Нанесение лакокрасочных покрытий. Общие сведения.
Источник : Руководство EPOXY BOOK фирмы System Three
Перевод С.Б.
Эпоксидные поверхности должны покрываться сверху красками или лаками . Отделочные покрытия
ложатся на эпоксидные смолы точно так же, как и на любую другую непористую поверхность , за исключением того , что эпоксидные смолы обладают
химической активностью по отношению к некоторым материалам из-за присутствия не вступивших в реакцию аминов на поверхности и внутри самой
эпоксидной решетки.
Наружные поверхности , подверженные воздействию солнечного света , должны быть защищены от разрушающего действия ультрафиолета
. Ультрафиолет - это коротковолновая составляющая солнечного спектра , от которой у человека образуется загар . При длительном
воздействии ультрафиолета на эпоксидную смолу прозрачная пленка мутнеет , после чего следует меление , растрескивание и отслоение.
Первые признаки воздействия ультрафиолета на эпоксидную смолу проявляются под южным солнцем на горизонтальных поверхностях уже
спустя 6 месяцев . При тех же условиях полное ее разрушение наступает спустя 15 месяцев.
Яхты с натуральной отделкой должны иметь покрытия , содержащие ингибитор ультрафиолета. Этот ингибитор тоже не вечен и для сохранения
защитных свойств покрытие должно регулярно обновляться. И если оно начнет мутнеть, значит, пора наносить его снова. Старый слой
сошлифовывается или удаляется химическим путем при помощи сильных растворителей. Не мешает убедиться на каком-либо неприметном участке, что
этот растворитель не воздействует на эпоксидную основу . Растворители и смывки, содержащие в своем составе метиленхлорид, разъедают
эпоксидные смолы и их применять нельзя. При работе с растворителями не забывайте об обычных мерах предосторожности.
Пигментированные краски не пропускают ультрафиолет и обеспечивают лучшую защиту. По ряду причин не помешает перед покраской нанести
на эпоксидную поверхность грунт.
Помимо краски для днища ("необрастайки") в судостроении широко применяются еще три вида красок . Сюда относятся
однокомпонентные и модифицированные алкидные эмали , в просторечии именуемые масляными красками , двухкомпонентные эпоксидные и
двухкомпонентные полиуретановые (линейный полиуретан = LPU) краски . Поскольку все материалы на основе эпоксидных смол неизбежно разрушаются
под солнцем , не забывайте об этом при их наружном применении. Для полиуретановых красок в качестве основы рекомендуются двухкомпонентные
эпоксидные грунты.
Когда вы покупаете "морскую" краску, не мешает убедиться , что это именно то, что вы думаете . Краски , имеющиеся в продаже в магазинах
морских товаров , являют собой триумф рекламы над технологиями . Не смотрите , что написано на банке крупными буквами . Там может быть , к примеру ,
гордая завлекающая надпись "Однокомпонентный полиуретан" , но когда вы перевернете банку, то обнаружите надпись мелким шрифтом , что
данный продукт содержит полиуретано-сафлоровую алкидную смолу или какой другой модифицированный алкид . И если вы обнаружите
хоть где-то на банке слово "алкид" (alkyd) , то это алкидная , а никакая не полиуретановая краска. Настоящие полиуретановые (polyurethane) краски
часто также обозначаются аббревиатурой LPU и являются двухкомпонентными (краска + отвердитель) , а цена их в 2-3 раза выше алкидных. Если на банке
не указан состав , потребуйте сертификат на нее (MSDS = Material Safety Data Sheet).
Алкидные эмали и родственные им однокомпонентные краски и лаки просты в нанесении , но на эпоксидных поверхностях могут и
не высохнуть . Их можно наносить кистью , валиком или из распылителя и при высыхании они образуют глянцевую поверхность , которую можно
впоследствии красить повторно . Главный их недостаток в том , что они мягче полиуретановых и со временем склонны к мелению.
Полиуретановые краски при полимеризации образуют очень твердую поверхность с великолепным глянцем , на которую не влияет
солнечный свет и которая отличается высокой износоустойчивостью . Главный их недостаток в том , что для их нанесения требуется безупречная
подготовка поверхности . Растворители , входящие в состав этих красок , содержат крайне токсичные вещества , а сами краски весьма капризны к
условиям нанесения . Они могут помутнеть, если во время полимеризации будет высокая влажность. Нам кажется , что уровень квалификации
большинства судостроителей недостаточен для того , чтобы при работе с ними получить хороший результат.
Из-за того , что полиуретановые краски обладают невероятным глянцем , на отделанной поверхности станут отчетливо видны все ее огрехи
. Тенденция мутнеть и терять глянец у алкидных эмалей поможет скрыть потеки краски , которые в случае полиуретановой будут сильно портить
внешний вид . Но конечно , если ваша яхта - само совершенство и вы не против потратить время и силы на полиуретан , от этого она будет только еще
более превосходна.
