Оклейка деревянного корпуса стеклотканью
Технология натуральной отделки Источник :
Fiberglassing a woodstrip hull , журнал EpoxyWorks (West System) N16 (2000)
Основной секрет натуральной отделки заключается в толщине каждого из слоев эпоксидного покрытия . Наращивание смолы и ткани поверх древесины можно сравнить с изготовлением зеркала . Подготовленная поверхность древесины выступает здесь как отражающий слой , а стеклоткань со смолой - как лист стекла . Чтобы деревянная обшивка выглядела натурально , это стекло должно быть чистым , ровным и постоянной толщины . Ошибочно полагать , что можно нанести эпоксидную смолу кое-как и затем сошлифовать ее до равномерной толщины . Кроме того , когда смола наносится толстым слоем , в ней остаются воздущные включения , которые смотрятся как белесые пятна или полосы. Если это случилось в самом первом слое , есть все шансы полагать , что они находятся либо в самой стеклоткани , либо под ней . От них невозможно избавиться шлифованием , поскольку оно разрушит ткань и ослабит конструкцию. Постепенное равномерное наращивание покрытия имеет свою технологию для каждого слоя. У всех них своя функция и свои ограничения . Снаружи корпуса , где на первом месте стоят долговечность и внешний вид , используется три слоя эпоксидной смолы и один слой стеклоткани . Стеклоткань всегда укладывается вместе с первым слоем смолы , второй слой заполняет текстуру ткани и третий слой ложится поверх ткани , обеспечивая достаточный запас для шлифования без ущерба для ткани . Внутри корпуса можно обойтись и без третьего слоя. Вид у поверхности получится приличный , при этом она будет не такой скользкой . Помимо этого , внутри почти не потребуется шлифование , на которое иначе ушел бы целый день . Главная деталь тут заключается в тщательной работе шпателем при нанесении первого и второго слоев . Чтобы внешне это смотрелось хорошо , необходимо , чтобы направление текстуры ткани было одинаковым. Помните об этом , когда будете работать на наружной поверхности - тут можно потренироваться и понять , как этого добиться. Инструменты и материалы Хотя техника и аккуратность работы играют большую роль , не менее важное значение имеют правильные материалы и их наличие под рукой в нужный момент .
Покупка стеклоткани Очень важно , чтобы пропитка стеклоткани соответствовала типу используемой смолы. После того как стеклянные нити сотканы в полотно , его подвергают термообработке с целью удаления парафинов и масел , а затем обрабатывают специальным раствором. Это вещество является связующим звеном между стеклянными волокнами и смолой . Обладая адгезией к волокну и смоле , оно обеспечивает их прочную связь . Существует много разных видов такой обработки , но очень малое их число годится для применения в паре с эпоксидной смолой для наших с вами целей. Для верности при покупке стеклоткани необходимо задать вопрос о ее совместимости с эпоксидными смолами.Когда будете покупать ткань , требуйте , чтобы та была аккуратно скатана в рулон. Если ее уложат с перегибами , впоследствие вы не избавитесь от складок. При оклейке снаружи это может привести к тому , что их придется сошлифовывать , разрушая ткань и на эти места класть заплатки. При оклейке внутри с двумя слоями смолы такие складки останутся заметны . Кисти Нужна дешевая кисть из натуральной щетины размером 2,5-3 дюйма . Щетина должна быть короткой и не слишком жесткой . Хорошая кисть для лака в данной ситуации не очень подходит , т.к. берет слишком большое количество смолы. Это ведет к лишним расходам и ее труднее отмыть . Смола скапливается внутри кисти и отверждается до завершения работы . Из-за своей высокой вязкости эпоксидная смола не стекает с кисти так легко , как лак или краска . Остерегайтесь самых дешевых кистей со светлой щетиной . Щетина из них лезет как из больной псины , а на поверхности светлого кедра разглядеть ее практически невозможно . Все кисти поначалу сколько-то теряют щетину , однако при ее темной окраске она будет заметней. Перед первым использованием кисти не пожалейте времени , чтобы вытрясти из нее слабую щетину. За кистью нужен уход . Чем дольше она используется , тем лучше становится. По завершении работы или если вы почувствуете , что кисть стала жестче , с нее надо соскребсти излишек смолы и вымыть в растворителе для лаков. В перерывах между нанесением слоев храните кисть в банке с растворителем , а после завершения вымойте ее водой с мылом или водным раствором для чистки кистей. В качестве растворителя подходит и ацетон , но у него слишком сильный запах и он очень быстро испаряется. Валики Их применение может быть не лишено смысла. Хотя при нанесении эпоксидной смолы на сухую ткань и могут возникнуть определенные трудности . Довольно сложно взять на валик необходимое для пропитки древесины и ткани количество смолы. При переходе смолы с валика на ткань в нее попадают воздушные включения и внедряются внутрь ткани . К тому же ткань имеет склонность прилипать к валику и отрываться от поверхности древесины позади него . Для нанесения второго слоя валик бесполезен , т.к. текстура ткани очень грубая и вызывает обильное образование пузырьков. Для третьего слоя валик может пригодится. После равномерного распределения им смолы по участку длиной в пределах метра возьмите сухую кисть и без всяких усилий поводите ее кончиком по всей поверхности - этим вы разрушите мелкие пузырьки .Если вы решили для нанесения третьего слоя воспользоваться валиком , нелишним будет нанести еще и четвертый слой , поскольку наносимый им слой имеет меньшую толщину , чем нанесенный кистью . Дозировочные помпы для смолы и отвердителя Неплохо иметь комплект помп , которые обеспечивают правильное соотношение смолы и отвердителя при каждом нажатии . Вест Систем к своим помпам прилагает приспособление для измерения объема и соотношения. Не забывайте про него . Если в дальнейшем вдруг возникнут какие-либо проблемы , у вас не будет сомнений в надежности помпы.
