Основной секрет натуральной отделки
заключается в толщине каждого из слоев эпоксидного покрытия . Наращивание
смолы и ткани поверх древесины можно
сравнить с изготовлением зеркала .
Подготовленная поверхность древесины
выступает здесь как отражающий слой , а
стеклоткань со смолой - как лист стекла .
Чтобы деревянная обшивка выглядела
натурально , это стекло должно быть чистым , ровным и постоянной толщины .
Ошибочно полагать , что можно нанести
эпоксидную смолу кое-как и затем
сошлифовать ее до равномерной толщины .
Кроме того , когда смола наносится толстым
слоем , в ней остаются воздущные включения ,
которые смотрятся как белесые пятна или
полосы. Если это случилось в самом первом
слое , есть все шансы полагать , что они
находятся либо в самой стеклоткани , либо
под ней . От них невозможно избавиться
шлифованием , поскольку оно разрушит ткань
и ослабит конструкцию. Постепенное
равномерное наращивание покрытия имеет свою
технологию для каждого слоя. У всех них своя функция и свои ограничения .
Снаружи корпуса , где на первом месте
стоят долговечность и внешний вид ,
используется три слоя эпоксидной смолы и
один слой стеклоткани . Стеклоткань всегда
укладывается вместе с первым слоем смолы ,
второй слой заполняет текстуру ткани и
третий слой ложится поверх ткани ,
обеспечивая достаточный запас для
шлифования без ущерба для ткани . Внутри
корпуса можно обойтись и без третьего слоя.
Вид у поверхности получится приличный , при этом
она будет не такой скользкой . Помимо этого ,
внутри почти не потребуется шлифование , на
которое иначе ушел бы целый день . Главная
деталь тут заключается в тщательной
работе шпателем при нанесении первого и
второго слоев . Чтобы внешне это смотрелось
хорошо , необходимо , чтобы направление
текстуры ткани было одинаковым. Помните об
этом , когда будете работать на наружной
поверхности - тут можно потренироваться и
понять , как этого добиться.
Инструменты и материалы
Хотя техника и аккуратность работы играют
большую роль , не менее важное значение
имеют правильные материалы и их наличие
под рукой в нужный момент .
Покупка стеклоткани
Очень важно , чтобы пропитка стеклоткани
соответствовала типу используемой смолы.
После того как стеклянные нити сотканы в
полотно , его подвергают термообработке с
целью удаления парафинов и масел , а затем
обрабатывают специальным раствором. Это
вещество является связующим звеном между
стеклянными волокнами и смолой . Обладая
адгезией к волокну и смоле , оно
обеспечивает их прочную связь . Существует
много разных видов такой обработки , но
очень малое их число годится для применения
в паре с эпоксидной смолой для наших с вами
целей. Для верности при покупке стеклоткани
необходимо задать вопрос о ее
совместимости с эпоксидными смолами.Когда будете покупать ткань , требуйте
, чтобы та была аккуратно скатана в рулон.
Если ее уложат с перегибами , впоследствие
вы не избавитесь от складок. При оклейке
снаружи это может привести к тому , что их
придется сошлифовывать , разрушая ткань и
на эти места класть заплатки. При оклейке
внутри с двумя слоями смолы такие складки
останутся заметны .
Кисти
Нужна дешевая кисть из натуральной щетины
размером 2,5-3 дюйма . Щетина должна быть
короткой и не слишком жесткой . Хорошая
кисть для лака в данной ситуации не очень
подходит , т.к. берет слишком большое
количество смолы. Это ведет к лишним
расходам и ее труднее отмыть . Смола
скапливается внутри кисти и отверждается до
завершения работы . Из-за своей высокой
вязкости эпоксидная смола не стекает с
кисти так легко , как лак или краска .
Остерегайтесь самых дешевых кистей со
светлой щетиной . Щетина из них лезет как из
больной псины , а на поверхности светлого
кедра разглядеть ее практически невозможно . Все
кисти поначалу сколько-то теряют щетину ,
однако при ее темной окраске она будет
заметней. Перед первым использованием кисти
не пожалейте времени , чтобы вытрясти из нее
слабую щетину.
