Настройка грота
Источник : UK's Encyclopedia of Sails , Main Sail Trim
Перевод С.Б.
Гроту приходится работать в самом широком спектре условий плавания.Это требует от него универсальности , которая
достигается его настройкой.В понятие настройки входит управление величиной и положением "пуза" , настройка формы задней шкаторины и
ее угла к ветру. И хотя иногда для описания этого процесса прибегают к малопонятному теоретизированию , на самом деле с парусом при
этом делают всего три вещи :
- Регулируют натяжение трех шкаторин
- Регулируют форму передней шкаторины , если мачта допускает изгиб
- Управляют углом положения гика
Для начала несколько терминов , которе будут фигурировать при настройке грота.
Пузо : Величина кривизны паруса. Пузо измеряется вдоль линии, соединяющей переднюю и заднюю шкаторины паруса.
Положение пуза : точка , в которой пузо имеет максимум
Форма задней шкаторины : кривизна ее серпа
Методы достижения нужных характеристик грота могут быть разными в зависимости от правил класса , правил обмера и
личных предпочтений. Основы настройки заключаются в следующем :
Натяжение передней шкаторины :
регулируется грота-фалом , оттяжкой Кэннингхэма, регулировкой гика , если имеется это устройство.
Натяжение нижней шкаторины : регулируется грота-шкотом и рифами
Натяжение задней шкаторины : регулируется гика-шкотом и положением каретки погона при плавании острыми курсами и оттяжкой
гика при плавании полными курсами. Основное назначение троса задней шкаторины - устранение ее заполаскивания.
Изгиб мачты : Регулируется натяжением ахтерштага , малого штага и бакштагов. Изгиб мачте также можно придать , заколотив деревяшку
или кусок твердой резины в том месте , где мачта проходит сквозь палубу.
Управление углом положения паруса : осуществляется гика-шкотом и положением каретки . Хотя их действие взаимосвязано , каждый
оказывает свое действие на характеристики грота . Будет весьма полезно самим это попробовать и понаблюдать за эффектом.
Натяжение передней шкаторины
При его увеличении пузо смещается вперед , а при уменьшении - назад.
Для ее натяжения следует :
- Увеличить натяжение грота-фала
- Оттянуть гик вниз
- Выбрать оттяжку Кэннингхэма
Натяжение нижней шкаторины
При ее натяжении парус становится более плоским , а при ослаблении - полным .Для увеличения натяжения обтяните грота-шкот . Этот
эффект наиболее выражен в нижней трети паруса.
Натяжение задней шкаторины
При ее натяжении она выпрямляется и парус приобретает выпуклую форму.
При ее ослаблении парус приобретает "крутку".
Для обтяжки задней шкаторины надо :
- выбрать гика-шкот при плавании острыми курсами
- выбрать оттяжку гика при плавании полными курсами
- для устранения ее заполаскивания натянуть ее трос
Для ее ослабления
- потравить гика-шкот и ослабить оттяжку гика. При плавании курсом острый бейдевинд в слабый ветер каретку погона следует отодвинуть выше ДП , чтобы
"закрыть" грот , но при этом держать верхнюю часть задней шкаторины отогнутой под ветер.
- ослабить ее трос
- при очень слабом ветре уменьшить эффект влияния веса гика , выбрав топенант
Изгиб мачты
Придание мачте изгиба уменьшает пузо паруса, делая
его плоским . Выпрямление мачты увеличивает пузо.
Для изгиба мачты надо :
- увеличить натяжение ахтерштага
- увеличить натяжение малого / среднего штага или нижних передних вант
Для ее выпрямления
- ослабить ахтерштаг и/или натянуть штаг
- ослабить малый штаг и/или нижние передние ванты
- натянуть бакштаги и/или нижние задние ванты
Прежде чем приступить к изменению формы паруса и его настройке , проверьте :
- латы должны быть прямые , вставлены гибким концом вперед и задним концом плотно сидящим в кармане. Самая гибкая лата должна быть в верхнем кармане
- на задней шкаторине в районе двух верхних лат должны быть закреплены колдунчики. Неплохо, если дополнительно они будут присутствовать
посредине между передней и задней шкаториной.
- проверьте настройку мачты при поставленных гроте и стакселе. Желательно иметь небольшой изгиб назад . Изгиба в стороны быть не должно.
Грот должен настраиваться в широких пределах, чтобы соответствовать силе ветра, его направлению и состоянию моря. Чтобы добиться наилучших
результатов на своей яхте , полезно немного потренироваться , но всегда помня о главных принципах :
- плавание острыми курсами требует более плоского паруса , нежели курсами бакштаг и фордевинд
- на волнении парус должен быть полнее , чем на спокойной воде
- при слабом ветре парус должен быть полнее, чем при сильном
|