после чего следует меление , растрескивание и отслоение.

Первые признаки воздействия ультрафиолета на эпоксидную смолу проявляются под южным солнцем на горизонтальных поверхностях уже спустя 6 месяцев . При тех же условиях полное ее разрушение наступает спустя 15 месяцев.

Яхты с натуральной отделкой должны иметь покрытия , содержащие ингибитор ультрафиолета. Этот ингибитор тоже не вечен и для сохранения защитных свойств покрытие должно регулярно обновляться. И если оно начнет мутнеть, значит, пора наносить его снова. Старый слой сошлифовывается или удаляется химическим путем при помощи сильных растворителей. Не мешает убедиться на каком-либо неприметном участке, что этот растворитель не воздействует на эпоксидную основу . Растворители и смывки, содержащие в своем составе метиленхлорид, разъедают эпоксидные смолы и их применять нельзя. При работе с растворителями не забывайте об обычных мерах предосторожности.

Пигментированные краски не пропускают ультрафиолет и обеспечивают лучшую защиту. По ряду причин не помешает перед покраской нанести на эпоксидную поверхность грунт.

Помимо краски для днища ("необрастайки") в судостроении широко применяются еще три вида красок . Сюда относятся однокомпонентные и модифицированные алкидные эмали , в просторечии именуемые масляными красками , двухкомпонентные эпоксидные и двухкомпонентные полиуретановые (линейный полиуретан = LPU) краски . Поскольку все материалы на основе эпоксидных смол неизбежно разрушаются под солнцем , не забывайте об этом при их наружном применении. Для полиуретановых красок в качестве основы рекомендуются двухкомпонентные эпоксидные грунты.

Когда вы покупаете "морскую" краску, не мешает убедиться , что это именно то, что вы думаете . Краски , имеющиеся в продаже в магазинах морских товаров , являют собой триумф рекламы над технологиями . Не смотрите , что написано на банке крупными буквами . Там может быть , к примеру , гордая завлекающая надпись "Однокомпонентный полиуретан" , но когда вы перевернете банку, то обнаружите надпись мелким шрифтом , что данный продукт содержит полиуретано-сафлоровую алкидную смолу или какой другой модифицированный алкид . И если вы обнаружите хоть где-то на банке слово "алкид" (alkyd) , то это алкидная , а никакая не полиуретановая краска. Настоящие полиуретановые (polyurethane) краски часто также обозначаются аббревиатурой LPU и являются двухкомпонентными (краска + отвердитель) , а цена их в 2-3 раза выше алкидных. Если на банке не указан состав , потребуйте сертификат на нее (MSDS = Material Safety Data Sheet).

Алкидные эмали и родственные им однокомпонентные краски и лаки просты в нанесении , но на эпоксидных поверхностях могут и не высохнуть . Их можно наносить кистью , валиком или из распылителя и при высыхании они образуют глянцевую поверхность , которую можно впоследствии красить повторно . Главный их недостаток в том , что они мягче полиуретановых и со временем склонны к мелению.

Полиуретановые краски при полимеризации образуют очень твердую поверхность с великолепным глянцем , на которую не влияет солнечный свет и которая отличается высокой износоустойчивостью . Главный их недостаток в том , что для их нанесения требуется безупречная подготовка поверхности . Растворители , входящие в состав этих красок , содержат крайне токсичные вещества , а сами краски весьма капризны к условиям нанесения . Они могут помутнеть, если во время полимеризации будет высокая влажность. Нам кажется , что уровень квалификации большинства судостроителей недостаточен для того , чтобы при работе с ними получить хороший результат.

Из-за того , что полиуретановые краски обладают невероятным глянцем , на отделанной поверхности станут отчетливо видны все ее огрехи . Тенденция мутнеть и терять глянец у алкидных эмалей поможет скрыть потеки краски , которые в случае полиуретановой будут сильно портить внешний вид . Но конечно , если ваша яхта - само совершенство и вы не против потратить время и силы на полиуретан , от этого она будет только еще более превосходна.

Если выбранный вами цвет светлый , можете смело применять любой . Если же вы покрасите яхту в темный цвет и собираетесь ходить на ней летом , то столкнетесь с рядом проблем , особенно в случае деревянного корпуса . Во-первых , вы столкнетесь с эффектом проявления текстуры стеклоткани на глянцевой поверхности краски. Во-вторых , вы можете заметить усадку смолы (например , эпоксидной шпатлевки с микросферой поверх шляпок шурупов ). Это вызвано расширением и сжатием древесных волокон при резком изменении содержания влаги , причиной чего является темный цвет краски . В конечном итоге это только сократит жизнь яхты.

