На воду

К концу лета 2000 года яхта была готова на 99% и можно было бы, приложив усилия и с массой недоделок (релинги, иллюминаторы, погоны и т.п. ) к концу сентября ее все же спустить на воду. Но только осень - не лучшее время на Ладоге для занятий парусом, нем более для начинающих. Спешка в таком серьезном деле ни к чему и за зиму-весну я не спеша все закончил, оставив на лето только сборочные и отделочные работы.





Июнь оказался дождливый и все отделочные работы сместилась на июль. В очередной раз неприятностей доставил колодец, заставив повозиться с ним дней десять. Я в 1998 был так озабочен его водотечностью по стыку с килем, что не пожалел смолы и стеклоткани по периметру щели. В результате щель сузилась заметно менее 25 мм (толщина шверта в месте накладок для крепления троса), шверт на место не встал и пришлось в потолочном положении в противогазе и закрывающей одежде на жаре несколько дней растачивать в этом месте щель и покрывать ее опять смолой.

Лето обещало дальше быть сухим и я не стал возводить никаких тентов. И был за это наказан. Покрасив однажды вечером палубу эпоксидной эмалью, наутро я ее там не обнаружил - ночью прошел дождь и эмаль смыло подобно акварели. Пришлось прерваться и освоить швейную машинку. Дня за три я пошил вполне приличный тент с люверсами по краям и далее непогода меня не беспокоила.



Сборочные работы прошли гладко, вот только мачту мне одному поставить оказалось не по силам. Со всем такелажем ее вес едва ли не удвоился ("голая" мачта по проекту весит 30 с небольшим кг). И как я ни ухитрялся, помощь звать все же пришлось. Приятной неожиданностью стало, что все тросы оказались правильно рассчитанной длины. Но и вдвоем подьем и опускание представлял экстремальное мероприятие. Я много после этого думал над приспособлениями и в результате уже осенью опускал ее на воде один и все последующие годы подъём и опускание мачты производились без привлечения помощи со стороны.





Затем был большой сюрприз от подвесного мотора "Ветерок", борьба с которым отняла едва ли не две недели июля. Реально это был полуфабрикат, набор "сделай сам". Я приобрел его в магазине в 1998 году и предъявлять претензии продавцу по истечении такого срока не имело смысла. Тем более что в паспорте мотора значился 1991-й год и на первой же странице фраза "Мотор прошел госприемку" была многозначительно перечёркнута. Я приглашал закомых специалистов из авторемонта и в конце концов его всё-таки смогли завести. Далее пришлось самому разбираться и в этой темной для меня области. Разбирательство показало, что а) поверхность головки блока цилиндров отфрезерована настолько грубо, что в цилиндры, минуя прокладку, поступает вода, б) в ней же имеется трещина, через которую вода из контура охлаждения фонтанирует наружу, в) неисправен один высоковольтный трансформатор, г) острие иглы клапана в карбюраторе загнуто крючком, д) в редуктор поступает вода и замена сальника горизонтального вала ничего не дает. Более того, уже зимой я разобрал дейдвуд и обнаружил вертикальный вал скрученным в месте соединения с коленвалом и две отломившиеся лопасти крыльчатки помпы. Подшипник под помпой оказался рыжим от ржавчины. В дальнейшем (при установке удлинённого дейдвуда и вала) также оказалось, что шлицевое отверстие под вертикальный вал в коленчатом валу сделано под углом к оси, из-за чего при установке и фиксации головы двигателя на дейдвуд вертикальный вал изгибается дугой.

Таким образом, благодаря ульяновским моторостроителям я узнал устройство двигателя внутреннего сгорания, хотя в той ситуации в их адрес прозвучало немало грубых слов.





И вот, в первых числах августа 2001 года яхта была спущена на воду и далее мы с семейной "командой " приступили к почти ежедневным выходам в Ладогу и освоению паруса. Ходили мы до первого снега с дождём. Яхта оказалась просто отличная. При фактическом отсутствии опыта управления яхтой и довольно приличных осенних ветрах у нас не было с ней какого-либо "экстрима". Остойчивость оказалось просто невероятной и для "семейной" лодки это очень немаловажный фактор. Отсутствие балластного фальшкиля позволяет подходить к любому берегу без опасения. Конечно, сказывался мизерный опыт управления парусами, но это восполнимо. И вообще, это уже другая история...

Этапы