Противодесантная операция у острова Сухо


Доцент, вице-адмирал в отставке
В.С.Чероков1

До войны никто не предполагал, что Ладожское озеро станет единственной коммуникацией, связывающей Ленинград, Ленинградский фронт и Краснознаменный Балтийский флот со всей страной. Разве мог кто-нибудь подумать, что озеро станет ареной боевых действий, а гитлеровское военное командование вынуждено будет уделять ему столь большое внимание. Особенно возросло его значение в 1942 г., во второй решающей военной навигации. Это прекрасно понимал враг и стремился прервать наши коммуникации ударами с воздуха и артиллерийскимогнем с берега. Но видя слабую результативность своеговоздействия, противник решил перебросить на озеро боевые корабли.

В течение мая-июля противник сосредоточил на Ладожском озере до 30 десантных барж и катеров, 4 малых минных заградителя, 5 торпедных катеров, из них 4 итальянских и 1 финский2. В дополнение к этому из Финляндии по Сайменскому каналу и системе озер прибыло несколько небольших транспортов и большое число разъездных катеров.

Самоходные десантные баржи (их называли паромами Зибель по фамилии конструктора полковника Зибеля) представляли собой два спаренных понтона, соединенных помостом. Каждый понтон состоял из девяти отдельных секций. На середине понтона помоста стояла бронированная рубка, где располагались командный пункт, пост управления огнем и дальномер. Водоизмещение десантной баржи достигало 144 т, длина - 30 м, осадка - около 1 м, скорость - 8-10 узлов. Делились они на тяжелые, легкие и транспортные. Тяжелая десантная баржа имела на вооружении три 88-мм орудия и два счетверенных 20-мм автомата, легкая десантная баржа имела на вооружении одно 37-мм зенитное орудие, два счетверенных и два одноствольных 20-мм автомата. Это были достаточно мощные артиллерийско-зенитные и в то же время десантные корабли, однако они обладали слабыми мореходными качествами. Выходить в озеро им разрешалось при ветре до 5 баллов. Каждая десантная баржа могла принимать до 200 солдат с личным оружием. Итальянские торпедные катера типа MAC были новейшей постройки, водоизмещением 20 т, мощность главного двигателя (двигатель авиационный) - 2000 лошадиных сил, скорость - 47 узлов, радиус действия - 300 миль. На вооружении они имели по две торпеды, спаренный автомат. Кроме того, они могли принимать на борт по нескольку мин.

Организационно силы противника были сведены в две группы. В "Морскую группу" входили немецкие минные заградители и итальянские торпедные катера. В "Восточную оперативную группу" были сведены десантные баржи и катера. Формально обе группы возглавлял финский полковник артиллерии Е. Н. Иорвинен, который был подчинен командующему германским 1-м воздушным флотом генерал-полковнику Келлеру3, а фактически группами и их боевыми действиями руководил полковник Зибель.

Учитывая создавшуюся на озере обстановку, командование Ладожской военной флотилии усилило воздушную и корабельную разведку, активизировало действия наших сил. Боевые корабли и катера чаще стали выходить на поиск, обнаруживать и вступать в бой с кораблями противника. Значительно усилили противоминное наблюдение и контрольное траление фарватеров. Авиация флота и Ладожской военной флотилии чаще стала наносить бомбовые и штурмовые удары по причальному фронту, кораблям и катерам противника в Сортанлахти, Кексгольме, Лахденпохье, Сортавале, Салми и в шхерах вдоль северного побережья озера.

Прекрасно понимая, что противник имеет достаточно сил и средств для высадки десанта, штаб флотилии совместно с штабами прибрежных армий откорректировали вопросы взаимодействия и планы противодесантной обороны. Я обратился к Военному совету флота с просьбой выделить средства для усиления береговой обороны. Военный совет выделил материальную часть и утвердил план строительства четырех противокатерных батарей (двухорудийной 100-мм - на Остермановском мысу, двухорудийной 88-мм - на мысу Кареджи, трехорудийной 102-мм - на мысу Шурягский Нос и трехорудийной 100-мм - на о. Сухо). Они были установлены в первой половине сентября 1942 г.

Наши опасения, вызванные переброской сил противника на озеро, вскоре полностью оправдались.

