Основные сведения о фанере

Оригинал : Plywood basics , журнал EpoxyWorks №18 , 2001 
Автор : J.R.Watson
Перевод С.Б. (Тексты стандартов у оригинала отсутствуют)

Поскольку в нашем журнале довольно большое число проектов подразумевают применение фанеры , нам показалось нелишним коротко обсудить ее типы и способы постройки , для которых она более всего подходит . Нетрудно понять , почему все так любят фанеру и выбирают именно ее для своих проектов : она общедоступна , продается удобными листами (обычно 4 х 8 футов) , имеет сравнительно небольшой вес для своей прочности и жесткости и является наиболее выгодным материалом при сравнении с ценами многих других листовых композитных материалов. Однако фанера имеет и свои слабые стороны . Она накладывает ограничения на форму корпуса , т.к. не может гнуться в двух направлениях сразу . К тому же по всем своим кромкам фанера имеет открытые торцевые срезы слоев шпона , что делает ее подверженной впитыванию влаги с дальнейшим разрушением . Поэтому несмотря на большое количество удачных проектов с использованием фанеры важно не забывать и об этих важных моментах.

Типы фанеры

Фанера подразделяется на типы в зависимости от качества шпона , размера и количества допустимых пустот и заплаток . Наиболее часто встречаются сорта А , В , С . Чтобы быть пригодной для судостроения , фанера должна быть изготовлена на водостойкой смоле и иметь маркировку EXT (наружная) или Marine (морская) .

Как правило , для строительства лодок рекомендуется использовать морскую фанеру , поскольку ее делают из древесины лучшего качества , с меньшим количеством пустот и заплаток . Внутренние слои также имеют более высокое качество – не ниже В . Вследствие этого морская фанера лучше держит форму , менее склонна к растрескиванию наружных слоев , а ее прочность и жесткость выше чем у аналогичной фанеры для наружного применения . Если оценить стоимость фанеры по отношению к стоимости постройки в целом , цена морской фанеры себя оправдывает . И хотя фанера типа A/C EXT и может применяться для строительства недорогих лодок , шпаклевание дырок от сучков и пустот ведет к таким временнЫм и материальным затратам , что выгоднее просто приобрести фанеру сортом повыше .
Авиационная фанера также обладает очень высоким качеством и может пригодиться в определенных ситуациях . Кое-кто использует трехмиллиметровую строительную фанеру , чтобы изготовить многослойную ламинированную конструкцию , но тут надо быть уверенным, что она клеена водостойким клеем и обладает необходимым качеством .Из-за своего низкого качества не следует применять для судостроительных целей тарную фанеру .

Американская морская фанера должна удовлетворять стандарту PS 1-74 (распространяется только на фанеру хвойных пород).

(С.Б. Все прочие известные мне источники ссылаются на стандарт PS 1-95. PS 1-74 отсутствует как в сегодняшнем списке стандартов АРА , так и в справочнике FPL. Я часть его все же нашел , датирован 1981 годом и скорее всего просто устаревший . О их совпадении можно судить по приводимой картинке.)

Породы древесины : ель Дугласа или западная лиственница
Смола : водостойкая
Шпон : лицевой и обратный - AA , AB , BB , гладкий , без сучков , смоляных кармашков , видимых трещин и прочих открытых дефектов . Внутренний шпон не ниже В .
Заплатки : на лицевой поверхности листа 4'х8' сорта А допускается не более 9 заплаток .

Морская фанера из тропических лиственных пород должна соответствовать требованиям Британского Стандарта BS1088.

Породы древесины : тропические лиственные породы без антисептической обработки , обладающие приемлемым уровнем стойкости к грибкам.
Смола : водостойкая .
Шпон : лицевой не должен иметь сучков и прочих дефектов помимо допустимых "булавочных" сучков числом не более 6 на любой 1 кв.фут. Внутренний шпон должен быть той же сортности , что и лицевой . Нестыки шпона на лицевой поверхности недопустимы . Во внутренних слоях допускается не более одного нестыка шириной не более 0.5 мм. Толщина лицевого слоя в фанере трехслойной конструкции должна быть не менее 1/8 от общей толщины..

Авиационная фанера должна соответствовать требованиям стандарта MIL-P-6070, который обязывает делать испытание прочности фанеры на сдвиг после трех часов кипячения в воде. Изготавливается из наружного шпона импортируемого африканского махогани или американской березы , клееного методом горячего прессования к внутренним слоям из лиственной древесины тополя или липы при помощи водостойкой смолы.

Количество слоев

Фанера обычно производится с нечетным количеством слоев , чтобы обеспечить сбалансированность конструкции. Число слоев по обе стороны от среднего должно быть одинаково и они должны иметь равную толщину , иначе лист может деформироваться . Чередующиеся слои должны быть параллельны , а соседние перпендикулярны , при несоблюдении возможно коробление . При покупке фанеры следует положить лист на землю . Если он кручен или поведен и не лежит прямо , его брать не следует . Выбирайте ту фанеру , у которой суммарная толщина двух наружных слоев равна толщине внутренних. Избегайта упаковочной фанеры , у которой на толстый внутренний слой наклеены тонкие наружные. Большая часть фанеры толщиной менее 6 мм имеет трехслойную конструкцию. Фанера толщиной 6 мм и более имеет пять и более слоев . Чем больше фанера имеет слоев – тем лучше , она при этом более стабильна в размерах , менее склонна к деформациям и обладает повышенной жесткостью по сравнению с трехслойной.

