Азбука настройки парусов : Стаксель и генуя

Автор : Дэвид Дэлленбах
Источник : журнал Sailing World (хотя статья найдена на Northsail.com)
Перевод С.Б.

Месяц назад мы обсуждали основы настройки грота . Я начал разговор именно с грота , потому что он есть на любой яхте и его размеры у многих яхт больше чем у переднего паруса . К тому же это единственный хорошо видный мне , как рулевому , парус . Но это отнюдь не означает , что стаксель или генуя заслуживают меньшего внимания при настройке . Скорее всего , верным окажется как раз обратное . Дело в том , что стаксель работает в безупречно чистом воздушном потоке впереди грота и на практике обеспечивает бОльшую долю тяги для яхты , нежели грот . На стаксель не оказывает отрицательное воздействие завихренный мачтой воздушный поток и он работает в условиях воздушного подпора , создаваемого обтеканием грота . Именно по этим причинам перед каждой гонкой , находясь на месте шкотового , я уделяю некоторое время на проверку формы и скоростных характеристик стакселя . Вот некоторые из моих соображений по поводу настройки стакселя .

Основы .

A. Как и у грота , у стакселя тоже есть два важных параметра его формы - величина пуза и его расположение его максимума . Величина пуза имеет отношение к общей полноте паруса , а его положение говорит о расстоянии максимума от передней шкаторины .

B. Генуя , как правило , полнее грота и имеет максимум пуза смещенным вперед - 40-45% вместо 45-50% . Основной способ воздействия на полноту генуи - изменить прогиб штага . Положение пуза меняется путем натяжения передней шкаторины (как правило , при помощи стаксель-фала) .

C. Как правило , при слабом ветре генуя должна быть полной , а сильном - плоской . Пузо следует сдвинуть вперед , если вам предстоит плавание на волнении или требуется хорошее ускорение (при лавировке). Для повышения крутизны пузо должно быть сдвинуто назад .

D. Перед выходом закрепите вдоль передней шкаторины колдунчики (в 15-30 см от ликтроса) . Я предпочитаю крепить зеленую нить по правому борту и красную - по левому. Зеленую надо закрепить несколько ниже красной , чтобы легче было их различать . Не крепите их рядом со стыками полотнищ , за которые они могут зацепиться.

E. Чтобы запомнить и впоследствии повторить хорошую настройку , делайте какие-либо пометки. Пронумеруйте отверстия на погоне кип стаксель-шкотов. В районе кончиков краспиц нанесите метки , чтобы можно было оценить положение задней шкаторины. Откалибруйте натяжение стаксель-фала . На больших яхтах на шкотовом углу каждого паруса надпишите его название , положение кипы и максимальную скорость ветра .

F. Для управления яхтой пользуйтесь стаксель-шкотами (в комбинации с гика-шкотом) . Если требуется привестись , потравите стаксель-шкот . Тем самым уменьшается давление ветра на стаксель и нос легко поворачивает на ветер. И наоборот , выбирание стаксель-шкотов облегчает уваливание яхты под ветер .

G. Хороший пример управления при помощи генуи можно продемонстрировать при плавании на большой яхте в лавировку . Когда тяга увеличивается , подветренный колдунчик демонстрирует срыв потока и шкотовый может , молниеносно отреагировав на это , потравить шкот и заставить колдунчик вновь развеваться горизонтально . Это не только помогает рулевому держать круче , но и положительно влияет на скорость .

H. Держите при себе записную книжку , куда записывайте все о поведении переднего паруса . Вот некоторые параметры , на которые надо обращать внимание : скорость ветра , оптимальное положение кип , оптимальное расстояние от краспиц , натяжение стаксель-фала и т.п.

I. Чтобы паруса дольше сохраняли свою гоночную форму , о них надо заботиться. Нельзя пользоваться генуей , у которой не нашито накладок в местах трения о краспицы . Чаще полоскайте парус в пресной воде и защищайте его от воздействия солнечных лучей . Храните паруса так , чтобы на них не образовывались складки (при возможности - свернутыми в рулон) и как можно меньше позволяйте им заполаскивать .

Острые курсы

J. Найдите такое положение кипы стаксель-шкота , чтобы колдунчики вдоль передней шкаторины вели себя одинаково . Например , если верхний (наветренный) колдунчик начинает дергаться первым , это означает , что кипу надо сдвинуть вперед . Исключением является ситуация , когда яхта перегружена парусами и кипу следует сдвинуть назад , чтобы разгрузить парус .

K. Положение кип стаксель-шкотов должно быть таким , чтобы угол составлял 8-11 градусов . На некоторых монотипах (например , FS) и больших яхтах (старых проектов , у которых погон находится вдоль леерного ограждения) кипы вынесены слишком далеко к борту и из соображений скорости шкотовый угол следует немного сдвинуть на ветер . В других ситуациях , как при уже упоминавшейся перегруженности парусами , для снижения нагрузок шкотовый угол следует оттянуть ближе к борту (или сдвинуть туда кипу , если это возможно) .