Ранним утром 22 октября около 30 десантных барж и катеров противника, используя ненастную осеннюю погоду, низкую облачность, дождь и снежные заряды, внезапно подошли к о. Сухо. Метеорологическая обстановка благоприятствовала противнику, так как в период с 18 по 21 октября наша авиация не могла осуществлять воздушную разведку. В эти дни на озере курсировали дозорные корабли.

Сухо - искусственно созданный еще в начале XVIII в. на отмели в южной части Ладожского озера остров. На подходах к нему, особенно в северо-западной части, находятся камни и рифы. Остров размером 60 на 90 м прикрывал вход в Волховскую губу, контролировал нашу коммуникацию и движение по большой трассе. На острове находился каменный маяк, построенный еще в 1891 г., к нему прилегало небольшое здание, занимаемое личным составом поста СНиС и манипуляторного пункта. В здании маяка и пристройке был командный пункт командира батареи.

Поверхность острова, состоящая из крупных камней и блоков, создавала удобные условия для маскировки. Проверкой с воздуха было установлено, что даже с небольшой высоты с трудом можно было различить замаскированные орудия и дворики. Правда, размеры острова настолько малы, что любой осколок снаряда или бомбы мог задеть какой-либо объект. Особенное беспокойство вызывал маяк и пристройка к нему. Маяки маскировать трудно, к тому же они обозначены на всех картах.

Гарнизон острова вместе с прикомандированными составлял менее сотни офицеров, старшин и матросов. Сюда входил личный состав батареи, поста службы наблюдения и связи, манипуляторного пункта и несколько человек из инженерной службы флотилии. На острове еще не были завершены оборонительные работы. Не успели установить проволочные заграждения ни на берегу, ни в воде, подходы к острову и урезы берега не были минированы, не хватило времени, чтобы построить капониры для личного оружия.

До командования флотилии доходили настроения батарейцев: многие из них рвались на фронт или на боевые корабли, опасаясь, что здесь, на острове, они не встретятся с врагом. И вот 22 октября им предоставилась возможность полностью проявить себя, показать себя на деле.

В 7 час. 15 мин. с дистанции 30 каб. противник открыл массированный артиллерийский огонь, предварительно развернув корабли в две линии дугой вокруг острова. Гарнизон попал в тяжелое положение, оказавшись под интенсивным фланкирующим артиллерийско-пулеметным огнем. Плотность его была такая, что вскоре на поверхности острова не оставалось буквально ни одного квадратного метра, который не был бы простреливаемым. От камней летели осколки, и вместе с разрывавшимися снарядами и пулями они тоже представляли угрозу для островного гарнизона. Противник, видимо, рассчитывал не только подавить наши огневые точки, но и оказать моральное воздействие на гарнизон острова. Личный состав под таким огнем вынужден был отойти от орудий и вести огонь по приближающимся катерам и надувным лодкам противника из автоматов и винтовок. На острове появились убитые и раненые, горело все, что только могло гореть.

В это время южнее о. Сухо находился в дозоре тральщик ТЩ-100 под командованием старшего лейтенанта П.К. Каргина. К востоку от острова нес службу малый охотник МО-171 под командованием старшего лейтенанта В.И. Ковалевского. И тот и другой обнаружили подходившие к острову строем фронта вражеские корабли. Раньше всех звуки моторов услышал рулевой тральщика Григорий Поликарпович Кокулин. Дозорные корабли немедленно вступили в бой. В штаб флотилии поступило донесение с наблюдательного поста мыса Птинов. "Вижу вокруг острова много всплесков". Вслед за донесением поступило сообщение от старшего лейтенанта Ковалевского с МО-171. Но наибольшее значение для развертывания сил флотилии имела радиограмма Каргина, данная открытым текстом: "Веду бой с десантом противника ". Вскоре от Каргина поступило второе донесение: "Видимость резко ухудшилась. Идет снег. Видимость 4 кабельтова".

О появлении кораблей противника начальник штаба флотилии капитан 1-го ранга С.В. Кудрявцев приказал немедленно оповестить соединения, корабли и береговые части флотилии, а также все взаимодействующие с нами приозерные армии, соединения и части сухопутных войск.

