Борьба с водорослями
О предотвращении обрастания корпуса ниже
ватерлинии
Автор :George Day
Из журнала Blue Water Sailing
Перевод С.Б.
Необрастающие краски в борьбе с
водорослями .
Если не все из нас сталкиваются с проблемой
пузырения гелькоута ниже ватерлинии , то искать
способы добиться чистоты днища приходится
всем . Споров о том , к чему ведет обросшее
днище , практически нет . На своей лодке по этой
причине мы теряем на переходе по скорости целый
узел и поэтому , как только лодка бывает поднята на
берег , стараемся обработать днище как можно
лучше , потому что периоды пребывания в воде
тропиков у нас длятся по 18 месяцев и более .
Прошли те времена , когда было сравнительно просто выбрать краску ,
которой хватило бы на этот период . Краски на
основе трибутилолова , продававшиеся до конца 80-х
, обладали таким эффектом , что владельцу
можно было перекрашивать днище даже не каждый
год . Micron 33 и ей подобные могли служить в
тропиках с успехом в течение не одного года . Один
мой знакомый поднял лодку из воды после трех лет
стоянки на Карибах и нашел на днище только легкий
слой слизи , которую он удалил при помощи
поливочного шланга .
Однако краски на основе олова были настолько
сильными , что убивали не только растительность
на днище , но и в воде вокруг лодки . В 1988 году
Агентство по защите окружающей среды
последовало примеру европейских и некоторых
других стран и запретило использование
оловосодержащих красок для стеклопластиковых
судов . Сегодня только алюминиевые и стальные
суда имеют право на такие эффективные покрытия ,
в то время как остальные вынуждены искать
альтернативные варианты в виде меди в
качестве токсина .
В настоящее время выбор краски сводится к группе
медносодержащих составов с различными
характеристиками и разным содержанием токсина .
Содержание меди в них может варьироваться от 20 до
75 процентов . Ее количество и есть основной
показатель токсичности . Как следствие этого ,
краски с более высоким содержанием меди и стОят
дороже .
Существует два типа необрастающих красок -
эродирующие и обычные . Эродирующие - мягкие
краски , они работают только при обтекании днища
током воды . При этом частицы краски на его
повесверхности отваливаются по мере снижения
содержания токсина . Лодкам , которые постоянно в
движении или находятся на стоянке с сильным
течением , такие краски подходят очень хорошо
.
Краски традиционного типа источают токсин со
своей поверхности в виде медленнотекущего
процесса и краска при этом приобретает
пористость . Это , как правило , твердые краски ,
обладающие гладкой поверхностью . Однако и у них
имеется свой период , в течение которого медь
может обеспечивать защиту . Твердые краски
пользуются успехом у гонщиков и тех , кому не
требуется длительный срок службы красок
эродирующего типа .
Существует четыре вида основы , на которых могут
быть изготовлены медносодержащие необрастающие
краски : сополимеры , эпоксиды , полимеры и
канифоли . Самый старый тип основы , применяемый в
течение многих лет - это канифоли . Краски такого
типа можно скоблить и шлифовать с водой для
придания "гоночной" поверхности . Однако
такого типа краски , даже с повышенным
содержанием меди , не предназначены для службы
более года.
Полимеры и сополимеры обеспечивают самую
длительную защиту . Эти краски мягкие или
полумягкие и для поддержания своей токсичности
используют явление эррозии . Из примеров таких
красок можно привести полимерный Awlgrip Gold Label .
Эпоксидные необрастающие покрытия бывают
твердые и полутвердые . Краски этого типа
отличаются долгим сроком службы и самым высоким
содержанием меди . Самая "тяжелая" из таких
красок , Trinidad ( фирмы Pettit) , является одновременно
одной из самых дорогих и при этом одной из лучших
. Среди судовладельцев в тропиках продукция Pettit
широко применяется и находится в почете .
В связи с кончиной оловосодержащих красок
владельцы постоянно ищут им равноценную замену .
Одна из таких находок , доказавших свой эффект -
добавление в обычную медную краску антибиотика
тетрациклина . Сильный антибиотик в два раза
повышает эффект действия биоцида . Несколько
фирм продают тетрациклиновые добавки для
необрастающих красок и говорят , что это повышает
защитные свойства краски
Среди марок , популярных среди любителей
путешествовать , мы найдем сополимерную International
CSC и эпоксидную Pettit Trinidad . Мы пользовались
последней в течение двух лет на тихоокеанском
побережье и можем ручаться за ее долговечность и
эффект .