Шпатель К этому кусочку пластмассы надо относиться как к прецизионному инструменту . Благодаря ему получается покрытие , которое смотрится как дюжина слоев лака . Следите , чтобы по его рабочей кромке не было выщербин и правьте ее наждачной бумагой с зерном 220. Ветошь Она должна быть хлопчатобумажной без ворса и красителей. Идеальный вариант - старые белые простыни . Крашеная ткань не годится , поскольку ее краситель может растворяться разбавителем для лаков и оставить следы на поверхности . Емкость для излишков смолы. Одна из проблем , связанных с применением шпателя , состоит в вопросе утилизации излишков смолы , снимаемых при его помощи с корпуса . Если после очередного движения шпателем с него не удалить смолу , она перенесется на начало следующего . При этом образуя полосу там , где ее быть не должно . Лучшим вариантом такой емкости будет картонная коробка из под сока . Прорежьте щель в 2 см от края пакета , чтобы можно было сквозь нее протащить шпатель . Обе стороны шпателя при этом станут идеально чистыми , а смола стечет вниз . Имеет значение длина прорези : при слишком длинной края пакета раздвинутся шире и эффекта очистки не получится. Следующая проблема связана с тем , что делать со смолой внутри пакета . По мере ее накопления она начинает довольно интенсивно разогреваться. В какой-то момент она достигнет закипания и начнет вытекать через края . Таким образом можно получить ожог и к тому же выделяемые при этом газы токсичны. Как только почувствуете , что содержимое пакета начинает греться , вылейте смолу в емкость для отходов , где на дне должно быть сантиметров десять воды . Вода поглотит тепло и предотвратит закипание. Можно взять двухлитровую бутыль от лимонада и , наполнив ее водой , наблюдать , как смола обращается там в причудливые фигуры. Работа со смолой и стеклотканью. Оптимальная температура для работы - около 20 градусов . Если в футболке вы чувствуете себя комфортно - значит , с температурой все в порядке . При температуре 25-30 время работоспособности смолы резко сокращается и придется следить за временем между нанесением смолы и удалением ее излишков шпателем. Выберите такое время для начала оклейки , когда температура наиболее благоприятна для работы. Второе и третье покрытия менее критичны к температуре и контролируемы в менее идеальных условиях. Соберите все материалы в одно место и наметьте время , во время которого вас ничто не будет отвлекать . Это одна неделимая операция и она требует к себе неотрывного внимания. Протрите поверхность корпуса тряпкой , смоченной в растворителе , чтобы удалить пыль . Речь не идет о мытье корпуса - растворитель должен только слегка смочить ткань , чтобы удерживалась пыль. Раскатайте ткань по корпусу с запасом по 150 мм с каждой стороны . Взявшись вдвоем за края ткани , зигзагообразными движениями вперед и назад , отцентруйте ткань . Удерживая ткань одной рукой натянутой по центру , другой рукой постарайтесь обтянуть края ткани в направлении бортов в пределах полутора метров навстречу вашему помощнику. После этой операции ткань ляжет идеально по обводам. С того места , где вы находитесь , можно "управлять" всем куском стеклоткани . Этот же метод применяется и для устранения складок , образующихся во время оклейки . Попытка разглаживания ее рукой может привести к тому , что складка окажется неустранимой. Приготовление смолы При работе над проектом неплохо иметь помощника и распределить обязанности между тем , кто смешивает смолу и тем , кто с ней работает . Обе работы одинаково важны , хотя , конечно , если это ваша лодка , то естественно желание непосредственно заниматься оклейкой . Никому не позволяйте отвлекать своего напарника. Процедура приготовления смолы очень ответственная и требует большого внимания . Всего одно недостающее нажатие на помпу с отвердителем может вызвать большие проблемы , когда дело касается оклейки . Если это второй слой смолы , ее еще возможно смыть , но когда такой смолой пропитана ткань , придется подумать о куда более серьезных действиях. Возьмите за привычку сначала отмерять в емкость смолу , а уже после отвердитель . Считайте нажатия на помпу про себя или вслух , если для вас это удобнее . Когда вы к этому привыкнете , вероятность случайных ошибок будет снижена. Если по какой-либо причине вдруг возникнут сомнения в правильности соотношения , лучше будет эту смесь выбросить и не рисковать испортить тем самым всю работу по оклейке. При определении объема замешивания надо учесть следующее. Как только смола и отвердитель соприкоснулись друг с другом , начинается химическая реакция с выделением тепла , которое в свою очередь еще больше ускоряет его выделение . Чем больше объем смеси , тем быстрее будет происходить ее разогрев . По мере роста температуры смола начинает загустевать . Густая смола не впитывается в древесину или стеклоткань так , как это делает свежеприготовленная жидкая. Обшивка под такой смолой будет иметь более светлый оттенок , а у стеклоткани станут видны волокна . Как только почувствуете , что смола греется , выливайте ее прочь. Объем и время смешивания /