За кистью нужен уход . Чем дольше она
используется , тем лучше становится. По
завершении работы или если вы
почувствуете , что кисть стала жестче , с
нее надо соскребсти излишек смолы и вымыть
в растворителе для лаков. В перерывах между
нанесением слоев храните кисть в банке с
растворителем , а после завершения вымойте
ее водой с мылом или водным раствором для
чистки кистей. В качестве растворителя
подходит и ацетон , но у него слишком
сильный запах и он очень быстро испаряется.
Валики
Их применение может быть не лишено смысла. Хотя при нанесении
эпоксидной смолы на сухую ткань и могут
возникнуть определенные трудности .
Довольно сложно взять на валик необходимое
для пропитки древесины и ткани количество
смолы. При переходе смолы с валика на ткань
в нее попадают воздушные включения и
внедряются внутрь ткани . К тому же ткань
имеет склонность прилипать к валику и
отрываться от поверхности древесины позади
него .
Для нанесения второго слоя валик
бесполезен , т.к. текстура ткани очень
грубая и вызывает обильное образование
пузырьков.
Для третьего слоя валик может пригодится. После
равномерного распределения им смолы по
участку длиной в пределах метра возьмите
сухую кисть и без всяких усилий поводите ее
кончиком по всей поверхности - этим вы
разрушите мелкие пузырьки .Если вы решили для нанесения третьего слоя
воспользоваться валиком , нелишним будет
нанести еще и четвертый слой , поскольку
наносимый им слой имеет меньшую толщину ,
чем нанесенный кистью .
Дозировочные помпы для смолы и
отвердителя
Неплохо иметь комплект помп , которые
обеспечивают правильное соотношение смолы
и отвердителя при каждом нажатии . Вест Систем
к своим помпам прилагает приспособление
для измерения объема и соотношения. Не
забывайте про него . Если в дальнейшем вдруг
возникнут какие-либо проблемы , у вас не будет
сомнений в надежности помпы.
Шпатель
К этому кусочку пластмассы надо
относиться как к прецизионному инструменту
. Благодаря ему получается покрытие ,
которое смотрится как дюжина слоев лака .
Следите , чтобы по его рабочей кромке не
было выщербин и правьте ее наждачной
бумагой с зерном 220.
Ветошь
Она должна быть хлопчатобумажной без
ворса и красителей. Идеальный вариант -
старые белые простыни . Крашеная ткань не
годится , поскольку ее краситель может
растворяться разбавителем для лаков и
оставить следы на поверхности .
Емкость для излишков смолы.
Одна из проблем , связанных с
применением шпателя , состоит в вопросе
утилизации излишков смолы , снимаемых
при его помощи с корпуса . Если после
очередного движения шпателем с него не
удалить смолу , она перенесется на
начало следующего . При этом образуя
полосу там , где ее быть не должно . Лучшим
вариантом такой емкости будет картонная
коробка из под сока .
Прорежьте щель в 2 см от края пакета , чтобы
можно было сквозь нее протащить шпатель .
Обе стороны шпателя при этом станут
идеально чистыми , а смола стечет вниз .
Имеет значение длина прорези : при слишком
длинной края пакета раздвинутся шире и
эффекта очистки не получится.
Следующая проблема связана с тем , что
делать со смолой внутри пакета . По мере ее
накопления она начинает довольно
интенсивно разогреваться. В какой-то момент
она достигнет закипания и начнет вытекать
через края . Таким образом можно получить
ожог и к тому же выделяемые при этом газы
токсичны.
Как только почувствуете , что
содержимое пакета начинает греться ,
вылейте смолу в емкость для отходов , где на
дне должно быть сантиметров десять воды .
Вода поглотит тепло и предотвратит
закипание. Можно взять двухлитровую бутыль
от лимонада и , наполнив ее водой ,
наблюдать , как смола обращается там в
причудливые фигуры.
Работа со смолой и стеклотканью.
Оптимальная температура для работы -
около 20 градусов . Если в футболке вы
чувствуете себя комфортно - значит , с
температурой все в порядке . При
температуре 25-30 время работоспособности
смолы резко сокращается и придется следить
за временем между нанесением
смолы и удалением ее излишков шпателем.
