Замечания командующего флотилией [31.MSFl] к журналу боевых действий [за июль 1942 г.]

После прибытия Группы "С" на Ладожское озеро мне приходится занимать себя двумя вопросами :

1.) Какие оперативные задачи следует ставить перед катерами KM. ?
2.) Когда можно будет сообщить финскому командующему о готовности катеров к боевым действиям, когда и каким образом можно будет устранить практически ежедневно вновь обнаруживаемые неисправности машинного оборудования ?

По пункту 1)

Из ежедневных обсуждений обстановки у полковника Ярвинена, командующего финской береговой бригадой, которому подчиняются находящиеся на озере катера KM и MAS следует, что финнам всё ещё не ясно, каким образом они должны отдавать оперативные приказы, которые должны согласовываться с всё набирающим силу соединением паромов Зибеля (Операция Klabautermann, служба Einsatz-Stab-Fähre-Ost). Люфтфлотте I, которому подчиняется соединение Зибеля, оставляет за собой право на отдачу боевых приказов паромам, и полковник Ярвинен придерживается такой позиции, что все операции, о которых идёт речь, следует начинать только совместными силами воздушного и военно-морского флота. По поводу соединения Зибеля и его военного и морского командования я уже выражал в специальном донесении F.d.M Ost и группе Nord своё мнение, которое сводится к отказу от совместных оперативных действий, поскольку я, как морской офицер, не хотел бы брать на себя ответственность за планируемые боевые действия с имеющимися на кораблях средствами. Однако поскольку я, как присутствующий тут морской офицер, неоднократно привлекался для консультаций Люфтваффе, а в дальнейшем почти все без исключения офицеры и унтер-офицеры группы катеров KM постоянно предоставляются в их распоряжение для обучения (данные просьбы Люфтваффе я должен был ввиду особых условий задачи удовлетворять, исходя из саморазумеющегося братства по оружию), из этого можно легко сделать вывод, что военно-морской флот отвечает за поддержку операции Зибеля. При этом я ясно изложил полковнику Зибелю свою точку зрения, но к сожалению, капитан флота Лейснер, по случаю его присутствия тут вместе с полковником Риекхоффом, имел противоположную точку зрения и рекомендовал мне поставить перед собой задачу обучения соединения Зибеля.

В своём отчете я зафиксировал подобную субординацию и боевые возможности, чтобы письменно и устно разъяснить ближайшему командующему в F.d.M. Ost своё мнение по поводу боевого использования катеров на Ладожском озере. При этом определяющим фактором является то, что для катеров KM c минами TMB, согласно превосходным разведданным Люфтваффе, на Ладожском озере едва ли имеются цели, поскольку практически все транспортные перевозки между бухтой Морье (порт приёмки и отправки Ленинграда) и Новой Ладогой (порт погрузки и выгрузки со свободным доступом Советского Союза) производятся деревянными баржами и совсем маленькими буксирами. Я не думаю, что эти старые буксирные пароходы или, может быть, одна из этих переделанных в канонерские лодки бывших грунтовозных шаланд (которым, как железным кораблям, мины могут представлять опасность), оправдывают применение катеров. Сторожевые корабли, представленные в основном быстроходными катерами с превосходным артиллерийским вооружением (2 х 4 см), могут создать серьёзные проблемы для безоружных катеров KM, несмотря на их возросшую скорость. В настоящее время нам с полковником Ярвиненом и капитаном Бианкини также очевидно, что для начала боевых действий необходимо дождаться тёмных ночей.

На совещании в F.d.M. Ost 17.7 там разделили изложенные выше взгляды и рекомендовали мне доложить о моих соображениях группе Nord. На совещании 24/25.7 в Киле та пришла к точно такому же выводу и мне вместе с корв.-капитаном фон Грумбков из A.III было приказано отправиться в Берлин в I S.K.L., чтобы там отстаивать ускоренное возвращение катеров KM в Финский залив. Капитан флота Вагнер и корв.-капитан фон Герлах из I S.K.L. также согласились с точкой зрения, что в Финском заливе в подчинении у F.d.M боевые возможности будут значительно более высокими и ходатайствовали через O.K.W. перед финской штаб-квартирой о перемещении катеров в Котку. Я отправился в Хельсинки в M.V.St.Finnland проинформировать о совещании адмирала фон Бонина, чтобы и от этой инстанции финнам предоставили бы необходимые разъяснения по поводу катеров KM, которые на Ладоге практически не используются, и в которых на Финском заливе существует срочная необходимость для оперативных минных постановок.

Остаётся надеяться, чтобы необходимое для этого решение как можно скорее было принято маршалом Маннергеймом и чтобы катера, ввиду сложной и занимающей около трёх недель транспортировки, самое позднее к концу августа предоставить в распоряжение F.d.M. Ost для боевых операций.

По пункту 2)

После окончания разных ремонтных работ группенфюрер приступил к ходовым испытаниям катеров, были произведены испытания на мерной миле по поддержанию скорости в движении группой и катера смогли осуществить свой первый боевой выход 31.7 с задачей по поиску якобы виденной подводной лодки. Катера KM для этого пришлось использовать оттого, что никаких подходящих кораблей у финнов в распоряжении не было, хотя катера из-за их механических установок и к тому же без глубинных бомб или других средств обороны, для охоты за подводными лодками непригодны. Несмотря на постоянные ремонтные работы, при которых наилучшим образом зарекомендовал себя присланный из K.M.W. Киля ремонтный взвод, катера снова и снова имели очередные механические неисправности, это следует из раздела KTB в части оборудования. Я был поэтому очень рад, что светлые ночи пока что препятствовали проведению оперативных действий, так как группенфюрер и командиры кораблей всё время выходят в озеро с чувством неуверенности и всегда без гарантии, что сложное вспомогательное оборудование двигателей, которые сами по себе работают безупречно, выдержит долгий путь.

Между тем имеются зафиксированные течи (в особенности в корме копенгагенского катера), которые вначале были заделаны плотниками имеющимися средствами и частично увеличена жесткость, однако затем они снова увеличились, поэтому после различной переписки с O.K.M. KIKS оттуда поступило распоряжение об установке соответствующих элементов жесткости. O.K.M. однако потребовало подъёма катеров на слип, что было бы возможно только после приезда специалистов по кораблестроению предположительно в середине августа - к тому времени, к которому, пожалуй, для катеров уже можно будет рассчитывать на операции по минированию. Возникает вопрос - будет ли слипование в таком случае отвечать военным целям.

Во время своего пребывания в Берлине 27.7 я воспользовался возможностью через фрег.-капитана Тома из K.III собрать на совещание подразделения, принимавшие участие в постройке катеров КМ, чтобы передать накопившийся на сегодня на практике опыт и попросить о немедленно необходимом устранении недостатков у имеющихся на Ладожском озере катеров, а также обеспечить своевременное устранение уже известных дефектов в конструкции и оборудовании у ныне строящихся. Мне удалось рассказать присутствующим господам, что произведённый согласно приказу верховного командования S.K.L. QUAI поспешный вывоз в Финляндию никоим образом не опробованных и не готовых к боевому применению катеров имел крайне негативные последствия и в особенности у финнов это оставило в высшей степени отрицательные впечатления.

Более детальные подробности протокола совещания от 29 июля зафиксированы в B.Nr. I IV Cn Nr. 21591 /geh.

подпись : Рамм


Перевод С.Б.