Неприятельские корабли были обнаружены и с поста СНиС острова. Сигнал боевой тревоги привел личный состав батареи в готовность. По кораблям противника был открыт огонь. Первым открыл огонь командир второго орудия старшина 2-й статьи П.Е. Пугачев. Вслед за ним - командир первого орудия старшина 2-й статьи Б.В. Баскаков, а вскоре заговорило и орудие сержанта Ф.Е. Мишукова. Командиры орудий быстро сориентировались в обстановке и, не ожидая приказаний (командир батареи был ранен), уверенно стали управлять огнем. Стреляли прямой наводкой, ориентируясь по вспышкам выстрелов с десантных кораблей. В первые минуты боя от прямых попаданий на о. Сухо загорелось здание маяка, была сбита антенна и выведен из строя дальномер4. Гарнизон острова лишился возможности передавать донесения. Теперь о положении на острове мы узнавали от командиров ТЩ-100 и МО-171, радисты и шифровальщики которых действовали почти непрерывно. В первые десять минут боя огнем с о. Сухо была потоплена десантная баржа и катер противника.

Осколками стекла маячного фонаря был ранен в лицо командир батареи старший лейтенант Иван Константинович Гусев. Кровь заливала ему глаза, но он не покинул командный пункт. От осколка снаряда загорелся ящик с боеприпасами. Снаряды могли вот-вот взорваться, но парторг батареи К.М.Полещук, старшина 1-й статьи В.И. Иванов и матрос Шермет, рискуя жизнью, ликвидировали пожар.

Как только улучшилась видимость, стало ясно, что к острову движутся 16 десантных барж, вооружение примерно около 100 стволов, и 14 десантных катеров, которые имели по одному или по два автомата.

При подходе к острову две десантные баржи на расстоянии 7-8 каб. к северу сели на риф. Противник, видимо, плохо изучил подходы к острову. Немного позже села на камни и третья баржа. Личный состав барж был снят, а сами баржи были подожжены и выведены из строя огнем батарей и дозорных кораблей.

В 7 час. 48 мин. в районе боя появились два фашистских самолета Ю-88. Они сбросили бомбы в восточной части острова. Вскоре появились и истребители, которые, ведя пушечно-пулеметный огонь, пронеслись над островом и тральщиком ТЩ-100.

В 8 час. 10 мин. десантные катера и надувные лодки противника подошли к острову. Началась высадка десанта. Десантники были вооружены ручными пулеметами, автоматами, взрывчаткой, минами и большим количеством ручных гранат. При высадке враг понес большие потери, однако первое время он несомненно имел успех. Ему удалось захватить дворики второго и третьего орудий. Борьба шла не только в районах двориков, но и в землянках, об этом свидетельствовали разрывы ручных гранат и следы автоматных очередей на стенах. Раненых и убитых гитлеровцы сразу грузили на катера и отправляли на десантные баржи. Две наши пулеметные точки были выведены из строя, а личный состав вынужден был уйти в укрытия.

Противник высадился на остров. Артиллерийский огонь с десантных барж противник, чтобы не бить по своим, перенес и сосредоточил на ТЩ-100 и МО-171. Последние вели огонь по высадочным средствам противника. Командир малого охотника Ковалевский, видя, что враг сосредоточил внимание на ТЩ-100, развернулся и прикрыл тральщик дымовой завесой, не прекращая огня по высадочным средствам. В ходе артиллерийской дуэли на тральщике был разбит путевой компас и перебита антенна, ее, правда, быстро восстановили радисты корабля.

На острове шла ожесточенная борьба. Военный инженер 3-го ранга B.С. Мельницкий и младший сержант П.Г. Зубков заметили горящий шнур к подрывному патрону у одного из наших орудий. Пренебрегая опасностью, они бросились и успели его перерезать. Долго нашим артиллеристам пришлось вести неравный рукопашный бой с десантниками, а единственному уцелевшему орудию - дуэль с кораблями врага.