Породы древесины

Большинство морской фанеры изготавливается из древесины тропических лиственных пород типа африканского махогани , сапеле , утиле и окуме . Одни породы являются более долговечными , чем другие . Покрытие поверхностей фанеры (особенно открытых торцов) эпоксидной смолой защитит менее долговечную древесину от разрушительного влияния влаги . И хотя окуме относится к недолговечным породам , у нас имеются положительные данные о ее длительном применении . В основном это является результатом полного покрытия всей лодки эпоксидной смолой WEST SYSTEM ® и тщательным уходом за ней , включая обеспечение вентиляции и безотлагательный ремонт .

Самая большая проблема с фанерой из ели Дугласа состоит в склонности наружных слоев шпона к растрескиванию вдоль волокон . В особенности в ситуациях , когда направление изгиба им перпендикулярно. Для борьбы с этим в обязательном порядке поверхность покрывается стеклотканью весом около 200 г.

О применении фанеры , прошедшей защитную обработку под давлением.

Многие задают вопросы о такого рода фанере . Очень часто она бывает сильно покороблена , что является результатом воздействия высокой температуры и быстрого набора влаги во время процесса обработки . Часть фанеры во время этого расслаивается . Плюс ко всему некоторые методы обработки подразумевают применение водоотталкивающих добавок . А они могут плохо повлиять на адгезию , в результате чего вероятны сложности с ее склеиванием и окраской .Короче говоря , эта фанера годится для строительных целей , но не для лодок .

Выбор фанеры для своего проекта

Имея в продаже такой широкий ассортимент фанеры , важно выбрать именно те ее типы и толщины , что наиболее подходят для для данного проекта. Для тех из них , что обычно публикуются в журнале EpoxyWorks , основными критериями являются прочность , долговечность и вес . Поэтому как правило мы останавливаем свой выбор на некоторой специализированной фанере , удовлетворяющей требованиям конкретного проекта . Например , для мачты-крыла , что я делал лет двадцать назад , главными критериями были малый вес и гибкость . Так я выбрал фанеру , что позволяла мне при ламинировании гнуть ее по малому радиусу аэродинамического профиля : авиационную березовую фанеру толщиной 1.5 мм для наружного слоя и 0.4 мм (3 слоя) для внутреннего , с сотовым заполнителем . Для ремонта текучих крышек рундуков своей нынешней лодки я выбрал 9-мм фанеру с наружным тиковым шпоном . Мне требовалась тиковая отделка и ровная поверхность . Поэтому я и взял такую фанеру , которая обладает жесткостью и держит форму . Главное выбрать именно то , что более всего подходит для данного случая .

Изготовление фанеры своими силами

Кое-кто предпочитает делать фанеру сам из множества слоев строганого или лущеного шпона . Для этого вам необходимы подходящая ровная поверхность и способ , которым можно обеспечить давление прессования до полного отверждения клея . Такая фанера чаще всего проигрывает в цене и оказывается довольно тяжелой . Однако в этом случае вы вольны в своем выборе лицевого шпона и можете изготовить в самом деле великолепные листы . Также вы можете сделать их какого угодно размера . Когда строится ламинированный корпус диагональной конструкции , фактически тем самым вы делаете своего рода фанеру особой формы (по обводам корпуса .).

Соединение листов фанеры

Существует множество способов , которыми можно соединять листы фанеры для получения размеров больше стандартных. С точки зрения прочности и легкости лучшим способом является соединение "на ус" . (Если вы закажете фанеру длиной 4800 мм , предлагаемую некоторыми фирмами , она окажется просто склееной таким способом , однако вам в этом случае придется платить как за сам материал , так и за его транспортировку ) . Фирма Gougeon Brothers предлагает специальную насадку для ручной дисковой пилы . С ее помощью можно быстро и аккуратно сделать заусовку фанеры толщиной до 10 мм . Также эту операцию можно выполнить при помощи рубанка или шлифмашинки . Должно выполняться правило : длина "уса" равна восьми толщинам фанеры . Листы можно стыковать и на подкладках , но в этом случае существует опасность впитывания влаги торцами . Нам кажется обязательным в этом случае сделать по стыку неглубокую сошлифованную канавку и вклеить в нее стеклоткань .

Методы постройки корпусов из фанеры

Фанера является идеальным материалом для нескольких методов постройки. Самым популярным из них является способ , при котором из листов вырезаются заготовки по форме и временно скрепляются проволочными или пластиковыми стяжками . Затем при помощи эпоксидной смолы и ленты из стеклоткани вся конструкция делается жесткой и монолитной . Также фанера с успехом применяется для постройки легких корпусов с клинкерной обшивкой (кромка на кромку).

Вероятно , самые экстремальные формы  могут быть получены при способе , когда фанера гнется одновременно в двух направлениях . Однако этот метод ограничен применением только тонкой фанеры и корпусами довольно скромных обводов , как правило многокорпусников . Самостоятельное проектирование фанерного корпуса представляет собой непростую задачу  , поскольку при излишней степени двойной погиби вы можете столкнуться с проблемой укладки фанеры по таким обводам . Особенно трудно предугадать формы при проектировании корпуса , изготовленного на стяжках и смоле . Однако в настоящее время имеется программное обеспечение , позволяющее с успехом решать такую задачу . (Далее следовала реклама программы для проектирования корпусов из фанеры - пропущено ...)

Epoxyworks 18 / Осень 2001