Породы древесины , применяемые при постройке судов из древесины .
(в сокращении)

Источник : Cold-moulded and strip-planked wood boatbuilding .1996
Автор : Ian Nicholson
Перевод С.Б.

 

Туя
Английское название : Western Red Cedar
Латинское название : Thuja plicicata
Плотность 370 кг/куб.м

Принимая во внимание , насколько легка древесина туи при ее прочности , как мало она меняет размеры при сушке , как легко обрабатывается и является долговечной , просто удивительно , что она до сих пор не применяется широко . Возможно , причиной этому является то , что это дерево растет на северо-западе тихоокеанского побережья , в Орегоне и Британской Колумбии и для европейских покупателей оно окажется дороговато по цене .
Но если она имеется в наличии , очень верно будет ею воспользоваться - возможно , не для основных конструктивных элементов , а для второстепенных . По причине своего малого веса она применяется для гоночных яхт и в верхней части корпуса .
Хотя под лаком она смотрится и не очень , краску она держит достаточно хорошо . В контакте со стальными элементами в присутствии влаги образуются темные следы . Древесина обладает всеми свойствами сосны - прямослойная , легко колется топором , сравнительно мягкая и с добрым нравом , что позволяет при некотором опыте придавать ей нужную форму и отделку , не встречая при этом сопротивления .

Габун (Окуме)
Английское название : Gaboon (Okoume)
Латинское название : Aucoumea klaineana
Плотность 400 кг/куб.м

Древесина габун имеет желто-коричневый цвет и во многих отношениях похожа на махогани , хотя и относится к другому семейству . Часто она стоит очень дешево и состоит в почете на фирмах , выпускающих серийно недорогие лодки , т.к. легко обрабатывается и отделывается . Качество древесины ниже среднего , она слишком подвержена гнили и не отличается прочностью . Однако , если принимать во внимание вес , ее можно считать достаточно прочной , что и объясняет применение древесины габун для внутренних слоев ламинированной диагональной обшивки и в производстве разных видов фанеры .
Клеится и окрашивается хорошо , но будучи обнаруженной под лаком во внутренней отделке , вызывает чувство разочарования и дает понять , что постройка была стеснена в финансах и никто даже не пытается скрыть этот факт . Иногда габун встречается и снаружи , но это по ошибке - его стойкость к гнили крайне незначительна .

Африканский махогани (Кайя)
Английское название : African Mahogany (Khaya)
Латинское название : Khaya ivorensis
Плотность 560 кг/куб.м

По причине своей доступности африканский махогани находит широкое применение в малом судостроении . У него сравнительно невысокая стоимость , обычно нет сучков и прочих дефектов , пиломатериалы имеют достаточную длину и ширину и хороший внешний вид . Цвет древесины - от темно-красного до коричнево-розового с более светлой заболонью по краям . Заболонь имеет желтовато-коричневый цвет , часто с прожилками и использоваться не должна , хотя среди досок она часто встречается .
Древесина не очень прочная , нередко имеются отлупы и зигзагообразные трещины в поперечном направлении , которые сложно обнаружить из-за зачастую их малых размеров . Однако любые поперечные трещины означают , что имеет место полный разрыв волокон и вся прочность утеряна , почему они очень опасны . К счастью , это редко случается в большом количестве .
Про древесину махогани пишут , что она устойчива к гнили , но на мой взгляд это не совсем так . Если ее оставить незащищенной перед атмосферными воздействиями , то довольно скоро она чернеет и становится мягкой , особенно там , где может застояться вода в узких щелях вроде обедненного клеевого шва или под кромкой лака . Такое почернение , будучи сродни ржавчине , заблаговременно ясно дает понять , что у вас намечаются проблемы . Одна из отрицательных сторон африканского махогани состоит в том , что его древесина плохо поддается обработке антисептиками .
Древесина имеет умеренную склонность к короблению и хорошо клеится . Она хорошо держит крепеж и обычно без труда обрабатывается . Мне не раз приходилось читать в публикациях проклятья в ее адрес из-за наличия свилеватостей , но на мой взгляд в этом отношении она доставляет куда меньше неприятностей , нежели многие другие   тропические лиственные породы .
Возможно , не мешает сказать , что в период с 1945 по 1965 год не было другой такой древесины , которая сравнилась бы с африканским махогани по широте применения в судостроении . Эта древесина также использовалась с 1950 года для строительства минных тральщиков Королевских ВМС . Возможно , факт применения махогани для строительства военных кораблей и не является аргументом , а причина повального его применения в малых судах того времени состоит лишь в том , что это дерево просто было дешево , удобно и легко позволяло нарезать шпон . Однако за последние лет десять наметился явный уход от него .

Гондурасский махогани
Английское название : Honduras Mahogany
Латинское название : Swietenia macrophylla
Плотность 540 кг/куб.м

Эта древесина более высокого качества , чем африканский махогани . Она более устойчива к гнили , легче обрабатывается и в той же степени это относится к крепежу и склеиванию . Она хорошо держит краску и явно заслуживает того , чтобы ее покрыли лаком . Это некая универсальная судостроительная древесина , пригодная практически для всего - от обшивки и киля до декоративных накладок . Однако она не настолько прочна , тверда и долговечна и будучи идеальным материалом для конструкции киля , во многих других случаях лучше служит под палубой , чем на ней .
Цвет древесины немного светлее , чем у африканского махогани и может быть бледно-розовым с кремовым оттенком , также встречается светло-коричневый с большой желтизной . Как и у многих других пород , ее качество сложно оценить , пока поверхность не обработана рубанком .