Вскоре была повреждена еще одна десантная баржа и потоплен катер. ТЩ-100 и МО-171 продолжали вести неравный бой с ближайшими десантными баржами и катерами, умело маневрируя и прикрываясь дымовыми завесами. ТЩ-100 огнем двух своих 45-мм орудий потопил десантный катер противника. Явное преимущество врага не смущало советских моряков, а боевой успех еще больше их воодушевил. Тральщик участвовал в бою, пока не израсходовал весь боезапас. Затем Он вынужден был отойти от района боя, приняв боеприпасы, он вновь лег на боевой курс и открыл огонь по врагу.

Смело действовал и небольшой коллектив малого охотника МО-171. Команда четко выполняла приказы. Своевременно шли доклады командиру корабля от сигнальщика А. А. Федоренко, сообщавшего о местах падения снарядов и бомб. Отлично вели огонь комендор старшина 1-й статьи Ф.В.Викулов, пулеметчик И.С.Шинкаренко, не подкачали и мотористы - старшина 1-й статьи Федяев, старшины 2-й статьи Д.Д. Гущин, С.3. Курашов.

В то утро, когда разыгрались события у о. Сухо, я находился на западном берегу озера в военно-морской базе Осиновец, где ожидал прибытия из Ленинграда командующего КБФ вице-адмирала В.Ф. Трибуца, а также командующего военно-воздушными силами флота генерал-майора авиации М.И. Самохина и группы офицеров штаба флота.

В 7 час. 15 мин. начальник штаба флотилии капитан 1-го ранга C.В. Кудрявцев доложил мне по телефону о появлении десантного отряда противника у о. Сухо. Кроме того, он сообщил, что им отдано приказание по флотилии привести корабли в немедленную готовность к выходу и оповещены все штабы приозерских армий. Доложив о далеко не ясной обстановке прибывшему в Осиновец командующему флотом, я отдал приказание начальнику штаба флотилии и командиру военно-морской базы Осиновец капитану 1-го ранга А.Г. Ванифатьеву немедленно выслать в район острова находящиеся в готовности корабли и авиацию. Отдав все необходимые распоряжения, я пригласил вице-адмирала В.Ф. Трибуца, генерал-майора М.И. Самохина и сопровождавших их лиц на ожидавшие нас малые охотники. Из Осиновца направились в Кобону, на восточный берег Шлиссельбургской губы, а дальше по Новоладожскому каналу перешли в Новую Ладогу.

Пока мы находились на переходе в район боя к о. Сухо, из Новой Ладоги перешел отряд кораблей под командованием капитана 3-го ранга П.А. Куриата. В состав отряда входили канонерская лодка "Нора", морские охотники МО-201, МО-205, МО-206, тральщики ТЩ-126, ТЩ-127, ТЩ-37 и УК-4. Из военно-морской базы Осиновец вышли канонерские лодки "Бира", "Шексна", бронекатера БК-99, БК-100, малые охотники МО-198, МО-214 и торпедные катера № 61, 81, и 1545. Обоим отрядам была поставлена задача наносить самостоятельные и совместные с авиацией удары по кораблям противника и не допускать высадки десанта. Старшим был назначен командир осиновецкого отряда капитан 1-го ранга Н.Ю. Озаровский.

В Новой Ладоге на береговом командном пункте командующего флотилией нас встретил начальник штаба флотилии капитан 1-го ранга С. В. Кудрявцев. Обстоятельно доложив обстановку, Сергей Валентинович добавил, что еще до начала боя, до подхода к острову, враг пытался дезинформировать нас, дав ложное донесение открытым текстом на русском языке: "Десантные корабли в районе маяка Стороженский курсом 180°. Район противник выбрал неудачно. В районе Стороженского находился наш пост СНиС, откуда мы получили доклад, что кораблей противника в зоне видимости нет.

На командный пункт стекались донесения о действиях сил, развернутых на озере, об обстановке в районе острова, о состоянии и готовности кораблей, высвобождающихся от перевозок и конвоев. Вскоре выяснилось, что десантный отряд противника отходит на север.

Командование фронтов и армий (Ленинградского, Волховского и Карельского) оперативно реагировало на создавшуюся обстановку на озере. Они выделили авиацию для нанесения ударов по десантным силам противника и приступили к развертыванию на побережье соединений и частей по планам противодесантной обороны.

