Можете ли вы построить лодку ?
Источник :Постройка лодок из фанеры . Глен Л.Уитт ,3-е изд. , 1989 По силам ли вам построить свою лодку ? Сказать честно - никто не может дать ответа на этот вопрос , кроме вас самих . Для начала вам необходимы определенные возможности и качества , о которых мы еще поговорим позже. Постройка лодки своими руками является одним из увлекательнейших и благодарных занятий . Тем , кто делал сам мебель или перестраивал дом , знакомо это чувство гордости за свои руки . А в случае постройки лодки полученное удовлетворение будет еще выше - ведь законченное плавсредство предназначено для отдыха и развлечений не только самого строителя , но и членов его семьи и друзей. Тип лодки и ее размеры в случае любительской постройки большей частью зависят от возможностей человека . Если вы не мастер на все руки с большим опытом за плечами , тогда лучше будет начать с постройки чего-то небольшого . Причина здесь в том , что тогда дела будут продвигаться намного быстрее и вы обретете чувство уверенности , так необходимое для начинающего . При этом также будет приобретен опыт , который может понадобиться в будущем при строительстве большой яхты или "плавучего дома" (о котором многие мечтают , выйдя на пенсию). Независимо от размеров лодки , которую вы собрались строить , начинать надо с хорошего комплекта чертежей от известного конструктора или фирмы . Не пытайтесь подходить "творчески" и создавать нечто свое. Стоимость хорошего комплекта документации многократно себя окупит сэкономленным временем и трудом . К чему эксперименты с непонятным исходом , когда речь идет о вложениях в постройку лично вашего труда и заработанных вами денег . Непродуманная и полная ошибок лодка стоит очень мало (если вообще чего-то стоит) и будет оцениваться как дрова - в кубометрах. С другой стороны , аккуратно построенное по хорошему проекту с соблюдением рекомендаций конструктора судно даже спустя годы будет иметь стоимость , многократно превышающую стоимость вложенных в него материальных затрат . Решать это вам , строителю .
Хорошо подумайте над тем , какого типа лодка вам нужна. Когда выбор проекта сделан , дальше строго ему следуйте . В максимальной степени соблюдайте указания автора проекта. Самая распространенная причина появления топорно сделанных лодок домашней постройки - это нежелание следовать проекту и попытки внести в него что-то свое. Однако стоит заметить , что постройка по проекту с небольшими изменениями и является самим поводом для начала работы. Потому что это единственный способ получить лодку , которая вам нужна. Но все подобные изменения необходимо обсудить с автором проекта , чтобы не было ущерба для конструкции в целом и повышения риска для находящихся на борту людей. То , что на ваш взгляд незначительно , на самом деле может сильно ухудшить характеристики и привести к неопределенным последствиям. Берегитесь советов всяких "домашних экспертов" . Есть такие любители советовать , постоянно дающие "советы специалиста" . Если они будут приставать к вам с советами , отошлите их построить что-то свое и применить эти идеи там . А за время постройки вам скорее всего придется порядком их наслушаться : "У моего брата была точно такая лодка , только длиннее метра на два и чуть шире . И еще двигатель там был стационарный . Так вот могу тебе посоветовать ...". Не верьте ни единому слову . Если у вас крепкие нервы , просто не обращайте на таких внимания. Если нервы так себе , предложите ему пивка , выкурите пару сигарет - делайте все , чтобы человек заткнулся. И опять же , если лодка строится по проекту профессионала , к его советам надо прислушиваться . У вас логично возникнет вопрос - а как судить о качестве документации ? Каким образом сказать , насколько она хороша , если чаще всего она приобретается по почте ? Конечно , в такой ситуации необходимо быть осторожным , однако вот несколько рекомендаций. Проще всего строить по чертежам , которые имеют в составе шаблоны деталей в натуральную величину или хотя бы предлагают такую возможность . При этом у вас отпадает необходимость в плазовой разбивке. Естественно , есть много хороших проектов , которые таких шаблонов не предоставляют , но в этом случае от вас потребуется самому рисовать элементы по таблице плазовых ординат , а это для начинающего достаточно сложно и займет немало времени . Сразу выясните , идет ли вместе с чертежами какое-либо руководство по постройке , в котором весь процесс разбит на последовательные этапы. Наличие такого рода инструкций предпочтительнее простых выносок на чертежах. В некоторых случаях вместо инструкций могут быть комплекты спецификаций в письменном виде (особенно это касается крупных проектов) , которые приемлемы , если покрывают все элементы конструкции . Еще одним полезным