Пояснительная записка о положении на Ладожском озере

2.4.42.

При рассмотрении существующей военной обстановки на Ладожском озере необходимо отметить, что оно находится между двумя пока что установившимися линиями фронта и со своей стороны является обширным придатком к так называемому Питерскому котлу [Pietarin motti], который противник использует в качестве пути сообщения между Ленинградом и остальной своей территорией. У противника для обороны Ладоги и пути сообщения имеется специальный командующий обороной Ладоги, штаб и флотилия, первые два из которых находятся в Новой Ладоге. Последняя, подразделения которой располагаются на зимовке в различных местах по побережью, представляет собой значительной силы озёрно-речную флотилию, которая оснащена ледокольными и мореходными судами. Задачей этой флотилии является оборона южного побережья Ладоги и одновременно поддержание сообщения между Ленинградом и остальной частью страны. Для ускорения ликвидации Ленинградского котла путь сообщения по Ладоге следовало бы перекрыть, а это достигается путём приведения флотилии русских в южной Ладоге в такое состояние, когда она будет неспособна выполнять свою задачу.

Возможности противника

До тех пор, пока Ладогу покрывает лёд, снабжение Питерского котла будет осуществляться противником по льду и по воздуху. Нашими силами и от линии нашей передовой (расстояние более 55 км) помешать этому снабжению нельзя, в особенности когда оно производится вдоль фланга побережья противника. Реального периода распутицы в южной Ладоге, который затронет связь с Ленинградом, у противника с учётом практики может и не быть. Период распутицы сокращает то, что у неприятеля имеются суда ледокольного типа и пригодные для эксплуатации в ледовых условиях, а на них имеется личный состав, обладающий хорошей практикой плавания во льдах. Совершенно определённо, что когда в северной Ладоге ещё будет лёд, в южной части Ладоги ледовое покрытие уже размягчится до такой степени, что противник сможет осуществлять там перевозки при помощи судов, способных двигаться во льдах. На это указывают также получаемые сведения об ускорении ремонтных работ на этих судах и приведение их в рабочее состояние. Здесь надо обратить внимание, что работы по ремонту судов всю зиму находились под строжайшим контролем при одновременном поддержании полной готовности кораблей к отражению атак с воздуха. У противника в южной Ладоге по меньшей мере 100 кораблей, не считая барж и аналогичных судов, более подробные сведения о которых приводятся в приложении 1. В Ладожскую флотилию русских входят два дивизиона канонерских лодок (1-й и 2-й дивизионы КЛ), группа сторожевых кораблей (СКР), 6-й дивизион тральщиков, в котором три группы тральщиков, плавбаза "Комсомолец", катера МО, которых известно по меньшей мере два десятка.

Вдобавок к этому имеется специально вооруженная транспортная флотилия, буксиры, 3 подразделения учебных судов и 4 подразделения гидрографических. Флагманом Ладожской флотилии является миноносец класса S "Пурга". Из этих кораблей по крайней мере канонерские лодки, которых определённо 8 штук, а также с гарантией большая часть буксиров, которых не менее 17 штук, способны ходить во льдах. Канонерские лодки и буксиры могут уверенно ломать твёрдый прозрачный лёд толщиной 15-20 см, однако когда он слабый, то и значительно более толстый.

Противник может для операций перевозить по железной дороге на специальных платформах лёгкие суда (мелкие целиком, а крупные разобранными на части) с Финского залива на Ладогу и наоборот, используя для этого в первую очередь железную дорогу Ленинград - Морье. С Ладоги лёгкие суда по рекам, каналам и железным дорогам можно перевезти и далее вплоть до Каспийского моря. Техническое обеспечение Ладожской флотилии может осуществляться по железной дороге из Ленинграда.

Если эту многочисленую и обладающую транспортными возможностями флотилию не удастся ликвидировать в период льда, тогда после схода льда возможности снабжения противника значительно улучшатся, так как он сможет использовать её для своих перевозок. Противник по-прежнему сможет использовать свои канонерские лодки и прочие корабли для активных боевых действий у нашего побережья.

