Отделка корпуса
Источник :
Cold-moulded and strip-planked wood boatbuilding .
Автор : Ian Nicolson
Перевод С.Б.
Большую часть работ по чистке , покраске и лакировке необходимо выполнить
на этапе , когда корпус еще находится вверх днищем . Работа в положении "сверху вниз" требует меньших
усилий , движется быстрее и с меньшим количеством брака . Однако кантование корпуса редко когда обходится
без некоторых повреждений и избежать их можно если только лодка совсем уж небольшая в сравнении с
подъемным оборудованием. Во всех остальных случаях корпус обязательно будет немного поцарапан или потерт .
Последующие работы по доделке также , вероятно , нанесут некоторый урон слою краски . Поэтому последние
один-два слоя краски или лака обычно оставляют на время перед самым спуском . Последний слой шпона
ламинированного корпуса можно сделать немного толще по сравнению с остальными , чтобы иметь небольшой
запас на окончательную обработку поверхности.
Для придания деревянному корпусу гладкой поверхности наилучшим инструментом является ручной рубанок .
Основной секрет в работе с ним - частая и тщательная заточка . Почаще прерывайтесь , чтобы взглянуть на
корпус с разных углов и убедиться , что древесины снято необходимое количество и в нужном месте .
По этой причине люди зачастую применяют ленточные шлифовальные машинки , хотя ими и не добиться такого
же хорошего результата и они имеют свойство оставлять после себя небольшие волны и неровности . Что более
серьезно - малейшая неосторожность может привести к непоправимому удалению лишней древесины. Работа же
рубанком требует мускульной силы и вряд ли может привести к необратимым последствиям .
Там , где применяется шлифовальный электроинструмент , лучше всего будет работать им с подвесом - какого-то
рельса или балки под потолком . Каретка с роликами на нем позволит инструменту передвигаться в разные стороны ,
а подвес должен иметь возможность регулировки длины . Ему также необходима эластичная стропка , чтобы инструмент
находился над самой рабочей поверхностью и работающему надо было применить некоторое усилие для контакта с древесиной .
Эти меры помогут избежать чрезмерного шлифования и вгрызания в древесину корпуса . Система должна позволять работу как
на горизонтальных , так и на вертикальных поверхностях - днище корпуса практически
горизонтально , а борта вертикальны .
Все , у кого единственным электроинструментом является дрель , имеют соблазн использовать ее с шлифовальным диском ,
однако даже в самых квалифицированных руках результаты ее применения практически всегда абсолютно неудовлетворительны.
Даже работая с мягким диском , не удается избежать нескольких запилов в форме полумесяца. Их придется шпаклевать , а это
означает , что о лакировке бортов придется забыть . Кроме того , следы такого шпаклевания имеют неприятное свойство проявляться
год за годом даже после очень тщательной косметики . Если необходимо механическое шлифование , а ленточной или орбитальной
шлифмашинки нет , можно воспользоваться цилиндрической губчатой насадкой , на которую одевается кольцевая шлифовальная лента .
Однако и в этом случае требуется большая аккуратность и умение , чтобы избежать появления впалых отметин .
Лаки и краски должны применяться в тех же условиях , что и клей : главное требование - низкая влажность
и правильная температура (в среднем 20 о С ) , отсутствие тока воздуха и максимальное количество света .
Превыше всего при этом - присутствие вашего ангела-хранителя . Следует обзавестись термометром , заделать все щели ,
из которых дует , потратить полдня и заделать на крыше все места возможной течи , три последних дня перед покраской
пылесосить пол в помещении и протирать его тряпкой . В день покраски пол следует увлажнить , полив его из лейки с насадкой
, чтобы не дать пыли взлетать в воздух . Мне известны верфи , где работы по окраске корпуса начинаются только тогда , когда
все рабочие расходятся по домам и исключается вероятность чьего-либо вторжения в помещение с подниманием пыли и нарушением
температурного режима . Эти мастера своего дела добавляют тысячи фунтов стоимости тем лодкам , к которым прикасаются ,
достигая глянца , от которого просто перехватывает дыхание .
