Окраска корпуса из стеклопластика


Источник : Fibrеglass Boats. Adlard Coles Nautical, London, 4th edition, 2006
Автор : Hugo du Plessis
Перевод С.Б.

Стеклопластиковые лодки завоевали в свое время популярность большей частью на волне рекламных заявлений, что их никогда не нужно будет красить. Это была все еще пора лодок, построенных из дерева, а деревянные лодки требовали ежегодного перекрашивания. Будучи вынужденны лицезреть многозначные счета за окраску и по-прежнему живя воспоминаниями довоенных зарплат, владельцы приходили к мысли, что подобные расходы далее просто невыносимы. Поэтому идея лодки, которую не надо было бы перекрашивать, была и в самом деле крайне притягательной.

Рассуждая так, при этом всеми упускался один важный момент. Деревянная лодка, будучи покрашенной и покрытой слоем свежего лака - каждую весну будто бы рождалась заново, становясь такой же нарядной , как и многие годы до этого. Никогда не крашеный стеклопластик лишь постепенно теряет блеск и не в состоянии скрыть все свои шрамы и последствия пребывания под открытым небом.

Сегодня уже все признают, что те давние заявления о ненужности окраски стеклопластика оказались очередным мифом и спустя какое-то время стеклопластиковая лодка непременно потребует, чтобы ее покрасили и вернули былой вид. "Праздник" без краски длится в среднем лет десять, а максимум - двадцать.

Поскольку стеклопластиковый корпус не имеет деформирующихся стыков поясьев обшивки, из-за которых в основном и красят деревянный корпус, краска на стеклопластике служит до тех пор, пока не потеряет блеск, а у современных красок этот период довольно долгий и необходимость ежегодной перекраски отсутствует. К тому же, за те деньги, что сегодня требуется отдать за профессиональную окраску лодки, в старые мрачные времена можно было приобрести лодку целиком.

Окраска лодки при помощи краскопульта

Для обслуги дряхлеющей флотилии яхт среднего возраста существуют специальные "клиники", где окраска производится профессиональными специалистами в контролируемых условиях окрасочных камер, чего требуют лучшие из современных покрытий типа полиуретановых. Но даже результат труда профессионалов редко когда может сравниться с гладкой блестящей поверхностью родного гелькоута. Это вызывает претензии и при надлежаще выполненной работе качество поверхности оказывается достаточным, чтобы удовлетворить большинство не особо взыскательных владельцев. Это покрытие не будет таким же долговечным, как родной гелькоут и с периодичностью в несколько лет будет требовать обновления. Если посчитать все сопутствующие этому расходы, включая подготовительные работы, демонтаж мачты или флайбриджа и транспортировку - все это весьма накладно, гораздо накладней окраски лодки из дерева.

Сегодня многие фирмы, не имеющие своих окрасочных камер, а также лихие частники могут предложить вам за весьма скромную плату покрасить лодку из краскопульта под открытым небом и невзирая на окружающие условия. Разумеется, результат работы краскопультом на улице, где дует ветер, носится пыль и наверняка сыро, нельзя сравнить с работой в окрасочной камере. Пусть вас не вводит в заблуждение сияющий блеск - если подойти ближе, вы обязательно обнаружите на поверхности шагрень.

Единственный способ добиться уровня качества нового гелькоута - многократное шлифование и полировка покрытия. То, как выглядит поверхность гелькоута новой стеклопластиковой лодки - достигается ценой недель упорной работы по выведению поверхности болвана. Подобное окупает себя только в том случае, когда стоимость этих работ будет распределена на сотни лодок, идущих в серию с его помощью, и абсолютно лишено экономического смысла, когда речь идет о лодке в единственном числе.

Работа с краскопультом - "грязное" дело. Все части лодки , которые красить не нужно, должны быть заклеены. По времени этот процесс отнимает больше времени, чем сама окраска. При работе под открытым небом облако краски может относиться ветром на значительное расстояние, поэтому соседние лодки в некотором радиусе вокруг также придется укрывать.

Окраска кистью

То, что стеклопластиковую лодку должны непременно красить профессионалы с краскопультом - очередной миф. Ее можно красить и без него, результат зачастую вылядит ничуть не хуже и по цене обходится ощутимо дешевле. Следы от кисти ничем не хуже среднестатистической шагрени от краскопульта. Они были нормой на лучших деревянных яхтах прошлого и традиционалистам могут даже нравится.

Старея, лодка опускается все ниже и ниже по социальной шкале. Задолго до того, когда придет конец сроку ее службы, наступит время, когда услуги профессионалов уже не будут себя оправдывать, но лодку по-прежнему можно будет окрасить вручную. Приличного качества валик пригодится при работе с любыми красками, за исключением полиуретановых.