Наши возможности

Оборона Ладоги состоит главным образом из расположенной на побережье и островах артиллерии, основу которой составляют орудия калибра 120-150 мм. Мобильные военно-морские силы ничтожны по причине небольшого числа судов. У Ладожской береговой бригады совершенно отсутствуют пригодные для ведения наступательных действий корабли и авиация.

В период распутицы, когда у противника так или иначе ограничены транспортные возможности во льдах и когда корабли вынуждены двигаться по фарватерам, будет иметься благоприятная возможность атаковать их с воздуха и попытаться уничтожить. Если период распутицы растянется надолго и движению кораблей противника в это время смогут воспрепятствовать, это сможет ускорить разрешение Питерского котла.

Надо также полагать, что с помощью "Штук" будут уничтожены корабли русских, стоящие во льдах в портах Новой Ладоги, Морья и Осиновца. При этом однако следует принять во внимание, что зимующие корабли находятся в полной боевой готовности к налётам авиации и что в перечисленных портах организована также противовоздушная оборона с берега.

О нападении силами флота на флот противника в период открытой воды можно будет говорить только в том случае, если на Ладогу будут получены подходящие для данной цели корабли. Подобные корабли следовало бы перевезти из других мест, главным образом по железной дороге. Корабли в северную Ладогу можно перевезти по железной дороге в следующие порты : Сортавала, Лахденпохья, Кякисалми, Ляскеля и Питкяранта.

В портах не имеется штатных средств выгрузки кораблей, но в случае необходимости соответствующие средства быстро и легко будут в строящихся. В любом случае по железной дороге можно перевезти суда, размеры которых не превышают следующих значений :

Длина : макс. длина около 40 м
Ширина : макс. ширина по дну вагона-4 м, на высоте 2,5 м от дна-4 м, на высоте 4,2 м от дна-2 м
Вес : макс. вес 50 тонн

Как явствует из ранее сказанного, на Ладогу можно перевезти только небольшие суда. В первую очередь речь идёт только о торпедных катерах а также ограниченных указанными выше размерами частях судов, которые можно разобрать и быстро собрать.

На Ладоге в начале лета на поверхности зачастую преобладает туман, а также слабоветренная погода и малое расстояние от наших баз до баз противника и его коммуникаций благоприятствуют использованию торпедных катеров. Для набеговых действий торпедных катеров в южной Ладоге удобно будет использовать на западном побережье Ладоги : Кивисалми, бухту Кякисалми, Сортанлахти и бухту Саунаниеми.

На восточном побережье имеются следующие базы : причал Пёлля, устье Вителенйоки [Видлица], устье Алавойсенйоки [Олонка], залив Онтроиланлахти [Андрусовская бухта].

Предлагаемые места выгрузки торпедных катеров и базы приводятся в приложении №2.

Если с Питерским котлом не получится разобраться до открытой воды, было бы крайне необходимо, чтобы на Ладогу были получены торпедные катера, которые могли бы препятствовать движению судов между Новой Ладогой и Осиновцом или Морье. Весьма вероятно, что их деятельность будет довольно результативной. По этой причине получение подобных катеров на Ладогу было бы очень желательно.

Погодные условия на Ладоге

Этой зимой лёд покрыл целиком всю Ладогу и толщина его значительно больше чем в обычные зимы - 50-70 см. В связи с этим следует ожидать, что сход льда на Ладоге произойдёт значительно позднее, чем в ином случае. Обычно сплошное ледовое покрытие на Ладоге наблюдается до середины апреля, когда лёд в южной части Ладоги начинает таять. В шхерах северной Ладоги лёд начинает исчезать в первых числах мая и спустя неделю льда уже нет. Последние льды пропадают в Ладоге в среднем 23 мая.

По погодным условиям следует отметить, что после схода льда весной и в начале лета на поверхности Ладоги часто преобладают низкие туманы, поднимающиеся от поверхности воды не более 10 метров. Весной и в начале лета преобладает слабоветренная погода.


Источник : http://digi.narc.fi
Перевод С.Б.