Настройка грота

Источник : UK's Encyclopedia of Sails , Main Sail Trim
Перевод С.Б.

Гроту приходится работать в самом широком спектре условий плавания.Это требует от него универсальности , которая достигается его настройкой.В понятие настройки входит управление величиной и положением "пуза" , настройка формы задней шкаторины и ее угла к ветру. И хотя иногда для описания этого процесса прибегают к малопонятному теоретизированию , на самом деле с парусом при этом делают всего три вещи :

  • Регулируют натяжение трех шкаторин
  • Регулируют форму передней шкаторины , если мачта допускает изгиб
  • Управляют углом положения гика

Для начала несколько терминов , которе будут фигурировать при настройке грота.

Пузо : Величина кривизны паруса. Пузо измеряется вдоль линии, соединяющей переднюю и заднюю шкаторины паруса.
Положение пуза : точка , в которой пузо имеет максимум
Форма задней шкаторины : кривизна ее серпа

Методы достижения нужных характеристик грота могут быть разными в зависимости от правил класса , правил обмера и личных предпочтений. Основы настройки заключаются в следующем :

Натяжение передней шкаторины : регулируется грота-фалом , оттяжкой Кэннингхэма, регулировкой гика , если имеется это устройство.

Натяжение нижней шкаторины : регулируется грота-шкотом и рифами
Натяжение задней шкаторины : регулируется гика-шкотом и положением каретки погона при плавании острыми курсами и оттяжкой гика при плавании полными курсами. Основное назначение троса задней шкаторины - устранение ее заполаскивания.
Изгиб мачты : Регулируется натяжением ахтерштага , малого штага и бакштагов. Изгиб мачте также можно придать , заколотив деревяшку или кусок твердой резины в том месте , где мачта проходит сквозь палубу.
Управление углом положения паруса : осуществляется гика-шкотом и положением каретки . Хотя их действие взаимосвязано , каждый оказывает свое действие на характеристики грота . Будет весьма полезно самим это попробовать и понаблюдать за эффектом.

Натяжение передней шкаторины

При его увеличении пузо смещается вперед , а при уменьшении - назад.
Для ее натяжения следует :

  • Увеличить натяжение грота-фала
  • Оттянуть гик вниз
  • Выбрать оттяжку Кэннингхэма

Натяжение нижней шкаторины

При ее натяжении парус становится более плоским , а при ослаблении - полным .Для увеличения натяжения обтяните грота-шкот . Этот эффект наиболее выражен в нижней трети паруса.

Натяжение задней шкаторины

При ее натяжении она выпрямляется и парус приобретает выпуклую форму.
При ее ослаблении парус приобретает "крутку".
Для обтяжки задней шкаторины надо :

  • выбрать гика-шкот при плавании острыми курсами
  • выбрать оттяжку гика при плавании полными курсами
  • для устранения ее заполаскивания натянуть ее трос

Для ее ослабления

  • потравить гика-шкот и ослабить оттяжку гика. При плавании курсом острый бейдевинд в слабый ветер каретку погона следует отодвинуть выше ДП , чтобы "закрыть" грот , но при этом держать верхнюю часть задней шкаторины отогнутой под ветер.
  • ослабить ее трос
  • при очень слабом ветре уменьшить эффект влияния веса гика , выбрав топенант

Изгиб мачты

Придание мачте изгиба уменьшает пузо паруса, делая его плоским . Выпрямление мачты увеличивает пузо.

Для изгиба мачты надо :

  • увеличить натяжение ахтерштага
  • увеличить натяжение малого / среднего штага или нижних передних вант

Для ее выпрямления

  • ослабить ахтерштаг и/или натянуть штаг
  • ослабить малый штаг и/или нижние передние ванты
  • натянуть бакштаги и/или нижние задние ванты

Прежде чем приступить к изменению формы паруса и его настройке , проверьте :

  • латы должны быть прямые , вставлены гибким концом вперед и задним концом плотно сидящим в кармане. Самая гибкая лата должна быть в верхнем кармане
  • на задней шкаторине в районе двух верхних лат должны быть закреплены колдунчики. Неплохо, если дополнительно они будут присутствовать посредине между передней и задней шкаториной.
  • проверьте настройку мачты при поставленных гроте и стакселе. Желательно иметь небольшой изгиб назад . Изгиба в стороны быть не должно.

Грот должен настраиваться в широких пределах, чтобы соответствовать силе ветра, его направлению и состоянию моря. Чтобы добиться наилучших результатов на своей яхте , полезно немного потренироваться , но всегда помня о главных принципах :

  • плавание острыми курсами требует более плоского паруса , нежели курсами бакштаг и фордевинд
  • на волнении парус должен быть полнее , чем на спокойной воде
  • при слабом ветре парус должен быть полнее, чем при сильном