Финские шпионы на итальянском катере. Неизвестная война на Ладожском озере

Инга Дроздова
Источник : газета «Петербургская Неделя», 8 сентября 2008 г

Блокада длилась два с половиной года, 900 страшных дней и ночей. И все это время враг засылал в Ленинград шпионов и провокаторов, которые должны были не просто собирать информацию, но и насаждать панику и неуверенность среди жителей осажденного города.

В 1942 году в занятом финскими войсками Петрозаводске была создана разведшкола для подготовки шпионов и диверсантов. Кадры отбирали в основном из числа советских военнопленных. Подготовительный курс занимал два месяца, после этого разведчики перебрасывались на территорию СССР, в охваченный кольцом блокады Ленинград.

— Обычно их переправляли на самолетах, реже — водным или сухопутным путем, — рассказывает историк, начальник архива Управления ФСБ по Петербургу и Ленобласти Станислав Бернев. — Большинство заброшенных через линию фронта шпионов и диверсантов удавалось обезвредить при активном участии органов НКВД. Некоторые разведчики, засланные из Петрозаводска, сами являлись с повинной, о чем свидетельствуют многочисленные тома уголовных дел, хранящихся в нашем архиве.

Разведчиков задержали на берегу

Вот одно из таких дел : на пожелтевших от времени страницах фигурируют две фамилии - Каневский и Анкудович. Оба - бойцы Красной Армии, попавшие в плен. Летом 1942 года прошли подготовку в финской разведшколе на территории Петрозаводска. По окончании были переброшены через Ладожское озеро в район Ленинграда. К месту высадки разведчиков доставили на быстроходном катере. Но поставленную финским командованием задачу Каневский и Анкудович выполнить не смогли. После высадки прямо на берегу озера они были задержаны красноармейцами и доставлены в штаб.

16 августа 1942 года финский разведчик Каневский давал показания: «Из Петрозаводска поездом мы выехали 11 августа в 19 ч. 30 м. В Сортавалу прибыли на следующий день, в 9 утра. На перроне нас встретил офицер финской разведки. Мы сели в машину, проехали несколько постов и застав, прибыли на Саунсари. Остановились в небольшом домике, находящемся в 200 метрах от берега Ладожского озера, где жили с 12 до 14 августа».

Дальнейшие перемещения разведчиков также установлены. Вечером 14 августа Каневского и Анкудовича посадили в машину и отвезли в район Саунсари, на берег Ладожского озера. В домике, из окон которого виднелась дамба и стоящий на ней маяк, шпионы переоделись в форму лейтенантов Красной Армии. Затем оба сели в лодку с финскими моряками и за полчаса добрались до стоящего в открытых водах катера. Каневский описал его так: «Торпедный катер был серого цвета, примерно 12 метров в длину и 3 метра в ширину, имел две мачты и антенну. На вооружении имел две торпеды и орудие. Команда катера состояла из 8 или 9 человек. Один был в белом брезентовом комбинезоне, остальные — в брезентовых дождевиках и морских брюках. На головах - черные кожаные шлемы».

«Все время была какая-то паника»

На катере Каневский и Анкудович провели пять часов. Наконец кто-то из команды сообщил, что советский берег близко, и велел готовиться к высадке. «Нас должны были высадить в 4 километрах от берега, а высадили в 12-ти. Все получилось страшно глупо, вокруг было бурное море, ничего не видно. При высадке набралась полная лодка воды. Радиостанция промокла и испортилась, — рассказывал на допросах финский разведчик. — Еще в лодку накидали камней — потом ее нужно было утопить. Мы оказались по пояс в воде. Люди на катере старались побыстрее от нас отделаться, все время была какая-то паника. Мы не успели даже сориентироваться. Когда катер уже отошел, я крикнул: «Дайте рум!» Было слышно, что командир что-то крикнул в ответ на своем языке. И с борта мне сообщили по-русски: «245». Если бы я не спросил рум, мы пошли бы в обратную сторону». Похожие показания дал и другой шпион - Анкудович. На допросе 17 августа 42-го он сообщил :

«Они не говорили по-фински»

— Среди прочего разведчики сообщили факт, весьма заинтересовавший и даже удививший следователя. Оказалось, что катер, на котором шпионов везли через Ладогу, не финский, а итальянский, — говорит Станислав Бернев. — Эпизод малоизвестный, но корабли гитлеровских союзников действительно воевали на Ладоге. Впрочем, и в 1942 году об этом знали немногие. В материалах уголовного дела сохранился следующий диалог:
Следователь: «Вы говорили до этого, что моряки были финны?»
Анкудович: «Финны были на моторной лодке, а когда нас пересадили на торпедный катер, то там были испанцы».
Следователь: «Откуда вы сделали заключение, что они испанцы?»
Анкудович: «По внешнему виду. И еще: они не говорили по-фински».
Следователь: «А может быть это шведы?»
Анкудович: «Не думаю, внешний вид похож именно на испанцев. Они были все смуглые, черноволосые...»

— Прочитав показания финских разведчиков, нельзя с уверенностью сказать, кто были моряки — испанцы или итальянцы. Уточнить этот вопрос помогут архивные материалы, — говорит Бернев. — Передо мной страница из нацистской газеты «Правда», которая издавалась в Риге и распространялась на оккупированной территории Ленобласти. В статье «Маршал Маннергейм у итальянских моряков» читаем: «Во время инспекционной поездки маршал посетил базу итальянских быстроходных катеров. Эти катера действуют на Ладоге и уже успели потопить 3 советских канонерки, 1 миноносец и ряд торговых судов. Маршал Маннергейм выразил командиру итальянской флотилии фрегат-капитану Биацинни благодарность за проявленное геройство и достигнутые успехи».

Корабли везли на поездах

— Возникает вопрос: откуда итальянские корабли появились на Ладоге, которая располагается в нескольких тысячах километрв к северо-востоку от Италии? — продолжает Бернев. — Ответ на него дал заместитель командующего Краснознаменной Ладожской флотилии Зиновий Григорьевич Русаков. В своих воспоминаниях он пишет: «Нацистское командование в 1942 году стремилось сорвать перевозки в блокадный Ленинград по Ладоге. Только авиацией это выполнить не удавалось, и немцы стали создавать на Ладожском озере военно-морские силы <... > Военно-морские силы Италии выделили для Ладожской флотилии <... > отряд малых торпедных катеров под командованием капитана 3-го ранга Бьянкини. Транспортная автоколонна с катерами на спецплатформах, тщательно замаскированная, пре/эдолела путь длиной в 3105 км от порта Специи до бухты Владимирская на Ладожском озере. Ее путь проходил через туннели Бренерского перевала в Альпах, через Берлин до порта Штеттин на Балтике, затем морем до Хельсинки». Непосредственно на Ладожское озеро корабли подвозили по железной дороге. Таким образом, к месту назначения итальянская флотилия прибыла 22 июня 1942 года. Спустя месяц отряд начал боевые действия на Ладоге.
— Примечательно, что первое столкновение итальянцев с советскими моряками произошло именно в ночь с 14 на 15 августа, после того как итальянцы высадили вблизи советского берега шпионов, уже упомянутых выше, — Каневского и Анкудовича. Тогда вражескому катеру удалось уйти, — рассказывает историк. — Боевые стычки между итальянскими и советскими кораблями происходили в течение всего 1942 года. Но они не принесли немецко-фашистскому командованию желаемых результатов. Моряки Ладожской военной флотилии своевременно и умело отбивали атаки итальянских катеров. Гитлеровцы не смогли завладеть Ладогой и окончательно отрезать Ленинград от поставок оружия и продовольствия.