Дуб европейский
Английское название : European Oak
Латинское название : Quercus spp.
Плотность 740 кг/куб.м

Дуб во все времена был судостроительной древесиной , особенно в Европе , еще он пользовался спросом и у мебельщиков . Как результат , дубовые леса уничтожались на протяжении столетий , особенно во времена войн . Постепенно дефицит хорошей древесины нарастал и сегодня ее нехватка ощущается особенно остро - из разных источников поступают сообщения , что максимальная длина бездефектных пиломатериалов этого превосходного дерева не превышает и двух метров . У дуба удивительно прочная древесина , но эта прочность достигается , как и у многих других пород , его медленным ростом . Поэтому еще на многие поколения вперед ситуация с дубом не улучшится . Положительные изменения возможны только при условии многих лет грамотной лесопосадки (что возможно) одновременно с ощутимыми налогами и регулированием (что маловероятно).
Древесина дуба устойчива к гнили и когда портится , то обычно чернеет , что является признаком начала процесса . Гниль в дубе распространяется меньшими темпами , нежели во многих других породах , даже в сильно запущенных случаях . Немного даже удивительно , насколько популярен дуб при изготовлении килей и шпангоутов . Он хорошо обрабатывается , но по причине своей плотной древесины требует значительных усилий при работе ручным инструментом . Перед установкой крепежа обязательно требуется сверление отверстий - шурупы в дубе ломаются очень легко . Там , где дуб вступает в контакт с железом (сталью) , происходит его почернение в результате реакции с содержащейся в древесине кислотой . Как показывает практика , на самом деле последствия такой "атаки" не настолько серьезны , однако крепеж должен быть солидного размера и  перед завинчиванием по крайней мере покрыт густой смазкой . Для гнутых шпангоутов дуб является стандартом древесины . Единственный его конкурент в этой области - горный вяз , который в прошлом стоил дороже , обрабатывался хуже и загнивал быстрее , занимая далекое по качеству второе место .

Ситкинская ель
Английское название : Sitka Spruce
Латинское название : Picea sitchensis
Плотность 430 кг/куб.м

Многие годы это дерево пользовалось почетом у судостроителей . У него необычайно высокое отношение прочности к весу и в прошлом оно даже имело название "авиационная ель" . Однако две мировые войны уничтожили эти леса на всех континентах и сегодня хорошую ситкинскую ель найти сложно . В семидесятые годы в Великобритании доходило до того , что верфям приходилось целыми днями рыскать по всей стране , чтобы найти хотя бы малую партию . Одной из причин , почему алюминеевые мачты вошли в обиход , является и дефицит этой древесины . Из-за своего качества и редкости ситкинская ель диктует более высокие цены , чем прочая хвойная древесина и обычно ее можно обнаружить на дорогих судах высокого уровня .
Принимая во внимание малый вес и плотность , древесина ситкинской ели обладает массой ценных качеств. Она хорошо держит крепеж , обычно не содержит дефектов и очень легко обрабатывается . Цвет ее практически белый с серебристым оттенком без заметных следов текстуры , иногда присутствует розоватый тон . Помимо мачт , ситкинская ель применяется для изготовления бимсов , особенно с целью снизить вес верхней части корпуса , а также для стрингеров , шпангоутов , шельфов и подобных элементов легких быстроходных лодок .

Тик
Английское название : Teak
Латинское название : Tectona grandis
Плотность 720 кг/куб.м

С тиком ничто не может сравниться : он находится над всеми прочими породами древесины и имеет так мало недостатков , помимо своей цены и способности тупить инструмент , что любой строящий лодку испытывает соблазн использовать его в конструкции повсеместно . Вероятно , главной причиной , по которой эту древесину не применяют повально для всего на дорогих лодках , является ее вес . Однако если посмотреть на цифры , то становится ясно , что это на самом деле слабый аргумент . Тик весит примерно на 20 процентов больше основной массы хвойных пород , что на практике означает , что вес готовой лодки будет выше на 2-4 процента , т.к. большое количество элементов выполнено из металла . Если же поставлена цель снизить вес , тогда стоит уменьшить количество металла или поменять дерево , пластик и прочие материалы , насверлить множество отверстий для облегчения и т.п.
Тик имеет золотисто-коричневую окраску , будучи свежесрубленным , но на свету темнеет . Если его не покрыть лаком , на открытом воздухе он принимает серебристо-серый цвет . Тик можно ничем не защищать и не покрывать , что в частности и объясняет его популярность . Его необходимо раз в полгода покрывать тунговым маслом , однако он может выдержать и более длительные сроки без какой-либо обработки . Именно такая его долговечность и делает его идеальным материалом для применения снаружи корпуса - на палубе и для декоративных накладок , как впрочем и для подводной части . Масло , содержащееся в древесине , является антисептиком и останавливает гниль . Однако такая маслянистая поверхность не годится для склеивания , поэтому перед этим поверхность необходимо обезжиривать ; помогает этому также нагрев до 18-21 С . Но поскольку любое склеивание необходимо производить в тепле , тик в этом отношении не представляет особой трудности. Помимо его свойства тупить инструмент , тик неплохо обрабатывается , хорошо держит крепеж , имеет относительно немного сучков и пятен . Становится все труднее найти пиломатериалы большой длины