элементом документации является спецификация материалов , где присутствует список всех деталей , из которых состоит корпус . При помощи этого списка можно оценить , во что выльется постройка лодки применительно к ценам на материалы в вашей местности . Авторам проектов часто задают вопросы по стоимости постройки конкретной лодки , но поскольку они часто живут весьма далеко от того места , где вы собираетесь строить , то вам самим лучше сделать такую оценку , не полагаясь на предположения конструктора. В конце концов у него скорее всего таких как вы много и просто невозможно быть в курсе стоимости постройки каждого , хотя бы с учетом разницы цен по стране. Конечно , если есть такая возможность , нужно самому взглянуть на чертежи интересующей вас лодки . Практически любой сможет отличить хорошую документацию от плохой. Также порасспрашивайте людей по поводу интересующего конструктора или фирмы , в особенности если можно найти человека , который уже строил (или строит) лодку по этому проекту. Не слишком обольщайтесь , когда в рекламных объявлениях в журнале видите обещания большого количества листов чертежей. Важно не то , сколько листов , а то , сколько на них информации . Цена также мало о чем говорит . Некоторые из лучших проектов стоят недорого , в то время как одни из худших стоят состояние . Заметьте , мы говорим "недорого" , а это вовсе не означает "дешево" . Если цена кажется очень низкой , скорее всего в документации не окажется всей информации , необходимой для постройки . Прикиньте сами , достаточно ли этой суммы , чтобы покрыть стоимость пересылки , ксерокопирования и авторское вознаграждение для лодки интересующего вас размера. Лучше всего связаться с автором проекта по почте или лично и расспросить его о проекте и ваших требованиях . Если во время постройки у вас возникнут проблемы , можно ли рассчитывать на его консультации ? И хотя многие конструкторы требуют за такого рода помощь дополнительной оплаты , не меньшее их число ответит на вопросы бесплатно . Стоит однако понимать , что их время стоит денег и обязательства автора перед вами заканчиваются вместе с завершением постройки . Его не касается то , что на спроектированной им лодке вашу жену укачивает в шторм или что вам хочется устроить десять спальных мест внутри шестиметрового катера . В таких ситуациях не стоит рассчитывать на его отзывчивость в надежде прослушать часовую лекцию о решении ваших проблем. Сколько времени требуется на постройку лодки ? Никто не сможет ответить на этот вопрос , хотя в некоторых проектах и встречаются приятные для покупателя цифры . Но откуда им знать о ваших возможностях ? Или как скоро вы работаете ? Какими инструментами и оборудованием для ускорения процесса располагаете ? Каждый человек работает по-своему и любая попытка подсчитать время на постройку лодки должна опираться на возможности конкретной личности . Для примера , профессионалу с опытом и инструментом требуется на постройку (под окраску) хорошей пятиметровой лодки из фанеры около сорока человеко-часов . У любителя на это потребуется втрое-четверо больше . Некоторые пытаются вести учет времени , потраченного на постройку . Лодка на фото 1 была построена за три с небольшим месяца в свободное от работы время , но человек не считал часы , поэтому точная цифра потраченных человеко-часов осталась туманной . А сколько потребовалось бы вам ? Однозначно можно сказать только то , что времени на это уйдет больше , чем вам сейчас это кажется и по завершении вы сами не сможете ответить на вопрос о потраченных часах . Мало кто из нас ведет подсчет времени , проведенного с удовольствием , а такого рода увлечение явно из этой области . Сколько стоит построить лодку ? И сколько можно сэкономить , построив ее своими силами ? На эти вопросы и тут нет точного ответа . В то время как существуют методы оценки , касающиеся доли постройки голого корпуса сравнительно со всем проектом , это будет сильно зависеть от типа конкретной лодки. Именно поэтому лучшим помощником в этом будет спецификация материалов корпуса , т.к. стоимость этой части проекта можно достаточно точно прикинуть , зная текущие цены вашего региона. Что касается стоимости отделки и оборудования , тут все зависит от степени шика , с какой вы подойдете к этому вопросу , а также возможностей экономии и поиска источников с минимальными ценами . Самая распространенная ошибка при покупке оборудования - это покупка его весной . По случайному совпадению в это время почему-то все бросаются на поиски того же , что ищете вы , чтобы поскорее спустить лодки на воду . Поэтому в это время невозможно найти такие вещи по низким ценам. Лучше будет устраивать охоту на недорогое оборудование в межсезонье , когда продавцы охотно скидывают цены , чтобы очистить свои склады.