Если выбранный вами цвет светлый , можете смело применять любой . Если же вы покрасите яхту в темный цвет и собираетесь ходить на ней летом ,
то столкнетесь с рядом проблем , особенно в случае деревянного корпуса . Во-первых , вы столкнетесь с эффектом проявления текстуры
стеклоткани на глянцевой поверхности краски. Во-вторых , вы можете заметить усадку смолы (например , эпоксидной шпатлевки с микросферой
поверх шляпок шурупов ). Это вызвано расширением и сжатием древесных волокон при резком изменении содержания влаги , причиной чего является темный
цвет краски . В конечном итоге это только сократит жизнь яхты.
Прежде чем приступить к нанесению красок и лаков , следует проделать небольшой тест. При этом вы выясните поведение различных материалов
и выясните возможные несовместимости до того как устроите беду в масштабе всей лодки.
Для проведения теста покройте небольшой участок выбранной краской , обеспечив высыхание предшествующих слоев и их адгезию с основой .
Необходимость этого вызвана тем , что эпоксидные смолы , несмотря на длительную полимеризацию и шлифование , сохраняют химическую активность к
некоторым компонентам алкидных красок и лаков. В большинстве случаев эпоксидные грунты и полиуретановые краски совместимы с эпоксидными
смолами и могут даже химически связываться друг с другом . Однако некоторые алкидные и прочие однокомпонентные краски могут не "встать"
на эпоксидную смолу . Свободные непрореагировавшие амины в эпоксидной смоле нарушают действие сиккативов в некоторых видах
красок . И если такое происходит , то сверху краска будет казаться сухой , оставаясь мягкой и липкой на стыке со смолой.
Аналогичный химический феномен происходит между аминами в эпоксидных смолах и пероксидными катализаторами , используемыми с полиэфирными и
винилэфирными смолами и грунтами . Амины препятствуют действию пероксида и нарушают полимеризацию на стыке . По этой причине
абсолютно невозможно нанести гелькоут на эпоксидную смолу без применения специального разделительного покрытия и , вообще , применение
любых полимеров с пероксидом в данной ситуации представляется рискованным . Кроме того гелькоут , нанесенный таким образом , выглядит плохо - он
предназначен для применения в отполированной матрице.
При выполнении теста строго следуйте инструкциям производителя . За исключением двухкомпонентных эпоксидных шлифуемых грунтов (high build primer) ,
все прочие покрытия должны наноситься тонким слоем . Толстые пленки сохнут с нарушением режима и на полное высыхание могут
уйти недели . На высыхание алкидных эмалей большое влияние оказывают температура и влажность . Чем выше температура и ниже влажность
, тем быстрее сохнет краска.
Степень высыхания тестового покрытия можно проверить , ковырнув его ногтем . Если лакокрасочная пленка все еще мягкая внутри , она
не готова . Высохший слой должен быть одинаково твердым по всей толщине . Далее делается несложный тест , после которого можно судить о
адгезии испытуемой краски к основе . Повторяем, что к нему можно приступать только после того как краска встала по всей толщине . Возьмите нож с
острым лезвием и проведите им 8 параллельных линий с шагом в 3 мм . Затем под углом 90 градусов проведите по ним еще 8 таких же линий . Получится
что-то вроде поля для игры крестики-нолики. Возьмите рулон скотча и прилепите его сверху, оставив длинный конец . Ногтем плотно прикатайте
скотч к сетчатому полю. Затем возьмите за длинный конец и резким движением сорвите скотч . Теперь изучите скотч и покрытие . На скотче не должно
быть никакой краски , за исключением линий сетки. Если же на нем имеются кусочки краски, то налицо проблемы с адгезией и они неизбежно себя проявят
в виде пузырения краски . Поэтому следует поискать другое сочетание краски с основой и испытать его таким же способом .
Когда станет ясно , что покрытия совместимы и нет проблем с адгезией , можно с уверенностью приступать к покраске.
Вы наверняка ждете от нас список названий красок , рекомендуемых нами . Мы с радостью предоставили бы его вам , если бы фирмы-производители
постоянно не меняли их компонентый состав . И поскольку нас они об этом не информируют , мы не можем рекомендовать конкретные марки . Результаты
наших тестов одной партии могут утратить свою силу , когда эта информация дойдет до вас . К тому же мы просто не в состоянии уследить за всеми
брэндами и номерами партий краски.
Некоторые термины, упоминаемые в статье (доп. С.Б.)
Краска - суспензия пигментов с наполнителями в масле , олифе , эмульсии , латексе или другом пленкообразующем веществе .
Эмаль - суспензия пигментов с наполнителями в лаках .
Меление - образование рыхлого слоя поверхности покрытия вследствие разрушения связующего под влиянием атмосферных воздействий .
Алкидные лаки (с пигментами - эмали) - растворы синтетических алкидных смол в органических растворителях . Из алкидных применяются в
основном пентафталевые и глифталевые смолы . По отечественной классификации обозначаются буквами "ПФ-" и "ГФ-" .
|