Один из принципиальных моментов в использовании
эродирующих необрастающих красок - это не
трогать их . Всегда имеется соблазн поскоблить
днище перед выходом и с твердыми красками это
действительно полезно . Однако мягкие краски
работают именно при быстром движении судна и
ничто не очистит такое днище лучше чем
день-другой плавания . После поездки вы сможете
обнаружить на днище лишь несколько рачков ,
однако если эродирующая краска еще в рабочем
состоянии - днище будет чистым . Если же вы
наброситесь на днище со щеткой , то тем самым
только ускорите процесс эррозии и сократите срок
службы краски .
Нанесение краски на днище .
Не все необрастающие краски
совместимы друг с другом . Когда вы определились
с типом краски , который подойдет для вашего
региона и с режимом плавания , далее необходимо
выяснить адгезию новой краски к старой . Если
типы этих красок разные , их не всегда можно
наносить одну поверх другой .
Как правило , мягкие краски можно наносить поверх
твердых при условии хорошей их зашлифовки , чего
нельзя сказать про обратную комбинацию .
Эродирующая краска начнет разрушаться под
твердым покрытием , что приведел к ее отслоению
со временем . Виниловые краски можно наносить
поверх таких же виниловых , однако нельзя - поверх
мягких . Краски на основе канифоли можно наносить
по любым прочим составам , однако если слой
старой мягкой краски достаточно толстый , его
необходимо шлифовать до достижения твердой
основы . Эпоксидные и полимерные краски должны
наноситься на твердые поверхности , поэтому
мягкая краска должна быть тщательно сошлифована
. Однако большинство красок плохо относятся к
тому , чтобы ими покрывали старые краски ,
содержащие тефлон или графит . Эти краски обычно
применяются для гоночных судов и любители
путешествий редко ими пользуются . Тем не менее ,
если вы приобрели лодку с рук , то на ее днище вы
вполне можете обнаружить и такую краску . Если вы
все же пребываете в сомнениях , обратитесь к
изготовителю своей новой краски либо сошлифуйте
старую подчистую .
У старой лодки , как правило , на
днище можно обнаружить толстый пирог наслоений
разных красок , которые со временем становятся
хрупкими и отваливаются . Когда приходит время
избавиться от всех них разом , самый простой
способ представляет собой пескоструйную
обработку . Несмотря на кажущуюся сложность , на
большинстве малых верфей такие аппараты имеются
или их можно взять напрокат . Работать этим
аппаратом достаточно просто , однако необходимо
соблюдать осторожность и не углубляться в
гелькоут , повреждая поверхность . Если все же это
произойдет , впадину после можно заполнить эпоксидной
шпатлевкой и покрыть сверху защитным барьерным
слоем .
Большинство владельцев наносит необрастающие
краски при помощи валика и одноразовой кисти ,
которой красят участки вдоль ватерлинии , а также
труднодоступные места в районе руля и винта .
Работеть валиком просто , необходимо только
следить за тем , чтобы краска ложилась ровным
гладким слоем . Если разброс толщины покрытия
будет велик , срок его эффективного
действия окажется различным в разных местах
днища , в результате чего на отдельных его
участках водоросли будут нарастать пятнами .
При работе валиком он должен быть обильно
пропитан краской , которую в банке и ванночке
следует непрерывно перемешивать . Это необходимо
для того , чтобы тяжелые частицы меди равномерно
распределялись по объему .
Сегодня многие верфи наносят необрастающие
краски при помощи краскопульта. И хотя
поверхность получается очень гладкой , слой
краски при этом содержит массу воздушных
включений , получается пористым и имеет меньшую
толщину , чем это кажется . Если вы
сторонник работы краскопультом , лучше
использовать установки безвоздушного типа .
Такие аппараты позволяют получить наивысшую
концентрацию краски и при этом ровную
поверхность .
Лучший способ добиться толстого равномерного
слоя необрастающей краски - красить кистью . Те ,
кто красили валиком или краскопультом , могли
обратить внимание , что в конце сезона лучше
всего выглядят те участки , где подкрашивали
кистью . Поэтому если вы располагаете временем и
силами , лучше всего будет покрасить днище ,
пользуясь хорошей четырехдюймовой кистью . При
этом не старайтесь положить много краски за один
проход . Излишне толстые слои имеют свойство
охрупчиваться и обладают меньшей адгезией к
старой краске , нежели слои умеренной толщины
.