Генерал-майор авиации М.И.Самохин возглавил управление действиями авиации флота и фронтов, связался с командующими воздушных армий Ленинградского и Волховского фронтов и согласовал с ними порядок и организацию совместных действий. Чтобы гарантировать точность действий, осуществлять наведение и не спутать при нанесении ударов на озере свои корабли с кораблями противника, на ведущих самолетах в эскадрильях воздушной армии Ленинградского фронта от соединений военно-воздушных сил КБФ выделялись летчики-наблюдатели.

Несмотря на то что погода в районах наших аэродромов была нелетная (низкая облачность, морось), наши истребители и штурмовики поднялись в воздух. К 9 час. утра в район боя, о. Сухо, прибыли первые группы самолетов флота. Первой нанесла удар по противнику авиационная группа капитана С.С. Беляева, вслед за ней весьма успешно действовали группы, ведомые капитанами А.А. Мироненко и Г.В. Крайновым6. В воздушных боях наши летчики-истребители сбили несколько вражеских самолетов. Отлично действовали Герои Советского Союза Г.К. Костылев и М.Г. Клименко, летчики Г.М. Багун, В.И. Конилов.

Вслед за авиацией флота удар по кораблям противника нанесли штурмовики Ленинградского фронта, ведомые подполковником военно-воздушных сил флота Ф.А. Морозовым. Последний, несмотря на сильный зенитный огонь, точно вывел штурмовики на десантный отряд противника и обеспечил успешное нанесение удара. В результате совместных действий авиации флота и фронтов во время преследования были подожжены две десантные баржи и сбиты четыре самолета противника. Особенно хорошо действовали летчики Рассудков и Костылев. В этот день они сделали по четыре вылета.

Удары наносились на всю глубину боевых порядков противника. Постепенно погода стала улучшаться. Штурмовики под прикрытием истребителей наносили удары по противнику до наступления темноты. Действия личного состава гарнизона острова, авиации и отрядов кораблей сорвали замысел врага высадить десант и захватить о. Сухо.

Появление нашей авиации в районе острова было неожиданным для врага. Противник растерялся. Воспользовавшись замешательством, личный состав гарнизона острова под командованием командира батареи старшего лейтенанта И.К. Гусева при активном участии капитана-инженера 3-го ранга В.С. Мельницкого контратаковал противника. Враг был отброшен к западной части острова, прижат к урезу воды, а в последующем сброшен в воду. Остатки высадившегося десанта начали поспешную посадку на высадочные средства. Одновременно с отходом высадочных средств артиллерийский огонь с десантных барж вновь был сосредоточен по острову.

В 9. час. 20 мин. личный состав гарнизона возобновил огонь из всех трех орудий по десантным судам.

В 11 час. с минутами батарея прекратила огонь, вскоре прекратили огонь по кораблям противника и дозорные корабли ТЩ-100 и МО-171.

В период этих событий в Новой Ладоге из личного состава полуэкипажа флотилии был сформирован ударный отряд с контрдесантной ротой. Отряд возглавил офицер штаба флотилии В.И. Петрович, а роту - помощник командира полуэкипажа А.С. Ходаков. Озерный буксир "Морской лев" перебросил их на о. Сухо. Но отряд на остров прибыл тогда, когда десант был сброшен и корабли противника отходили на северо-запад.

Во время боя геройски показал себя старший лейтенант И.К. Гусев, капитан-инженер 3-го ранга В.С. Мельницкий, парторг батареи главный старшина К.М. Полещук, старшина батареи главный старшина И.И. Мартынов.

Нельзя не вспомнить командиров орудий старшин 2-й статьи П.Е. Пугачева и Б.В. Баскакова, сигнальщиков С.П. Лысого, Б.И. Антоненко и В.Ф. Валиневича, командира пулеметного расчета Ушакова, старшин и матросов А.В. Строгонова, П.И. Уличева, П.Г. Зубкова, Ф.М. Рахманова, Ф.И. Кучеренко, В.И. Иванова, П.А. Лукашева, Л.М. Рубина, Н.И. Котова, И.Г. Мезенцева и многих других.

Молодой матрос-комсомолец Строгонов, будучи связным командира, под огнем перебегал по острову, передавая приказания командира батареи. Даже раненые вели активные действия по уничтожению врага.