L. Если рулевой ориентируется по колдунчикам вдоль передней шкаторины стакселя , то следить надо за теми , что находятся посредине . Их , конечно , хуже видно , но они дают более верную информацию о парусе в целом , нежели колдунчики в районе галсового угла .

M. Колдунчики являются хорошим индикатором диапазона лавировочного угла . При движении острым курсом наветренные колдунчики должны слегка подниматься (от горизонтального положения) . На спокойной воде и силе ветра от средней до сильной можно идти с колдунчиками , находящимися почти вертикально . Если требуется максимальная скорость , а крутизна не имеет значения , колдунчики должны развеваться горизонтально .

N. Если сложно поймать этот диапазон , измените профиль паруса и сдвиньте пузо вперед , чтобы в передней части он стал более округлым - яхта при этом станет легче в управлении .

O. Отрегулируйте натяжение ткани паруса (обычно при помощи стаксель-фала) до момента появления складок вдоль передней шкаторины . Если парус старый , то для смещения пуза вперед натяжение будет больше . Обтяните тросы внутри задней и нижней шкаторин , чтобы по задней шкаторине не было заполаскивания .

P. В большинстве ситуаций стаксель-шкот должен быть выбран настолько , чтобы профиль задней шкаторины соответствовал профилю в наиболее полной части грота . Если стаксель имеет латы , шкот следует выбрать настолько , чтобы верхняя лата была параллельна ДП. Чтобы это было заметнее , имеет смысл приклеить на нее с обеих сторон ленту темного цвета .

Q. Для настройки стакселя есть и другие ориентиры . На монотипах (когда в гонке зачастую сложно увидеть , что происходит в верхней части стакселя) , обратите внимание на положение и профиль нижней шкаторины при максимальной скорости . На больших яхтах хорошим ориентиром является расстояние от генуи до верхней краспицы. У некоторых монотипов для этих целей имеется прозрачное окно у передней шкаторины грота .

R. Если вы чувствуете , что при данных настройках скорость максимальна , наклейте кусок скотча или сделайте пометку маркером на шкоте перед самым блоком . Это поможет шкотовому и рулевому быстрее сориентироваться в время гонки .

S. Шкот должен быть выбран одинаково на обоих галсах , за исключением условий гонки , когда направление ветра и волнения не совпадают . При этом придется на одном галсе ставить на максимум тяги , а на другом - на максимум крутизны. При этом часто от галса к галсу меняют положение кипы и натяжение шкота .

T. При изменении направления и скорости ветра шкотовый должен менять натяжение стаксель-шкота . О всех своих действиях он обязан информировать рулевого .

U. При перемене галса многие экипажи отпускают стаксель-шкот слишком рано . Удерживайте его до того момента , пока яхта не встанет почти в положение левентик . На некоторых яхтах на практике для облегчения перехода на другой галс помогает немного вынести стаксель на ветер . Если у вас большая генуя , отдайте шкот настолько , чтобы шкотовый угол ушел за ванты . Придя в положение левентик , шкот можно отдать полностью .

Попутные курсы

V. Техника работы со стакселем имеет большое значение при постановке любого спинакера. В слабый ветер убирайте стаксель как можно раньше (еще до полного выбирания спинакер-фала) . В сильный ветер не спешите его убирать .

W. При использовании стакселя на курсах бакштаг и фордевинд ослабьте натяжение передней шкаторины и переместите кипу как можно ближе к борту . (На небольшой яхте экипаж может даже вынести шкот за пределы погона ) .

X. Если вы несете стаксель под спинакером , шкоты лучше держать растравлеными , нежели перебранными . Следите , чтобы наветренные колдунчики все время поднимались и чтобы кто-либо всегда был наготове отдать стаксель-шкот , если спинакер вдруг начнет подавать признаки непостоянства .

Y. Идеальными условиями для применения стакселя являются отсутствие волнения , умеренный ветер и курс галфвинд . Если вы сомневаетесь в его необходимости , то лучше его и не ставить .

Z. На курсе фордевинд , если вы не несете спинакера , можно воспользоваться и вынесением шкотового угла паруса на ветер , если такой способ не запрещен правилами класса или гонок . Это можно сделать при помощи спинакер-гика , вынеся шкотовый угол как можно дальше и увеличив площадь проекции ветра на парус . Не забудьте и об оттяжке вниз , чтобы уменьшить закрутку паруса .

Добиться максимальных скоростных показателей от стакселя - это искусство и оно требует от шкотового такого же мастерства , как и от любого другого члена экипажа гоночной яхты . Я сам немного времени провел на стаксель-шкотах , но настоятельно рекомендую это всем яхтсменам , включая рулевых и тактиков . После того обзора , что открывается с места шкотового , вам станет куда понятнее то , что происходит по ту сторону грота .

Из журнала Sailing World .