Количество слоев краски
Если лодку планируется использовать только в
летний период , а в остальное время хранить на
берегу , вполне
хватит двух слоев качественной краски
. Если же в ваши планы входит отправиться в
тропики и оставить там лодку на год-другой в воде
, на все днище необходимо положить три слоя
краски . По передней грани киля и вдоль
ватерлинии должен быть дополнительный четвертый
слой . Те , кто много путешествует , знают , что
краска в таких местах изнашивается гораздо
интенсивнее чем в остальных и поэтому вы можете
положить туда , возможно , и пятый слой . Среди
любителей длительных плаваний традиционной
считается схема покраски , когда первый слой
необрастающего покрытия по цвету отличается от
остальных . Это позволяет судить о том , в
каком состоянии находится покрытие . Если днище
должно иметь синий цвет , первый слой делают
красным . Поэтому когда на поверхности днища
начнут проявляться красные пятна , это будет
означать , что пора вынимать лодку и делать всю
работу заново .
О реальных сроках службы необрастающих красок на
основе меди
Если лодка содержится в тропическом климате или
много времени проводит в движении , данные
говорят о средней цифре в 12 месяцев . Наша яхта
окрашена необрастающей краской Pettit Trinidad ,
содержащей 75% меди . На днище лежит три ее слоя
плюс четвертый в местах усиленного износа .
Спустя десять месяцев на стоянке днище начинает
обрастать слизью , которая затем отстает при
движении яхты . После непрерывного нахождения в
тропических водах в течение 14 месяцев уже
заметно , что противодействие растительности
краской утеряно , однако защитные свойства в
отношении рачков в основном сохраняются . На этой
стадии мы перекрашиваем днище заново .
Однако такой успех бывает не у всех . Среди
участников перехода через Тихий океан от Панамы
до Фиджи многие жаловались на обросшее
водорослями днище уже по достижении Французской
Полинезии. Когда флотилия переместилась к западу
от Фиджи , у многих появилась необходимость
поднять яхту на берег и заново покрасить днище .
Несомненно , эта проблема знакома тем , кто
плавал в Американское Самоа , где бухта сильно
загрязнена рыбными отходами и стоками
канализации . А у тех , кто стоял на якоре в
Суве на Фиджи , где вода тоже сильно
загрязненная , днище обрастало буквально на
глазах .
Комплексная система защиты днища
Нет ничего более приятного , чем
хороший ход яхты - короткие и быстрые переходы из
порта в порт или бросок через океан . И не
менее приятно при подъеме яхты на берег в конце
сезона видеть ее днище чистым и без пузырящегося
гелькоута . Лучший способ добиться этого -
применить комплексную защиту еще до того как
лодка побывает в воде .
Идеальное время для этой операции - сразу после
покупки . Если лодка совсем новая , комплексная
защита предотвратит повреждение корпуса водой и
исключит возможность потери в скорости из-за
обрастания днища . В случае подержаной лодки
работы следует начинать сразу после поднятия
корпуса из воды , чтобы этим гарантировать
остановку процессов , связанных с нахождением
в воде , и избавиться от многих слоев неизвестных
и , возможно , несовместимых друг с другом
покрытий .
Как уже говорилось ранее , первый уровень защиты
днища - это эпоксидное покрытие . Все пузыри и
выпуклости должны быть сошлифованы и заполнены
шпатлевкой , после чего вся поверхность покрыта
пятью слоями эпоксидной смолы . Мы используем в
этом качестве смолу West System из-за ее надежности и
удобства в работе . Профессионалы часто
пользуются также и смолой System Three .
После покрытия днища эпоксидной смолой его надо
зачистить до ровного состояния и нанести сверху
два или более слоя необрастающей краски . В конце
каждого сезона ее следует подчистую удалять ,
чтобы не наращивать слои на днище и одновременно
иметь возможность оценить состояние
защитного эпоксидного покрытия . Если предстоит
участие в гонках или вы просто любите скорость ,
можно отшлифовать последний слой необрастающей
краски по-мокрому шкуркой с зерном №400 (это
касается только твердых красок). Поверхность при
этом получается очень гладкая .
Все работы по днищу должны выполняться очень
аккуратно , это позволит добиться от лодки
хороших ходовых качеств и обеспечить защиту
корпуса .
|
Необрастающие краски для
днища
Bottom Line On Bottom Paint
Автор : Дэвид Браун , 2000
Источник находится на www.iboats.com
Перевод С.Б.
Необрастающие краски окружены излишней завесой
таинственности . Несмотря на то , что
их составы сложны , сама идея
довольно проста . Такая краска
представляет собой смесь связующего (технический
термин , означающий собственно краску ,
которая несет цвет ) и биоцида (термин
для обозначения ядовитого вещества) .
Биоцид убивает морскую флору , в то
время как связующее обеспечивает
косметику днища .