Выберите такое время для начала
оклейки , когда температура наиболее
благоприятна для работы. Второе и третье
покрытия менее критичны к температуре и
контролируемы в менее идеальных условиях.
Соберите все материалы в одно место и наметьте
время , во время которого вас ничто не будет
отвлекать . Это одна неделимая операция и
она требует к себе неотрывного внимания.
Протрите поверхность корпуса тряпкой ,
смоченной в растворителе , чтобы удалить
пыль . Речь не идет о мытье корпуса -
растворитель должен только слегка смочить
ткань , чтобы удерживалась пыль.
Раскатайте ткань по корпусу с запасом по
150 мм с каждой стороны . Взявшись вдвоем за
края ткани , зигзагообразными движениями
вперед и назад , отцентруйте ткань .
Удерживая ткань одной рукой натянутой по
центру , другой рукой постарайтесь обтянуть
края ткани в направлении бортов в пределах
полутора метров навстречу вашему помощнику.
После этой операции ткань ляжет идеально по
обводам. С того места , где вы находитесь ,
можно "управлять" всем куском
стеклоткани .
Этот же метод применяется и для
устранения складок , образующихся во
время оклейки . Попытка разглаживания ее
рукой может привести к тому , что складка окажется неустранимой.
Приготовление смолы
При работе над проектом неплохо иметь
помощника и распределить обязанности между
тем , кто смешивает смолу и тем , кто с ней
работает . Обе работы одинаково важны , хотя
, конечно , если это ваша лодка , то естественно желание непосредственно
заниматься оклейкой .
Никому не позволяйте отвлекать своего
напарника.
Процедура приготовления смолы очень
ответственная и требует большого внимания .
Всего одно недостающее нажатие на помпу с
отвердителем может вызвать большие
проблемы , когда дело касается оклейки .
Если это второй слой смолы , ее еще возможно
смыть , но когда такой смолой пропитана
ткань , придется подумать о куда более
серьезных действиях.
Возьмите за привычку сначала отмерять в
емкость смолу , а уже после отвердитель .
Считайте нажатия на помпу про себя или
вслух , если для вас это удобнее . Когда вы к
этому привыкнете , вероятность случайных
ошибок будет снижена. Если по какой-либо
причине вдруг возникнут сомнения в правильности
соотношения , лучше будет эту смесь
выбросить и не рисковать испортить тем
самым всю работу по оклейке.
При определении объема замешивания надо
учесть следующее. Как только смола и
отвердитель соприкоснулись друг с другом ,
начинается химическая реакция с выделением
тепла , которое в свою очередь еще больше ускоряет его
выделение . Чем больше объем смеси , тем
быстрее будет происходить ее разогрев . По
мере роста температуры смола начинает
загустевать . Густая смола не впитывается в
древесину или стеклоткань так , как это
делает свежеприготовленная жидкая. Обшивка
под такой смолой будет иметь более светлый
оттенок , а у стеклоткани станут видны
волокна . Как только почувствуете , что
смола греется , выливайте ее прочь.
Объем и время смешивания /
жизнеспособность смолы
Первый слой , чистая стеклоткань - 4 нажатия помпы
Второй слой , заполнение текстуры - 2 нажатия помпы
Третий слой , покрытие кистью или валиком - 3-4 нажатия
Смола всегда должна быть свежезамешанной.
Предупреждайте своего напарника незадолго
до того , как у вас закончится смола , чтобы к
тому моменту у него уже была готова к
использованию очередная партия.
Перемешивайте смесь смолы с отвердителем
не менее 45 секунд , а если смола холодная и
густая , то еще дольше. Чаще соскребайте
смолу с поверхностей стенок и углов емкости
и регулярно меняйте направление
перемешивания.
Смесь смолы West System 105 с отвердителем 207
имеет жизнеспособность 15 минут при
температуре 20 градусов С. С ростом
температуры оно уменьшается , с
понижением увеличивается.
Если во время работы вы заметите , что
кисть становится менее податливой у
основания , то отвлекитесь , соскребите с
кисти смолу и ополосните ее в растворителе
.