Стоимость постройки корпуса в большой степени зависит от того , как вы приобретаете материалы. При приобретении материалов с умом вы совершенно спокойно можете сэкономить половину и более от стоимости однотипной лодки серийной постройки . Конечно , эта цифра может меняться. Если у вас есть желание построить лодку , наверняка вас интересуют и те вещи , которые должны быть у вас в наличии . Вероятнее всего это следующее :
Не обязательно в таком порядке . Рассмотрив всех их по порядку. Упорство. Это , вероятно , самая важная черта характера , необходимая для постройки лодки . Упрямая личность , которая просто не хочет отступать , может не иметь многих других качеств и все равно добиться своего . Постройка займет много времени , а это может оказаться утомительным и даже вызвать раздражение . Желание не бросать работу до ее полного завершения должно присутствовать обязательно . Также не надо стараться сократить время - делайте все как положено , а не "дешево и сердито" . Умение. Чтобы построить лодку , требуются некоторые навыки механической обработки. Человек , который помышляет об этом , обычно уже является мастером на все руки . У него есть ручной инструмент и он умеет им пользоваться. Если вы относитесь к тем личностям , которым не нравится работать руками или которые боятся их испачкать , или нет никакой тяги к работе с инструментом - не стоит тогда и думать об этом . Если у вас есть сомнения насчет собственных сил или стойкости , вспомните о том , что многие люди с физическими недостатками (включая ампутированные конечности и даже отсутствие зрения) строили и строят лодки . Соблюдение инструкций. При постройке это очень важно . Разработанные автором проекта чертежи необходимо тщательно изучить и проработать ДО начала постройки и в дальнейшем строго им следовать . При хорошей документации не обязательно умение разбираться во всех чертежных обозначениях , однако до того как приступить к работе , по крайней мере понимать чертежи необходимо. Помните известное изречение : "Когда больше ничего не помогает , прочтите наконец инструкцию". Умение экономить (С.Б. - возможно , не очень литературно , но лучше всего это перевести как "доставать на халяву") . Это можно не считать личным качеством , но лучше , если оно будет в некоторой степени присутствовать . Те , кто им обладает , экономят больше и сильно выигрывают материально (рис.2) . Это умение выражается в способности доставать материалы по ценам ниже , чем вы обычно за них платите или в возможности договориться с кем-то по поводу сварки , во взятом по знакомству электроинструменте или даже помощи друзей. Не забывайте , что оплата "бартером" за материалы и услуги может быть не менее эффективной , чем живыми деньгами . Деньги. Естественно , строя лодку сами , вы экономите значительные средства. Цены на лодки серийной постройки сегодня скачут , то же самое касается стоимости труда , материалов , накладных расходов , накруток дистрибьюторов и дилеров и т.п. Но это совсем не означает , что вы можете начинать постройку без гроша в кармане. Деньги будут потрачены большие даже при контроле расходов и выделении средств на постройку в меру возможностей . Постарайтесь прикинуть , во что выльется весь проект , до того как приступите к работе , хотя вам и не придется выкладывать всю сумму сразу . Иначе может оказаться так , что где-то посредине пути вам вдруг станет ясно , что вы ввязались в предприятие , которое вам не по карману. Подумайте также и о том , какова будет реальная стоимость того , что вы построите и будьте при этом предельно честны с самим собой и своими финансовыми возможностями . Оценив эти качества у себя с положительной стороны , вы наверняка сможете построить себе лодку и вне всякого сомнения получите радость и удовольствие от самого процесса . Многие люди вдруг потом для себя обнаруживают , что это дело им так понравилось , что неизбежно хочется построить еще что-то . И помните - многие профессионалы были когда-то любителями .
|
||||