В роли связующего
могут выступать разные составы - от
старомодных масляных - до современных
виниловых . Есть специальные композиции
для глиссирующих судов , для яхт и даже
для кораблей-памятников . С практической
точки зрения существует всего два вида
биоцидов - на основе меди и на основе
олова .
Старые медно-бронзовые краски для
днища представляли собой
мелкодисперсный медный порошок в
растворе мягкого лака . При их нанесении
необходимо было непрерывно
перемешивать содержимое банки , чтобы не
дать меди осесть на дно . Во многих
случаях требовалось спустить судно на
воду еще до того как краска высохнет . На
практике это означало , что была необходима
бригада , которая окрасила бы днище
судна , уже висящего на стропах .
Подобные краски существуют и сегодня и
их современная композиция сильно облегчает прежнюю
работу по окраске . Большинство из них
уже допускают высыхание краски до
спуска на воду . Эти краски по прежнему
пользуются популярностью у владельцев
деревянных судов и у людей , тяготеющих к
"классическому" виду .
Виниловые краски существуют примерно
столько же , как и стеклопластиковые
суда . Это , наверное , не случайно , ведь
виниловые составы лучше всего ведут
себя именно на стеклопластике и имеют
широкую гамму цветов . Тут вы не
ограничены одной бронзой - есть синие
, зеленые , красные , коричневые и даже
бесцветные необрастающие краски .
В виниловых красках применяются биоциды
на основе меди и олова , зачастую
одновременно . Вещества вроде
трибутилолова , солей ртути , мышьяка
и т.п. исчезли с рынка по экологическим
требованиям .
Масляные и виниловые составы
считаются стандартными видами такого
типа красок . Принцип их работы состоит в
постепенном вымывании малых количеств
биоцида из связующего . Поцесс
уничтожения растительности длится
до тех пор , пока из краски не выйдет
все ядовитое вещество .
Выделение биоцида из краски
прекращается задолго до того как краска
станет тусклой и потеряет внешний вид .
Визуально оценить ее состояние
нельзя . Единственный способ
гарантированной защиты днища от
обрастания - это ежегодная его
перекраска .
Эта процедура влечет за собой ряд
проблем . Толстые наслоения краски
неизбежно сделают поверхность днища
неровной , снижая скорость и увеличивая
расход топлива. Именно поэтому каждую
весну мы и видим людей , которые , взяв
наждачную бумагу , забираются под свои
лодки .
Мягкие краски имеют тенденцию
смываться с корпуса за время сезонной
эксплуатации . Поэтому чем меньше краски
останется на днище , тем легче ее
будет удалить перед очередной покраской
. Твердые покрытия могут быть
заполированы до очень гладкого
состояния , что имеет смысл для
высокоскоростных судов .
Несколько лет назад нас познакомили с
сополимерными красками ,
предназначенными для многолетней
эксплуатации . В отличие от традиционных
красок , у этих связующее и биоцид являют
собой единую молекулу , отсюда и
название - "сополимерные" . Краска
играет роль биоцида , или биоцид
является краской - что , собственно , одно
и то же .
Очевидное преимущество таких красок
состоит в том , что пока на днище
присутствует хоть сколько либо краски ,
сохраняются защитные свойства такого
покрытия . Эти краски могут обеспечить
защиту в течение нескольких сезонов .
В оригинале сополимерные краски несли
в своем составе либо чистое трибутилолово , либо
комбинацию олова и
меди . Медь добавлялась для того , чтобы
повысить свойства краски на днищах
судов , которые долгое время проводят в
воде без движения - что свойственно всем
малым судам во время рабочей недели .
Сегодня все сополимерные краски
используют в своем составе содержащие
медь вещества .
Новинкой рынка является продукт под
названием Compound-X от фирмы StarBrite . Он
добавляется в обычную краску для днища и
, по заверениям фирмы-производителя ,
увеличивает срок службы защитного
покрытия вдвое . На самом деле этот Compound-X
представляет собой тетрациклина
гидрохлорид , родственник того
антибиотика , который вы могли
употреблять во время болезни . Принцип
его действия состоит в создании
бактериостатического слоя на
поверхности краски .
Не стоит слишком обольщаться
свойствами этого продукта . Он
предназначен для защиты от
растительности , присутствующей в
соленой воде и не влияет на пресноводные
слизь и водоросли . Как это поведет себя
в пресной воде - еще предстоит узнать
.
Так какая же краска лучше всего
подойдет для вашей лодки ? Ответ на него
зависит от многих факторов . Первый - это
материал корпуса . Деревянные лодки
выглядят лучше всего и получают хорошую
защиту при использовании медно-бронзовых
красок . Для стеклопластика подойдет
практически любая из красок , что
есть сегодня на рынке .
