Отчет группы Норд "О ведении боевых действий на Ладожском озере"

Командование морской группы Норд
Штаб, 21 февраля 1943
B.Nr. Gkdos 219/43 A III

Верховному командованию Кригсмарине - 1. Skl. (3x)

К сведению:
Führer der Minensuchverbände Ost
Admiral Ostland
Marineverbindungsstab Finnland
Kommando der Marinestation der Ostsee

Тема : О ведении боевых действий на Ладожском озере

Дело : Группа Норд, Gkdos.1330/42 Chefs.A 3 v.8.12.42 (посл.абз.)

Прилагается отчёт командующего 31.MSFl [31-й флотилии тральщиков] о ведении боевых действий на Ладожском озере, включая отчёт о неудачной операции Люфтваффе против маяка Сухо.

Как результат непонятного порядка подчинения и недостаточного понимания Люфтфлотте 1 и финской береговой бригадой вопросов морской тактики - централизованного и соответствующего затратам успешного проведения боевых действий достигнуто не было.

Структура командования была следующей :

За всё Ладожское озеро отвечает финская береговая бригада под командованием полковника Ярвинена, который напрямую подчиняется финскому генштабу. Он рассматривает все мероприятия только с точки зрения обороны берегов армией. Как впоследствии было установлено, финны видят итальянские катера MAS и немецкие KM исключительно в роли сторожевых катеров для защиты своего побережья от высадки русских. После формирования согласно приказу верховного главнокомандующего Люфтваффе соединения паромов Зибеля под названием "Fähre Ost" эта структура командования оставалась чисто формальной, в действительности Люфтфлотте 1 руководило всем таким образом, что предоставленный в их распоряжение от группы Норд в качестве советника по морским и тактическим вопросам командующий 31.MSFl с большим трудом мог воздействовать на неоднократно бывавших там командующего Люфтфлотте 1 и его начальника генштаба. Люфтфлотте 1 при этом, вследствие недостаточного опыта, недооценивало прежде всего важность морских навыков и обучения движению строем в условиях ограниченного использования сигнальных средств. Несмотря на неделями длившуюся подготовку и обучение экипажей паромов морской практике, тактике и сигнальной службе командующим 31.MSFl, тот в своём KTB [журнале боевых действий] отозвался об операции 8/9.10 буквально следующим образом :

"Результативность артиллерии паромов Зибеля при благоприятных погодных условиях превосходная. Так, сторожевой катер №175 был с расстояния 7 км накрыт и подожжен первыми же залпами, лишившись возможности маневрировать. В остальном же дисциплина и боевой порядок во время многочасовой перестрелки были совершенно ужасающими [букв.-"волосы вставали дыбом"], все паромы двигались как им заблагорассудится и вели беспорядочную стрельбу. Боевой порядок смогли восстановить только спустя 5 часов."

Боевое применение итальянских катеров MAS и немецких KM на Ладожском озере, за исключением уничтожения канонерской лодки противника катером MAS – не привело к сколько-нибудь заметному результату. Движение судов противника для снабжения Ленинграда происходило из Новой Ладоги в Морье по сильному мелководью и внутри Шлиссельбургской губы из Кобоны в Морье. Кобона на протяжении прошлого года непрерывно строилась и расширялась, так что основной части транспортного флота русских теперь требуется преодолевать очень короткое расстояние. Боевое применение торпедного оружия катеров MAS из-за крайне малых глубин не представлялось возможным. Боевое использование катеров KM с донными минами также имело ничтожные шансы на успех, поскольку транспортировка у русских осуществлялась при помощи буксируемых деревянных паромов и плоскодонных барж. Вследствие льда ведение боевых действий на Ладожском озере возможно только с конца мая по сентябрь, т.е. в период самых коротких ночей. Расстояния до района действий столь большие, что ночного времени недостаточно для незаметного подхода и отхода. Авиация противника непрерывно контролирует всю площадь Ладожского озера и узнаёт через воздушную разведку или шпионов всякий раз заблаговременно о наших намерениях, поэтому русские в состоянии своевременно приостановливать транспортные перевозки и обеспечивать появление своих сил в виде торпедных и сторожевых катеров и канонерских лодок, которые по количеству и вооружению значительно превосходят наши силы.

Большие расстояния до района действий, короткие ночи, русская разведка и их шпионы оказывали всё возрастающее влияние на крайне тихоходное соединение паромов. К тому же "Fähre Ost", несмотря на высокую эффективность стрельбы со сверхмощным вооружением, нельзя было назвать освоившимся с морем и единым тактическим соединением, поскольку элементарные понятия о ведении боевых действий на море у них практически отсутствовали. Комплектование этого соединения крайне дорогостоящими зенитными орудиями и весьма ценными военными специалистами, устройство баз, сетей связи и снабжения требовало постоянного привлечения нескольких тысяч солдат (личный состав Люфтваффе и строительных частей). Эти затраты абсолютно несопоставимы с полезным эффектом от них. Транспортные перевозки русских так и не удалось нарушить, неудачная десантная операция на Сухо не имела на наш взгляд никакого военного смысла и привела, не считая успешной обороны против воздушных сил противника – лишь к тяжелым потерям среди личного состава и матчасти.

Эффективная борьба против транспортного снабжения Ленинграда через Ладожское озеро может быть реализована только силами Люфтваффе, которые с малых высот боролись бы с буксирными караванами, и атаками бомбардировщиков и Штук уничтожили бы новые крупномасштабные портовые сооружения, в особенности в Кобоне, Морье и Новой Ладоге. После расформирования собственных морских сил Люфтваффе для решения данной задачи возможно использовать только оперативные силы Люфтваффе и возложить на них ответственность.

Оборона берегов Финляндии на Ладожском озере от высадки противника является исключительно делом финнов. В случае, если финских сил охранения для этого недостаточно и будут намерения предоставить поддержку с немецкой стороны, целесообразно доставить по железной дороге плавсредства с артиллерией, как минимум превосходящей калибр русских сторожевых катеров (2 – 4.7 см). Следовало бы добавить, как предлагается командующим 31.MSFl, чтобы недавно разработанные AML (Артиллерийские Самоходные Баржи) поступали в распоряжение финнов лучше без личного состава.

Общие выводы :

1) Группа «Норд» не видит при имеющихся обстоятельствах никакой возможности для Кригсмарине вести действенную борьбу с транспортными перевозками русских на Ладожском озере.
2) Защита финского прибрежного района является исключительно проблемой финнов и не может сочетаться с какими-либо замыслами наступательного характера пункта 1. Материальную поддержку, насколько это возможно, следует предоставлять.
3) После расформирования морских сил Люфтваффе эффективное препятствование транспортным перевозкам достижимо только путём непрерывных атак на места погрузки и буксирные караваны. На многочисленных имеющихся аэрофотоснимках Кобоны можно распознать гигантские места складирования материалов, которые к тому же обозначены.

Дополнение для 1. Skl

1) Ссылка на Gkdos.918/43 A от 22.2.43. группы Норд
2) Просьба проинформировать MVO при OKH и OKW соответственно

Дополнение для подчинённых служб

При прямых запросах и переговорах с другими подразделениями Вермахта и финскими военными ведомствами , вышеобозначенные мнения отражают точку зрения группы Норд, покуда не будет представлено иного распоряжения военно-морского командования.


Перевод С.Б., подчеркивание текста в сооответствии с источником