В 10 час. десантный отряд противника, понеся значительные потери, начал перестраиваться для отхода к своим базам.

Наши катера (группа капитан-лейтенанта Н.И.Кирсанова и группа старшего лейтенанта М.А. Шевчука), используя преимущество в скорости, стремились атаковать противника охватом, чтобы сковать его и дать возможность канонерским лодкам подойти на дальность артиллерийского огня. Немецко-фашистское командование, обнаружив на своих флангах катера, сосредоточило на них артиллерийский огонь. Но наши катера умело маневрировали и прикрывались дымовыми завесами. Это позволило нашим канонерским лодкам сблизиться с противником. Подойдя на дистанцию 70 каб., они открыли огонь по десантным баржам.

В 12 час. 08 мин. поступило первое донесение от капитана 1-го ранга Н.Ю.Озаровского об обнаружении противника, а также, что командир канонерской лодки "Бира" капитан 3-го ранга А.М. Лоховин открыл огонь. Завязался артиллерийский бой. Ведя бой с десантными баржами, корабли отражали и удары авиации противника. Особенно доставалось головной канонерской лодке "Бира", по которой были сосредоточены удары. Ведя бой, корабли осуществляли противоартиллерийский зигзаг, прикрывались дымовыми завесами и, маневрируя, использовали свое преимущество в дальности огня. В бою канонерские лодки "Бира" и "Селемджа" подбили десантную баржу. Противник пытался взять ее на буксир, но огонь канонерских лодок не позволил ему завести буксирные концы, и он вынужден был бросить ее, предварительно сняв личный состав.

Наши корабли и авиация преследовали отходящие силы противника до наступления темноты. Первыми прекратили преследование канонерские лодки. На них был израсходован почти весь боезапас главного калибра, а на лодке "Бира" к концу подходил и уголь. Артиллерийский бой кораблей длился более трех часов, за это время наши корабли отразили девять воздушных атак. Вскоре прекратила свои действия и авиация.

Отличились в бою капитан 1-го ранга Н.Ю. Озаровский, капитан 3-го ранга П.А. Куриат, капитан-лейтенант Н.И. Кирсанов, командиры канонерских лодок А.М. Лоховин, М.А. Гладких, П.И. Турыгин, командиры малых охотников и бронекатеров Н.П. Епихин, И.Т. Богданов, Г.А. Бровкин, И.И. Певнев, П.С. Колесник, М.А. Шевчук, батальонный комиссар В.Г. Яковлев и многие другие.

В этот день военно-воздушные силы совершили 200 самолето-вылетов.

По приказанию с берегового командного пункта тральщик ТЩ-100 под командованием П.К. Каргина подошел к о. Сухо снять раненых.

ТЩ-100 после войны вошел в состав рыболовецкого колхоза "Звейниекс" Латвийской ССР. Бывший боевой корабль, прославивший себя в годы Великой Отечественной войны, стал приносить пользу нашему народному хозяйству. Вместе с командующим флотом вице-адмиралом В.Ф. Трибуцем встречали мы героев боя у о. Сухо.

С большой радостью 23 октября 1942 г. слушали моряки-ладожцы сообщение от Советского информбюро: "22-го октября до 30 десантных барж и катеров противника под прикрытием авиации пытались высадить десант на один из наших островов на Ладожском озере. Силами гарнизона острова, наших кораблей и авиации КБФ десант противника был разгромлен. В результате было уничтожено до 16 десантных судов противника и одно захвачено в плен. Наши корабли потерь не имели".

Кроме десантной баржи с одним 37-мм орудием и четырьмя счетверенными 20-мм автоматами, мы захватили десантный катер "У-2", переоборудованный под плавучую ремонтную мастерскую. Он мог принимать на борт небольшую группу десантников с личным оружием. В этом бою потери противника в личном составе были значительными. В отчетном материале финских морских сил на Ладожском озере за 1942 г. сообщалось7, что до отхода было убито 15 человек, тяжелораненых было 25, легко раненных 21, Видимо, эти сведения были близки к истине, по нашим отчетным данным в бою за о. Сухо противник потерял 61 человека8. Но, конечно, значительно большие потери были при отходе кораблей в свои базы от воздействия бомбоштурмовых ударов авиации и огня артиллерийских кораблей. Наши корабли потерь не имели. Но многие вернулись на базы, имея пробоины от осколков снарядов и бомб.