Для алюминиевых корпусов годятся
только краски на основе олова .
Необрастающие покрытия с медью в своем
составе для алюминиевого корпуса не применяются
ни в
коем случае . Находясь в
воде , медь образует с алюминием
гальваническую пару , вызывая быструю
коррозию последнего . Покраска лодки
содержащей медь необрастающей краской
ведет к серьезным конструктивным
повреждениям корпуса , а возможно и к
полной его потере .
В общем случае , виниловые краски
никогда не наносятся поверх имеющихся
масляных . Растворитель виниловой
приведет к вспучиванию нижележащего
слоя . С подобным же явлением можно
встретиться и при наложении новой
краски одного производителя поверх
старой другого .
Если в вашей ситуации нельзя начинать
окраску с голого днища , всегда надо
провести небольшой тест имеющейся
краски , чтобы быть уверенным в том ,
что новая краска не приведет к
вспучиванию старой . Иначе при такой
покраске вы потеряете массу времени и
денег , а краска вспучится и отслоится ,
как только лодка будет спущена на воду .
Это вполне серьезно - мне знаком такой
случай . Мало того , что всю
дорогостоящую работу по покраске
пришлось проводить заново - плавающая
на воде отставшая краска испачкала
рядом стоящие лодки .
Лучший способ удаления с днища старой
краски для большинства владельцев -
шлифование . Для этого вам понадобится
одежда с длинными рукавами , перчатки ,
защитные очки и респиратор . Старайтесь
не контактировать с пылью . Помните ,
что она представляет собой вещество ,
предназначенное убивать растительность
. Хотя вы и не растение , тем не менее все равно
живое существо . Обязательно мойтесь
перед едой и ни в коем случае не вдыхайте
шлифовальную пыль .
Лучший инструмент для нанесения
необрастающей краски - валик с длинной
ручкой . При использовании 10-мм
ворсистого валика на полутораметровой
рукоятке можно получить ровную
окрашенную поверхность , при этом не
ползая под днищем на спине .
Краска разбавляется только до рабочей
консистенции . Не пытайтесь покрыть ей
большую площадь , добавив в нее больше
растворителя . Помните , что при
разбавлении такого типа красок вы тем
самым уменьшаете плотность биоцида на
корпусе и ослабляете его защиту .
Разбавление необрастающих красок ведет
к пустой трате денег , потраченных на эту
работу .
Наносить краску при помощи
краскопульта можно только в случае ,
если вы владеете этим профессионально ,
имеете оборудование и покрасочную
камеру . Химикаты , содержащиеся во
многих современных красках , требуют при
работе краскопультом защиты при помощи
специальных респираторов . Если
наносить краску таким методом прямо на
стоянке , аэрозольный туман обязательно
попадет и на соседние лодки , в
результате чего у вас будут проблемы с
их владельцами .
Стандартная малярная лента с
необрастающими красками не помогает .
Краска обязательно просачивается под
нее , в результате чего после ее отрыва
получается неровный край . Если
необходимо получить ровную линию ,
купите специально предназначенную для
этого ленту . Возможный вариант замены -
упаковочный скотч с нейлоновым
армированием .
На любом корпусе есть места ,
которые надо красить кистью . Купите для
этого дешевую кисть из натуральной
щетины . Щетина не растворяется
химикатами , содержащимися в
краске , в то же время такие кисти
сравнительно дешевы , чтобы просто
выбросить их после однократного
использования . Не берите поролоновые
кисти , от краски они могут раствориться
.
Пояс ватерлинии трудно поддерживать в
приличном состоянии . Один из вариантов
защиты состоит в нанесении на него воска
, содержащего трибутил олово . Этот воск
препятствует обрастанию точно так же ,
как и краска . Он к тому же помогает
защитить неокрашенные поверхности
стеклопластика от грязи и атмосферных
воздействий .
После завершения работ по покраске
соберите всю ветошь , валики , кюветы для
краски . Вы имеете дело с ядовитыми
веществами , поэтому и относитесь к ним
соответственно . Не оставляйте на земле
ничего такого , что юные моряки могли бы
затащить к себе в рот .
Оставьте небольшое количество краски
и запасную кисть на день спуска .
Поскольку вы не можете покрасить
участки днища под кильблоками , это
можно сделать только в моменты ,
когда корпус уже висит на стропах . На
большинстве стоянок это сделают и в ваше
отсутствие , при условии что вы оставите
им краску и кисть .
|