Советуем соскребать с кисти излишки смолы
через каждые 3-4 замешивания или когда
заметите обилие воздушных пузырьков в
смоле на кисти . Этим вы снизите содержание
"старой" смолы на кисти .
Нанесение первого слоя смолы.
Каждый слой смолы требует своей
технологии нанесения .
Назначение кисти для первого слоя -
перенести смолу из емкости и осторожно
распределить ее по поверхности сухой
стеклоткани . Не должно быть никаких
попыток заставить смолу пропитать ткань с
помощью кисти , т.к. при этом в смолу
обязательно попадет воздух , который ,
вероятно , не удастся удалить шпателем.
Обмакните кисть в смолу и наносите ее
уверенными ровными движениями . По мере
энергичного продвижения вперед следите за
теми участками , что остались позади.
Обращайте внимание на те места , которые
выглядят сухими или которым не хватило
смолы и наносите туда свежую смолу , не
соскребая по округе старую. Не особо
увлекайтесь размазыванием потеков : они
позднее очистятся шпателем.
Это то единственное место , где самым
лучшим вариантом будет работать быстро
и забыть про аккуратность . Чем более
свежезамешанной будет смола на рабочем
участке , тем более ровным будет ее тон .
Когда вы окунаете кисть в емкость ,
смола оказывается с обеих сторон кисти
. Поворачивайте ее разными сторонами ,
чтобы вся она шла на поверхность .
По мере впитывания смолы обращайте
внимание на те места , где становится видна ткань в районе трещин и отверстий от скрепок. Ткань
играет здесь роль капилляров , по которым
смола активно поступает внутрь трещин .
Поверхность каждой из реек обшивки
поглощает смолу с различной интенсивностью
. Поэтому важно обеспечить , чтобы все они
получили ее требуемое количество . Смотрите за темными рейками из сердцевины -
они впитывают сильнее чем светлые .
Откуда начинать
Определяющим условием при выборе места , откуда вы начнете наносить смолу , является то , что она должна
сохранять жидкую консистенцию на краю участка , пока вы будете продвигаться к
нему , пропитывая
ткань. Это зависит от размеров корпуса и числа помощников.
Если у вас только один помощник , начните наносить смолу с области киля примерно в метре от оконечности .
Распределяйте смолу в направлении борта и оконечности . Этим вы дадите ткани натяжение и уберете ее излишки .
После этого ту же операцию надо выполнить и с другой стороной корпуса. Затем вновь возвращаетесь к тому
борту , с которого начинали . Работать надо участками по 60-90 см поочередно с той и другой стороны. Когда
первый участок пропитан смолой , он становится своего рода якорем , который не даст ткани ползти и собираться складками по мере
удаления от него .
К тому времени как вы сделаете половину дела , первый участок уже будет готов , чтобы к нему приступили со
шпателем. Следующий трогать не следует , т.к. у них разница в 5-7 минут .
Работы по нанесению смолы и ее отжиму шпателем должны чередоваться . Если ваш помощник , что мешает смолу ,
имеет представление о том как ее наносят , тогда он (или она) может вас заместить на время
, пока вы не успеваете .
Работа шпателем
Это самый важный момент всего процесса , т.к. от него зависит как ваша лодка будет в будущем выглядеть.
Переделать это крайне сложно , поэтому вам надо быть готовым сделать все как надо с первого раза. Хотя это
все не так уж и сложно , необходимо уделить максимум внимания данной операции.
Смысл работы шпателем заключается в том , чтобы сделать слой смолы одинаковой толщины , соскребая ее
излишки . На данном этапе обшивка уже впитала всю необходимую ей смолу , ткань тоже пропитана , но местами
она как бы "плавает" в толстом слое смолы. При помощи шпателя мы добиваемся того , чтобы ткань имела
одинаковую пропитку и ровно лежала на поверхности корпуса .
Как держать шпатель
Большинство пластмассовых шпателей имеют закругленной одну из сторон и держать его надо прямоугольной
стороной вверх. В противном случае эти угловые поверхности будут слишком зарываться и удалять
много
смолы . В руке он должен лежать так , чтобы большой палец был снизу , а остальными сверху можно было
регулировать давление вдоль рабочей кромки .
