Эпоксидная мачта Источник : Jeroen Hoekstra's Dinghy Cruising
Page |
Изготовление стеклопластиковой мачты из ровинга и эпоксидной смолы Изготовить мачту на основе эпоксидной смолы оказалось на удивление просто и недорого . И если вас интересует , я расскажу вам , как это делалось и как мы сэкономили уйму денег , получив в итоге мачту , намного более прочную и легкую , чем традиционные . В выбранном нами методе использовался заполнитель из полиуретанового пенопласта . Для изготовления одной мачты это самый простой способ . Если требуется изготовить несколько мачт , то лучше сделать положительную или отрицательную форму (пуансон / матрица) . В качестве армирующего материала для эпоксидной смолы годятся ткани из стекло – и углеволокна . При использовании стеклоткани мачта получается очень гибкой . Это является плюсом для круизной яхты , поскольку на сильных порывах ветра она будет изгибаться . Углеткань больше подходит для гоночных яхт , потому что такая мачта гнется меньше и парус лучше держит форму . Из чего состоит мачта : Заполнитель из ППУ Процесс изготовления мачты . 1. Заполнитель из ППУ Естественно , для начала надо иметь хоть какие-то представления о сечении мачты , которую вы собрались сделать . В документации обычно указываются сечения в случае деревянной и алюминиевой мачты . За основу для нашей мачты мы выбрали сечение деревянной . ППУ продавался блоками размером 100х50х4 см . Острой пилой мы напилили из них брусков с размерами 100х7х4 см . Контактным клеем из них была склеена одна большая заготовка 540х7х8 см . На данном этапе ее очень легко повредить , поэтому мы закрепили ее на доске (600х20х5 см) . При этом она лучше сохраняет прямизну . Затем вручную при помощи наждачной бумаги заполнителю придается нужная форма сечения . Это совсем не так трудно , как кажется . Я все делал на глаз и получил в итоге неплохое овальное сечение , уменьшающееся к топу мачты . Конечно , для контроля сечения можно было бы воспользоваться картонными шаблонами , но мне было просто лень . 2. Армирующие подкладки из фанеры . В тех местах , где в будущем должны были крепиться штаг , шкив грота-фала и т.п. , заподлицо с заполнителем были установлены вкладыши из фанеры (примерно 300х50х18 мм) . Я исходил из того , что все необходимое к мачте можно будет присоединить при помощи шурупов . И хотя все и так получилось нормально , оборачиваясь назад , мне сейчас кажется возможным просто найтовить эти элементы к мачте . Это будет удобнее в случае какого-либо ремонта . 3. Ламинирование Полосы стеклоровинга можно купить в магазине , но нарезать самим будет дешевле . Мы использовали ровинг плотностью 300 г/м2 . В отношении количества слоев обязательно должны делаться расчеты , но мне они были не известны . Я прикинул и решил положить 10 слоев в нижней части , постепенно уменьшая их к топу до четырех. Практика показала , что я не ошибся . Изгиб мачты при порывах ветра составляет до 1.2 м без штагов и 0.5 м со штагами . Полосы были нарезаны такой ширины , чтобы они образовывали нахлесты и тем самым повышали прочность . Самым трудным является наклеивание первых двух слоев , т.к. на этом этапе легко повредить заполнитель . Зато после их отверждения далее работа идет куда легче . Перед наклеиванием следующего слоя предыдущий слегка шлифовался и в конечном итоге мачта получилась довольно гладкая . Видимо , можно добиться и профессиональной отделки , но придется изрядно попотеть . 4. Окраска Эпоксидная смола должна быть сверху окрашена , поскольку она плохо переносит ультрафиолет . Мы ее покрасили двухкомпонентной полиуретановой краской . Получилось красиво . Мачта отслужила уже два года и краска с нее не облезает . Последний тест !!! Я посчитал , что мачта должна выдерживать 100 кг , будучи опираемой на крайние точки . Я решил рискнуть и со своими 114 кг встал на мачту . Она сильно прогнулась , но не сломалась ! Последним испытанием оставалось плавание под парусом . Тут тоже был полный успех . Так что теперь у нас есть очень прочная мачта за весьма небольшие деньги и мы абсолютно довольны конечным результатом того , что начиналось как эксперимент . Автор : Jeroen Hoekstra ( Berlin , Germany) |