Полиуретановые краски

Это самые лучшие и наиболее долговечные краски. Они отличаются высокой прочностью и твердостью, обладая высочайшим глянцем. Для того, чтобы получить качественный результат, краска должна наноситься краскопультом при определенных условиях. Полиуретановые краски плохо наносятся кистью. В месте отрыва кисти или при повторном движении по одному месту возникает бугор. Валики оставляют после себя пупырчатую шагрень. Условия нанесения имеют принципиальное значение. В жаркую солнечную погоду полиуретан встает буквально на лету. В сырую влажную погоду или на холоде процесс его отверждения идет не так, как следует. В случае каких-либо ошибок с полиуретаном - при его твердости шлифовать поверхность будет очень тяжким и утомительным занятием.

Полиуретановые краски - двухкомпонентные, отверждаемые путем химической реакции. Те однокомпонентные краски, что отверждаются влагой атмосферного воздуха - им не конкуренты, поскольку представляют собой обычные краски, модифицированные полиуретаном.

Алкидные краски

Краска классом пониже, но качественно нанесенная - все же лучше, чем первосортный полиуретан, нанесенный плохо или при неблагоприятных условиях. Алкиды - это современные яхтенные эмали и по долговечности они превосходят традиционные масляные краски. Они не особо требовательны к условиям окраски и могут наноситься валиком или кистью. Столько, как полиуретан, они не протянут, однако лет на пять рассчитывать вы можете. Поскольку сам владелец в состоянии покрасить лодку за день без посторонней помощи, эти краски подходят для лодок, дрейфующих вниз по экономической шкале.

Эпоксидные материалы

Для подводной части предпочтение отдается составам на эпоксидной основе. Одна из причин (о которой обычно забывают на фоне непомерной рекламы низкой фильтрации ими влаги) - это то, что не содержащие растворителей эпоксидные смолы могут наноситься гораздо более толстыми слоями, чем краски и с их помощью легко можно добиться толщины покрытия, сравнимой с гелькоутом. В лучшем случае (чего редко можно достичь , работая под открытым небом), фильтрация влаги эпоксидной смолой всего в три раза меньше, чем у полиэфирной смолы, что бесспорно является весьма ценным свойством, однако она вовсе не равна нулю, о чем зачастую можно услышать.

Эпоксидные краски отличаются по своим свойствам от эпоксидных смол, не содержащих в составе растворителей. Они наносятся тонким слоем, имеют низкий глянец и без дополнительной защиты плохо переносят воздействие атмосферных условий.

Грунты

Грунты для стеклопластика разъедают его поверхность, и существуют подозрения, что они могут способствовать развитию осмоса. Применять их ниже ватерлинии не рекомендуют, хотя реальной причиной этого может быть агрессивное химическое воздействие на гелькоут крайне низкого качества.

Необрастающие краски

Рекламные заявления первых лет о том, что гладкая поверхность стеклопластика не будет обрастать, вскоре показали свою несостоятельность. Водным обитателям забыли это объяснить, а обмануть природу оказалось не так-то просто. Стеклопластиковая лодка, находящаяся в морской воде, требует ежегодного возобновления необрастающего покрытия.

Моллюски - не единственная проблема обрастания днища. В зависимости от состава воды различается и видовое многообразие водорослей, требуя различных видов красок. В одном заливе главной проблемой могут быть моллюски, а в соседнем - водоросли. На базе среднестатистического днища, пребывающего в водах с сельскохозяйственными стоками, можно защитить диссертацию по гидробиологии.

Толстый слой старых покрытий необрастающей краски обычно считается нежелательным явлением. Однако при этом он же являет собой преграду для воды, снижающую фильтрацию, а стало быть и осмос. Зачастую в этом можно убедиться, наблюдая его развитие вдоль некрашеной ватерлинии , в то время как на крашеном днище он еще отсутствует.

Исследованиями доказана последовательность поселения моллюсков на днище. Стоит только свежеокрашенному днищу соприкоснуться с водой (а морскую воду можно сравнить с бульоном), как вокруг него начинают собираться , селиться и размножаться бактерии. Они испускают сигналы, возможно, химической природы, которые привлекают им подобных. Однако эти же сигналы перехватываются и спорами различных грибков. Они также селятся на днище, образуя слизь и посылают свои сигналы. Личинки высших организмов, моллюски, кораллы, водоросли, асцидии, плавающие среди планктона - все находят себе пристанище, бросают свои "якоря" и шлют другим свои "приглашения". Природа обзавелась интернетом задолго до человека разумного.

До недавних пор все необрастающие краски базировались на идее физического уничтожения крупных организмов, которые являются видимой частью проблемы еще со времен Ноя. Никто ничего не знал о более мелких созданиях и сегодня исследования направлены на пресечение ранних стадий обрастания и возможности "подавления" сигналов.