Большое значение имеет угол между шпателем и корпусом . Угол должен быть максимально пологим , чтобы большой
палец почти касался корпуса. С увеличением угла растет и давление на ткань , при этом из нее
выжимается
слишком много смолы . Помните об этом и когда будете вести оклейку изнутри , т.к.
там имеется склонность
к увеличению угла .
Давление шпателя
Если мы приложим к нему большое усилие , то выжмем из ткани больше смолы. А это нежелательно , т.к. после
полимеризации стеклянные волокна окажутся покрыты пленкой смолы , но внутри заполнения не будет .
Второй слой смолы окажется не в состоянии проникнуть сквозь
нее и стекловолокна останутся видимы.
Заметнее всего это будет на темной древесине в яркую солнечную погоду .
Если же давление недостаточно , поверхность по-прежнему будет иметь глянцевый вид , а ткань будет "плавать"
в смоле. На практике лучше работать участок за участком , чем пытаться выполнить все за один заход .
Техника работы
Начните с киля и ведите шпатель в сторону борта перекрывающими друг друга проходами . Скорость движения
должна быть такой , чтобы за ней успевала находящаяся перед шпателем смола.
Величина перекрытия проходов зависит от количества смолы , подлежащей удалению . Если смолы слишком много ,
цепляйте ее ровно столько , сколько можно унести шпателем и счищайте в емкость для отходов . По мере
приближения к нужной толщине слоя можно начинать работать шпателем на полную ширину.
Участок оклейки надо обрабатывать до тех пор , пока не исчезнут блестящие вертикальные полосы. На практике
от всех избавиться не удается , но надо постараться получить максимально однородную текстуру , при этом не
слишком затягивая со временем. Помните , что это ваша практика перед оклейкой изнутри , где это будет более
заметно .
Когда будете убирать эти последние полосы , следите за тем , чтобы не снять лишней смолы и не сделать ткань
обедненной . Если смолы меньше чем следует , ткань имеет едва заметный беловатый блеск , в то время как у
пропитанной ткани он тусклый. Если такое случится , добавьте сюда смолы из свежей партии , а не соскребайте
ее вокруг.
Заделка ткани по оконечностям
Пропитайте ткань смолой с обеих сторон , затем отрежьте с запасом около 3 см от края. Следите , чтобы вдоль
кромки ткань лежала ровно . После того как смола встанет (около 3 часов) , остро отточенным лезвием отрежьте
лишнее и обработайте кромку наждачной бумагой с зерном 120 .
Нанесение второго слоя смолы
Назначением второго слоя является заполнение текстуры ткани и выравнивание поверхности . Не надо
предпринимать никаких попыток для увеличения толщины слоя. Поверхность покрытия слишком грубая и при работе
кистью неизбежно обильное вспенивание смолы с застреванием пузырьков в основании ячеек текстуры.
Минимальный интервал между нанесением покрытий составляет около трех часов . Об этом можно судить по тому , липнет или нет ткань к
ножу при отрезании ее излишков. Все три покрытия должны наноситься последовательно друг за другом с минимальными промежутками .
При нанесении смолы на еще не полностью полимеризовавшееся покрытие связь между ними получается как химического , так и
механического характера.
Если вы правильно рассчитали время (4-5 часов) , то легкой ручной зачистки шкуркой с зерном 120 вполне будет
достаточно , чтобы убрать микронеровности и облегчить дальнейшую работу . Так как глубина текстуры будет снижена ,
для выравнивания ее поверхности смолы потребуется уже меньше .
Если с момента нанесения последнего покрытия прошло более восьми часов , поверхность однозначно придется
зачищать . Это важно по той причине , что прочность соединения двух покрытий теперь будет зависеть только от
их механической связи .
Техника нанесения второго слоя
На горизонтальных и внутренних поверхностях можно вылить немного смолы на корпус и затем распределить ее при
помощи шпателя. При работе снаружи я обычно пользуюсь кистью для того чтобы перенести смолу из емкости на
корпус . Поскольку кисть берет смолы больше чем этого требуется для данной операции , достаточно одного мазка
в треть расстояния от киля до края борта . Ее как раз хватит , чтобы заполнить текстуру на всем этом
промежутке .