Такое фанатичное отношение к делу этого стОит .
Банки с краской должны быть перевернуты вверх дном еще с вечера , чтобы перед началом работы потратить меньше времени на
перемешивание . Банки с лаком следует за день до работы положить на теплую батарею , чтобы лак сходил с кисти более гладко
и растекался подобно теплому сиропу . Не мешает также составить временной график всей покраски , чтобы быть уверенным ,
что соблюдены интервалы между нанесением слоев . В этом графике следует указать и время , необходимое на тонкое шлифование
- эта работа всех раздражает и каждый всячески старается ее избежать . В качестве ориентира можно сказать , что эта работа
на бортах 35-футовой яхты занимает половину дня . Лучший способ получить действительно хорошую отделку - после каждого
нанесенного слоя шлифовать его по-сухому и по-влажному . При этом в график надо добавить время , необходимое на полное
высыхание корпуса после такой операции .
После высыхания мокрошлифованной поверхности корпус оказывается покрыт белым налетом , который надо удалить чистой тряпкой
и затем еще раз протереть перед самой покраской .
На качественно подготовленном деревянном корпусе хорошая лакировка смотрится роскошно . Однако все дефекты древесины под лаком
будут отчетливо видны и поэтому поверхность перед покрытием должна быть безупречной . Один из плюсов применения лака состоит
в том , что любые процессы разрушения в обшивке становятся моментально заметны . Различные породы красного дерева при
загнивании приобретают черный цвет и вы об этом абсолютно ничего не будете знать , если древесина покрашена . В случае
лака сигнал о назревающих проблемах будет отчетливо виден заранее . У меня имеется личное мнение в отношении натуральной
отделки корпуса , когда наружные слои лежат диагонально . Как мне кажется , направление укладки обшивки наносит ущерб
совершенству , если оно не совпадает с линией борта . Получается дисгармония между направлением текстуры дерева и линией
палубы , поясом ватерлинии и т.д. Хотя , возможно , это не столь важно при наблюдении с расстояния .
Лак менее долговечен чем краска , особенно на ярком и жарком солнце , хотя стоит напомнить , что современные лаки могут
содержать добавки , увеличивающие стойкость к ультрафиолету .
Краски , которые обычно называют "современными" и включающие в себя составы на эпоксидной и полиуретановой основе ,
обеспечивают великолепные покрытия - однако не всегда . Если условия отличаются от требуемых , они имеют дурное свойство
показывать свой нрав , в результате чего не только покрытие получается дефектным , но его еще и будет весьма непросто
удалить перед перекраской . Поэтому можно многое сказать в пользу применения "старых" красок , которые на самом деле
сравнительно новые . Они тоже являются результатом больших исследований и терпимо относятся к далеко не идеальным условиям
работы . После разговоров с продавцами красок я совершенно убежден , что если во время покраски имеется риск отклонения
температуры и влажности от требуемых - лучше воспользоваться услугами "традиционных" красок .
Для выбора цветовой схемы окраски выше ватерлинии можно нарисовать профиль лодки на плотной бумаге . Сделать от четырех
до десяти копий и раскрасить все акварельными красками , используя различные цветовые схемы . Затем приколоть их все
на чистую белую стену на несколько дней . Сразу уберите две-три явно неприемлемые и затем постепенно снимайте по одной ,
что нравится меньше всего . Такой процесс отбора являет собой наилучший вариант подбора схемы окраски . Если есть
сомнения , можно попробовать комбинации одного цвета , но с разными оттенками .
Светлые цвета отличаются наибольшей долговечностью и в жарком климате именно их и следует выбирать для окраски палубы
и крыши рубки , поскольку они меньше поглощают тепло . Самую плохую репутацию в плане выгорания имеет синий
цвет - независимо от основы краски и типа пигмента . Темные цвета вообще выгорают намного сильнее светлых ,
к тому же они обладают свойством делать лодку визуально меньше .
|