жизнеспособность смолы Смола всегда должна быть свежезамешанной. Предупреждайте своего напарника незадолго до того , как у вас закончится смола , чтобы к тому моменту у него уже была готова к использованию очередная партия. Перемешивайте смесь смолы с отвердителем не менее 45 секунд , а если смола холодная и густая , то еще дольше. Чаще соскребайте смолу с поверхностей стенок и углов емкости и регулярно меняйте направление перемешивания. Смесь смолы West System 105 с отвердителем 207 имеет жизнеспособность 15 минут при температуре 20 градусов С. С ростом температуры оно уменьшается , с понижением увеличивается. Если во время работы вы заметите , что
кисть становится менее податливой у
основания , то отвлекитесь , соскребите с
кисти смолу и ополосните ее в растворителе
. Нанесение первого слоя смолы. Каждый слой смолы требует своей технологии нанесения . Назначение кисти для первого слоя - перенести смолу из емкости и осторожно распределить ее по поверхности сухой стеклоткани . Не должно быть никаких попыток заставить смолу пропитать ткань с помощью кисти , т.к. при этом в смолу обязательно попадет воздух , который , вероятно , не удастся удалить шпателем. Обмакните кисть в смолу и наносите ее уверенными ровными движениями . По мере энергичного продвижения вперед следите за теми участками , что остались позади. Обращайте внимание на те места , которые выглядят сухими или которым не хватило смолы и наносите туда свежую смолу , не соскребая по округе старую. Не особо увлекайтесь размазыванием потеков : они позднее очистятся шпателем. Это то единственное место , где самым лучшим вариантом будет работать быстро и забыть про аккуратность . Чем более свежезамешанной будет смола на рабочем участке , тем более ровным будет ее тон . Когда вы окунаете кисть в емкость , смола оказывается с обеих сторон кисти . Поворачивайте ее разными сторонами , чтобы вся она шла на поверхность . По мере впитывания смолы обращайте внимание на те места , где становится видна ткань в районе трещин и отверстий от скрепок. Ткань играет здесь роль капилляров , по которым смола активно поступает внутрь трещин . Поверхность каждой из реек обшивки поглощает смолу с различной интенсивностью . Поэтому важно обеспечить , чтобы все они получили ее требуемое количество . Смотрите за темными рейками из сердцевины - они впитывают сильнее чем светлые . Откуда начинать Определяющим условием при выборе места , откуда вы начнете наносить смолу , является то , что она должна сохранять жидкую консистенцию на краю участка , пока вы будете продвигаться к нему , пропитывая ткань. Это зависит от размеров корпуса и числа помощников.
Если у вас только один помощник , начните наносить смолу с области киля примерно в метре от оконечности .
Распределяйте смолу в направлении борта и оконечности . Этим вы дадите ткани натяжение и уберете ее излишки .
Смысл работы шпателем заключается в том , чтобы сделать слой смолы одинаковой толщины , соскребая ее
излишки . На данном этапе обшивка уже впитала всю необходимую ей смолу , ткань тоже пропитана , но местами
она как бы "плавает" в толстом слое смолы. При помощи шпателя мы добиваемся того , чтобы ткань имела
одинаковую пропитку и ровно лежала на поверхности корпуса .
Как держать шпатель
Минимальный интервал между нанесением покрытий составляет около трех часов . Об этом можно судить по тому , липнет или нет ткань к
ножу при отрезании ее излишков. Все три покрытия должны наноситься последовательно друг за другом с минимальными промежутками .
При нанесении смолы на еще не полностью полимеризовавшееся покрытие связь между ними получается как химического , так и
механического характера. Техника нанесения третьего слоя После полного отверждения смолы поверхность можно шлифовать под лак , начиная с зерна номер 80 и заканчивая
120 . Для защиты от ультрафиолета нанесите четыре слоя хорошего рангоутного лака .
|