Еще до нашего прибытия на командный пункт начальник штаба капитан 1-го ранга С.В. Кудрявцев был приглашен к прямому проводу с Москвой доложить обстановку начальнику Генерального штаба генерал-полковнику А.М. Василевскому. По указанию Василевского соединение бомбардировщиков резерва Верховного Главнокомандования находилось в готовности по первому нашему сигналу подняться в воздух и нанести удар по десантному отряду противника9. Это говорит о том, какое значение придавалось Ладожскому озеру.

Вечером 22 октября народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н.Г. Кузнецов доложил Ставке Верховного Главнокомандования, что десант разгромлен10.

Бой у о. Сухо вошел в историю Великой Отечественной войны как значительное событие, связанное с битвой за Ленинград. Здесь было четкое взаимодействие разнородных сил и средств Ладожской военной флотилии совместно с военно-воздушными силами Краснознаменного Балтийского флота, с авиацией трех фронтов. К тому же в готовности находилось соединение авиации Верховного Главнокомандования, которое должно было действовать по единому плану уничтожения сил и средств противника, и были приведены в готовность силы и средства противодесантной обороны флотилии, приозерных армий и Ладожского района противовоздушной обороны. Все это обеспечило разгром немецко-фашистского десанта и озерных сил противника, обеспечило полное господство на озере, что в свою очередь значительно облегчило для нас обстановку на Ладожской коммуникации.

Руководители операции "Базиль" в своем донесении писали: "Вследствие многочисленных повреждений, пробоин, а также технического расстройства после операции, срок предположительной готовности паромной флотилии к новым выступлениям еще не может быть сообщен"11. "Ленинградская правда" 7 ноября так оценила события у о. Сухо: "Моряки, обороняющие Ладогу, приняли бой с крупными силами противника и вышли из этого боя победителями"12.

После боя у о. Сухо мы получили много писем от наших друзей и товарищей. Так, писатель-моряк Всеволод Витальевич Вишневский телеграфировал: "От всего сердца поздравляю вас с блестящим делом ЛВФ 22 октября. Это продолжение видлицких традиций... Это по-балтийски... Трасса в крепких руках, новых успехов всем бойцам Ладоги"13.

Накануне боя у о. Сухо на канонерскую лодку "Бира" были направлены прибывшие на флотилию кинооператоры Ленинградской студии кинохроники В.В. Гарданов, Н.С. Долгих, А.М. Романенко, А.Ф. Архиреев, которые должны были снимать документальный фильм "Ладога". Сложившаяся в это утро обстановка не позволила перед выходом в озеро снять кинооператоров с корабля. Поэтому им удалось заснять несколько эпизодов боя кораблей отряда Н.Ю.Озаровского с десантными баржами противника. Правда, съемки производились с использованием единственного телеобъектива, на дальности артиллерийского огня канонерской лодки "Бира". Часть кадров включена в кинофильм "Дорога жизни", а часть, видимо, хранится в архивах кинофотодокументов.

В эти дни мы обсуждали, почему противник высадил десант именно на о. Сухо. Тщательно исследовав возможности средств, привлеченных им к операции, мы пришли к выводу, что немецко-фашистское командование, отлично понимая значение ладожских коммуникаций и видя, что все попытки нарушить их ударами с воздуха не привели к желаемым результатам, решило высадить десант на остров, чтобы нарушить одну из главных наших коммуникаций - Большую трассу. Оно надеялось этим сократить объем перевозок по озеру, повлиять на боевую деятельность наших сил. Одновременно мы не исключали возможности со стороны противника использовать о. Сухо в качестве трамплина для высадки десанта на южном берегу озера в тыл войскам Волховского фронта. Захватив остров, противник мог снять с десантных барж 88-мм орудия и автоматы и установить их на острове. А в последующем использовать остров для наращивания сил. Фашистское командование недооценило возможности нашей авиации на Ладоге и то, что осенью 1942 г. превосходство в воздухе уже было на нашей стороне.