Моллюски и водоросли сами по себе приносят мало вреда, хотя и существуют разновидности грибков, выделяющих слабую щелочь. В отличие от червей торедо и рачков-древоточцев, поедающих саму лодку, моллюскам всего лишь нужно место для жилья. Пищей же для них является проплывающий мимо планктон. Тем не менее клей, которым они приклеивают себя к поверхности днища, по прочности не превзойден никем. Попытки удалить упорствующих обитателей могут привести к отделению вместе с ними и гелькоута, в особенности при его слабой связи с корпусом.

Подготовка поверхности

В инструкциях, прилагаемых к краскам, имеются все необходимые указания и нельзя открывать банку, не изучив сначала инструкцию (как мы все обычно делаем). Самая распространенная причина дефектов окраски - "мне все и так понятно".

Если стеклопластик совсем новый и окрашивается впервые, на нем обязательно присутствуют невидимые следы воска и разделительного слоя с матрицы. Поверхность следует протереть жидкостью для обезжиривания, уайт-спиритом или спиртом. На бортах старого корпуса может присутствовать полировальный воск, поэтому перед окраской необходимо произвести аналогичную операцию, чтобы его удалить. Вдоль ватерлинии поверхность корпуса может быть пропитана углеводородами. Проливающееся при заправке в воду топливо, сливы трюмных вод и промстоки въедаются в корпус хуже чем нефть после катастрофы танкера. Еще хуже в этом плане могут быть только растворители, применяемые для чистки.

Независимо от того, старый корпус или новый, главным моментом подготовки является обеспечение сцепления краски с поверхностью, для чего необходимо уничтожить весь глянец. Может показаться, что это легко осуществимо простым шлифованием, однако, если посмотреть на шлифованную поверхность под увеличительным стеклом, вы увидите, что между царапинами, оставленными зерном шкурки, по-прежнему имеют место участки глянца. Такой обработки поверхности явно недостаточно и лучше воспользоваться металлизированным войлоком или абразивным средством для чистки раковин. Это, пожалуй, единственный случай, когда абразивную губку можно подпустить к стеклопластиковой лодке.

Обезжириванием удаляется большинство видов полировальных паст, за исключением силиконовых, которые при этом просто размазываются. При вытирании тряпкой силикон перемещается с места на место. Чтобы убрать его с корпуса, придется вооружиться как минимум дюжиной рулонов одноразовых кухонных полотенец, которые выбрасываются после первого взмаха по поверхности. Не следует пользоваться старыми газетами - они оставляют после себя черные следы. Умный хозяин, заранее понимающий неизбежность окраски или иного ремонта корпуса в будущем, никогда не воспользуется для наведения блеска силиконовыми полиролями. Если лодка вам досталась из чужих рук, узнать - чем пользовались предыдущие владельцы, не представляется возможным, а силикон держится очень долго.

Удаление старой краски

Эмали и необрастающие краски можно удалить с корпуса, используя смывки. Будьте осторожны - эти смывки должны быть специально предназначены для удаления краски со стеклопластика, обычные смывки разрушают гелькоут. Внимательно читайте написанное на этикетке - если там упоминается слово "метиленхлорид", такую смывку использовать нельзя. Смывки, содержащие метиленхлорид - самые эффективные, при этом они же и самые дешевые. Как следствие - именно они и будут используются теми, кого вы нанимаете для выполнения этой работы. Смывки на основе метиленхлорида абсолютно безопасны для деревянных и металлических поверхностей, полиэфирная же смола состоит в слишком близком родстве с химической природой удаляемой краски. Полиуретановые и эпоксидные материалы отличаются высокой химической стойкостью и вы можете лишиться лодки еще до того как сойдет краска.

Если краску нельзя ободрать, наиболее практичный путь избавиться от нее - шлифовальными средствами. Не забывайте о том, что необрастающие краски содержат токсичные вещества. Если краска имеет тот же цвет, что и гелькоут, есть вероятность не заметить перехода и снять лишнего. Поэтому, если не вся краска, то хотя бы нижний ее слой должен быть контрастного с гелькоутом цвета.

Экология

Корабли проводят большую часть своей жизни в море, стремясь свести к минимуму простои у причальной стенки. Что касается яхт, большую часть времени они проводят именно на стоянке. Если просуммировать общую площадь днищ всех находящихся там лодок, итоговая цифра будет выражаться в гектарах. Каждый день вся эта поверхность источает яд в воду реки или залива, у которого живут люди. Краска отслаивается , падает на дно и ее частицы отравляют ил. На сегодняшний день источником экологической опасности считаются именно лодочные стоянки, а не большие корабли.

Некоторыми странами уже приняты меры по утилизации донных отложений , содержащих компоненты необрастающих покрытий, в особенности трибутил-олова , на использование которого наложен сегодня международный запрет. Водоросли с днища доволно эффективно удаляются мойкой высокого давления , однако и в этом случае стекающие в залив воды содержат ядовитые частицы необрастающей краски. Также растет озабоченность сбросами органических веществ с лодок, прибывающих издалека, так как в этих сбросах могут содержаться нежелательные живые организмы.