При выполнении данной операции в первый раз надо больше уделять внимания заполнению текстуры , а не тому ,
как это выглядит . Энергично размазывайте смолу , чтобы изгнать воздушные пузырьки из микрократеров текстуры.
После грубого нанесения очередной партии смолы необходимо сделать чистовой проход по рабочему участку , удаляя
с него лишнюю смолу .
На этот раз , чтобы избавиться от пузырьков и выровнять поверхность , можно работать шпателем и под бОльшим
углом наклона к поверхности с приложением большего усилия .
Участок , про который с большой долей вероятности забывают , находится на вертикальной поверхности вдоль
привального бруса . Вертикальные участки сложно оглядеть под всеми углами зрения .
Прислушайтесь к звуку , издаваемому шпателем . Когда он движется по сухому участку , звук у него более грубый
. Если возникнут трудности с вертикальными полосами , попробуйте работать шпателем в направлении нос-корма .
На внутренней поверхности , где надо будет избавится от всех таких полос , попробуйте пройтись по покрытию
сухой кистью . При работе в продольном направлении движения кисти могут быть достаточно энергичными .
Проследите , чтобы сами оконечности корпуса имели ровное покрытие.
Нанесение третьего слоя смолы
Назначение третьего слоя - создать над тканью достаточной толщины слой смолы , чтобы его можно было
обрабатывать шлифованием без риска повредить ткань . Но даже и после него профиль текстуры будет слегка
проглядываться .
Техника нанесения третьего слоя
Нанесение этого слоя представляет собой всем нам знакомую окраску. Поверхность теперь относительно гладкая ,
поэтому можно работать активнее без риска создать воздушные включения в смоле. Если вы все же их заметите ,
снизьте темп .
Суть операции состоит в том , чтобы создать пленку эпоксидной смолы максимально возможной толщины без образования
наплывов. При излишне толстом слое вы проводите кистью и ощущаете ее мягкое скольжение , при очень тонком
ощущаете заметное сопротивление. Контролировать толщину пленки надежнее именно по этим ощущениям , а не
визуально ; в особенности это касается работы при боковом освещении. Но на практике вам придется пользоваться
обоими способами одновременно .
Окуните кисть в смолу и нанесите ее на участок длиной около метра , чтобы можно было удобно работать .
Широкими сильными движениями в противоположных направлениях распределяйте смолу до формирования слоя равной
толщины. Равномерность можно проверить , проводя кистью вверх-вниз и ощущая при этом одинаковое сопротивление.
После того как вся смола нанесена на рабочий участок , возвращайтесь к его началу и в довершение пройдитесь
по нему длинными и плавными движениями вперед-назад . Это движение должно быть похоже на то , как взлетает и
садится самолет и в итоге привести к незаметности границы с предыдущим участком.
При нанесении смолы на стыке с уже готовым участком движения должны быть в сторону сухой области ,
чтобы не дать смоле образовать утолщение слоя в месте их перехлеста.
Время , в течение которого вы можете бороться с
потеками , ограничено . Начиная с какого-то момента
смола начинает вставать : она теряет текучесть и при попытке размазывания собирается в комок . Теперь
можно заканчивать работу , поскольку с данного момента любые манипуляции со смолой нанесут только вред .
Комбинация смолы West System 105 с отвердителем 207 обладает хорошим растеканием и хотя это помогает
предотвратить образование следов кисти , в то же время оно ведет к образованию потеков . Если вы обнаружите
несколько таких на поверхности , не расстраивайтесь - со всеми нами это бывает. После того как смола
полимеризуется , удалите их при помощи острой
столярной цикли . Когда третий слой
встанет , лишнюю ткань можно отрезать .
После полного отверждения смолы поверхность можно шлифовать под лак , начиная с зерна номер 80 и заканчивая
120 . Для защиты от ультрафиолета нанесите четыре слоя хорошего рангоутного лака .
Epoxyworks 16 / Осень 2000