Проанализировав действия озерных сил противника как в бою у о. Сухо, так и в предыдущих встречах, мы пришли к выводу, что они не внесли ничего нового в использование своих сил, но для нас представляло интерес то, что мы впервые встретились с флотилией паромов, с кораблями низкобортными и малой осадки, вследствие чего обнаруживались они значительно позже наших канонерских лодок (с дистанций порядка 65-70 каб.) и затруднялось применение торпедного оружия.

Опыт операции многому нас научил. Убедились, что командный пункт батареи не должен привлекать внимание противника. То, что он и средства связи были расположены в здании маяка, было неверно. Весь огонь противника был сосредоточен по маяку. Поэтому сразу была потеряна связь и на какой-то период нарушено управление гарнизоном. Вопросами противодесантной обороны даже небольших объектов надо заниматься параллельно с самого начала развертывания строительства батарей. При наличии на острове инженерных заграждений, особенно в воде, капониров, укрытий для стрелков орудийных расчетов противнику не удалось бы так легко высадить десант.

Бесспорно, оправдала себя при совместных действиях морской и сухопутной авиации на море посылка в качестве ведущих на самолетах Военно-Морского Флота или на самолетах фронтовой или дальней авиации представителей морской авиации, имеющих опыт действия над сухопутной территорией и над водной акваторией. Это ускоряет поиск и наведение на противника и гарантирует от возможных ударов по своим кораблям и судам. Кроме того, в составе флотов необходимо иметь корабли противовоздушной обороны.

Положительно сказалась хорошая, надежная связь и своевременно отработанные вопросы взаимодействия с прибрежными армиями, что позволило штабам и командующим армиями оперативно отреагировать на создавшуюся обстановку на озере.

Попытка высадить десант на о. Сухо была последним наиболее значительным боевым событием вражеской флотилии на Ладожском озере. Ее неуспех отразился на дальнейшем использовании "паромов". Больше их присутствия на озере мы не ощущали. Исключением была вражеская авиация, которая продолжала систематически воздействовать на наши коммуникации на берегу и в озере.

Объективную оценку морякам-ладожцам дал западный историк Юрг Майстер, занимающийся историей германского флота и флота союзников Германии в годы второй мировой войны: "На Ладожском озере советский флот продемонстрировал свое полное превосходство над флотом противника и остался хозяином этого жизненно важного пути... Русские действовали на Ладожском озере в тактическом и стратегическом отношении исключительно хорошо... Они не допустили того, чтобы Ленинград заморили голодом и чтобы он попал в руки противника. Тем самым советская Ладожская флотилия внесла значительный вклад в коренное изменение хода войны на Востоке"14.

В короткий срок на о. Сухо были восстановлены береговая батарея, маячное сооружение, пост СНиС и пост противоминного наблюдения, которые до конца боевых действий на ладожском театре продолжали нести бессменную вахту.

Грузы по Ладоге шли бесконечным потоком. Корабли и суда флотилии доставляли все необходимое для бойцов Ленинградского фронта, личного состава Краснознаменного Балтийского флота, населения блокированного Ленинграда.



Примечания :
1. Во время войны автор командовал Ладожской военной флотилией.
2. ЦВМА, ф. 2, on. 028571, д. 2, л. 44, 100.
3. Там же, л. 109.
4. Пробитая труба дальномера находится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.
5. ЦВМА, ф. 13, д. 7192, л. 9.
6. Газ. Красный Балтийский флот, 1942, 24 окт.
7. ЦВМА, ф. 260, д. 20243, л. 223.
8. Там же, д. 17534, л. 224.
9. Кузнецов Н.Г. На флотах боевая тревога. М., 1971, с. 287.
10. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая земля. Л., 1975, с. 283.
11. ЦВМА, ф. 260, д. 20243, л. 231.
12. Ленинградская правда, 1942, 7 нояб.
13. За Родину, 1942, 7 нояб.
14. Meister J. Der Seekrieg in den osteuropäischen Gewässern 1941 - 1945. München. S. 192, 193, 211.


Источник : Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне
советского народа 1941-1945 гг.: Оборона Прибалтики и Ленинграда (1941-1944 гг.).
Кн. 1 .- М.:. Наука, 1990.