Прежде чем приступить к нанесению красок и лаков , следует проделать небольшой тест. При этом вы выясните поведение различных материалов и выясните возможные несовместимости до того как устроите беду в масштабе всей лодки.

Для проведения теста покройте небольшой участок выбранной краской , обеспечив высыхание предшествующих слоев и их адгезию с основой . Необходимость этого вызвана тем , что эпоксидные смолы , несмотря на длительную полимеризацию и шлифование , сохраняют химическую активность к некоторым компонентам алкидных красок и лаков. В большинстве случаев эпоксидные грунты и полиуретановые краски совместимы с эпоксидными смолами и могут даже химически связываться друг с другом . Однако некоторые алкидные и прочие однокомпонентные краски могут не "встать" на эпоксидную смолу . Свободные непрореагировавшие амины в эпоксидной смоле нарушают действие сиккативов в некоторых видах красок . И если такое происходит , то сверху краска будет казаться сухой , оставаясь мягкой и липкой на стыке со смолой.

Аналогичный химический феномен происходит между аминами в эпоксидных смолах и пероксидными катализаторами , используемыми с полиэфирными и винилэфирными смолами и грунтами . Амины препятствуют действию пероксида и нарушают полимеризацию на стыке . По этой причине абсолютно невозможно нанести гелькоут на эпоксидную смолу без применения специального разделительного покрытия и , вообще , применение любых полимеров с пероксидом в данной ситуации представляется рискованным . Кроме того гелькоут , нанесенный таким образом , выглядит плохо - он предназначен для применения в отполированной матрице.

При выполнении теста строго следуйте инструкциям производителя . За исключением двухкомпонентных эпоксидных шлифуемых грунтов (high build primer) , все прочие покрытия должны наноситься тонким слоем . Толстые пленки сохнут с нарушением режима и на полное высыхание могут уйти недели . На высыхание алкидных эмалей большое влияние оказывают температура и влажность . Чем выше температура и ниже влажность , тем быстрее сохнет краска.

Степень высыхания тестового покрытия можно проверить , ковырнув его ногтем . Если лакокрасочная пленка все еще мягкая внутри , она не готова . Высохший слой должен быть одинаково твердым по всей толщине . Далее делается несложный тест , после которого можно судить о адгезии испытуемой краски к основе . Повторяем, что к нему можно приступать только после того как краска встала по всей толщине . Возьмите нож с острым лезвием и проведите им 8 параллельных линий с шагом в 3 мм . Затем под углом 90 градусов проведите по ним еще 8 таких же линий . Получится что-то вроде поля для игры крестики-нолики. Возьмите рулон скотча и прилепите его сверху, оставив длинный конец . Ногтем плотно прикатайте скотч к сетчатому полю. Затем возьмите за длинный конец и резким движением сорвите скотч . Теперь изучите скотч и покрытие . На скотче не должно быть никакой краски , за исключением линий сетки. Если же на нем имеются кусочки краски, то налицо проблемы с адгезией и они неизбежно себя проявят в виде пузырения краски . Поэтому следует поискать другое сочетание краски с основой и испытать его таким же способом .

Когда станет ясно , что покрытия совместимы и нет проблем с адгезией , можно с уверенностью приступать к покраске.

Вы наверняка ждете от нас список названий красок , рекомендуемых нами . Мы с радостью предоставили бы его вам , если бы фирмы-производители постоянно не меняли их компонентый состав . И поскольку нас они об этом не информируют , мы не можем рекомендовать конкретные марки . Результаты наших тестов одной партии могут утратить свою силу , когда эта информация дойдет до вас . К тому же мы просто не в состоянии уследить за всеми брэндами и номерами партий краски.

Некоторые термины, упоминаемые в статье (доп. С.Б.)

Краска - суспензия пигментов с наполнителями в масле , олифе , эмульсии , латексе или другом пленкообразующем веществе .
Эмаль - суспензия пигментов с наполнителями в лаках .
Меление - образование рыхлого слоя поверхности покрытия вследствие разрушения связующего под влиянием атмосферных воздействий .
Алкидные лаки (с пигментами - эмали) - растворы синтетических алкидных смол в органических растворителях . Из алкидных применяются в основном пентафталевые и глифталевые смолы . По отечественной классификации обозначаются буквами "ПФ-" и "ГФ-" .