Борьба с водорослями
О предотвращении обрастания корпуса ниже ватерлинии

Автор :George Day
Из журнала  Blue Water Sailing
Перевод С.Б.

Необрастающие краски в борьбе с водорослями .

Если не все из нас сталкиваются с проблемой пузырения гелькоута ниже ватерлинии , то искать способы добиться чистоты днища приходится всем . Споров о том , к чему ведет обросшее днище , практически нет . На своей лодке по этой причине мы теряем на переходе по скорости целый узел и поэтому , как только лодка бывает поднята на берег , стараемся  обработать днище как можно лучше , потому что периоды пребывания в воде тропиков у нас длятся по 18 месяцев и более .

Прошли те времена , когда было сравнительно просто выбрать краску , которой хватило бы на этот период . Краски на основе трибутилолова , продававшиеся до конца 80-х , обладали таким эффектом , что владельцу можно было перекрашивать днище даже не каждый год . Micron 33 и ей подобные могли служить в тропиках с успехом в течение не одного года . Один мой знакомый поднял лодку из воды после трех лет стоянки на Карибах и нашел на днище только легкий слой слизи , которую он удалил при помощи поливочного шланга .

Однако краски на основе олова были настолько сильными , что убивали не только растительность на днище , но и в воде вокруг лодки . В 1988 году Агентство по защите окружающей среды последовало примеру европейских и некоторых других стран и запретило использование оловосодержащих красок для стеклопластиковых судов . Сегодня только алюминиевые и стальные суда имеют право на такие эффективные покрытия , в то время как остальные вынуждены искать альтернативные варианты в виде меди в   качестве токсина .

В настоящее время выбор краски сводится к группе медносодержащих составов с различными характеристиками и разным содержанием токсина . Содержание меди в них может варьироваться от 20 до 75 процентов . Ее количество и есть основной показатель токсичности . Как следствие этого , краски с более высоким содержанием меди и стОят дороже .

Существует два типа необрастающих красок - эродирующие и обычные . Эродирующие - мягкие краски , они работают только при обтекании днища током воды . При этом частицы краски на его повесверхности отваливаются по мере снижения содержания токсина . Лодкам , которые постоянно в движении или находятся на стоянке с сильным течением , такие краски подходят очень хорошо .

Краски традиционного типа источают токсин со своей  поверхности в виде медленнотекущего процесса и краска при этом приобретает пористость . Это , как правило , твердые краски , обладающие гладкой поверхностью . Однако и у них имеется свой период , в течение которого медь может обеспечивать защиту . Твердые краски пользуются успехом у гонщиков и тех , кому не требуется длительный срок службы красок эродирующего типа .

Существует четыре вида основы , на которых могут быть изготовлены медносодержащие необрастающие краски : сополимеры , эпоксиды , полимеры и канифоли . Самый старый тип основы , применяемый в течение многих лет - это канифоли . Краски такого типа можно скоблить и шлифовать с водой для придания "гоночной" поверхности . Однако такого типа краски , даже с повышенным содержанием меди , не предназначены для службы более года.

Полимеры и сополимеры обеспечивают самую длительную защиту . Эти краски мягкие или полумягкие и для поддержания своей токсичности используют явление эррозии . Из примеров таких красок можно привести полимерный Awlgrip Gold Label .

Эпоксидные необрастающие покрытия бывают твердые и полутвердые . Краски этого типа отличаются долгим сроком службы и самым высоким содержанием меди . Самая "тяжелая" из таких красок , Trinidad ( фирмы Pettit) , является одновременно одной из самых дорогих и при этом одной из лучших . Среди судовладельцев в тропиках продукция Pettit широко применяется и находится в почете .

В связи с кончиной оловосодержащих красок владельцы постоянно ищут им равноценную замену . Одна из таких находок , доказавших свой эффект - добавление в обычную медную краску антибиотика тетрациклина . Сильный антибиотик в два раза повышает эффект действия биоцида . Несколько фирм продают тетрациклиновые добавки для необрастающих красок и говорят , что это повышает защитные свойства краски

Среди марок , популярных среди любителей путешествовать , мы найдем сополимерную International CSC и эпоксидную Pettit Trinidad . Мы пользовались последней в течение двух лет на тихоокеанском побережье и можем ручаться за ее долговечность и эффект .

Один из принципиальных моментов в использовании эродирующих необрастающих красок - это не трогать их . Всегда имеется соблазн поскоблить днище перед выходом и с твердыми красками это действительно полезно . Однако мягкие краски работают именно при быстром движении судна и ничто не очистит такое днище лучше чем день-другой плавания . После поездки вы сможете обнаружить на днище лишь несколько рачков , однако если эродирующая краска еще в рабочем состоянии - днище будет чистым . Если же вы наброситесь на днище со щеткой , то тем самым только ускорите процесс эррозии и сократите срок службы краски .

Нанесение краски на днище .

Не все необрастающие краски совместимы друг с другом . Когда вы определились с типом краски , который подойдет для вашего региона и с режимом плавания , далее необходимо выяснить адгезию новой краски к старой . Если типы этих красок разные , их не всегда можно наносить одну поверх другой .

Как правило , мягкие краски можно наносить поверх твердых при условии хорошей их зашлифовки , чего нельзя сказать про обратную комбинацию . Эродирующая краска начнет разрушаться под твердым покрытием , что приведел к ее отслоению со временем . Виниловые краски можно наносить поверх таких же виниловых , однако нельзя - поверх мягких . Краски на основе канифоли можно наносить по любым прочим составам , однако если слой старой мягкой краски достаточно толстый , его необходимо шлифовать до достижения твердой основы . Эпоксидные и полимерные краски должны наноситься на твердые поверхности , поэтому мягкая краска должна быть тщательно сошлифована . Однако большинство красок плохо относятся к тому  , чтобы ими покрывали старые краски , содержащие тефлон или графит . Эти краски обычно применяются для гоночных судов и любители путешествий редко ими пользуются . Тем не менее , если вы приобрели лодку с рук , то на ее днище вы вполне можете обнаружить и такую краску . Если вы все же пребываете в сомнениях , обратитесь к изготовителю своей новой краски либо сошлифуйте старую подчистую .
У старой лодки , как правило , на днище можно обнаружить толстый пирог наслоений разных красок , которые со временем становятся хрупкими и отваливаются . Когда приходит время избавиться от всех них разом , самый простой способ представляет собой пескоструйную обработку . Несмотря на кажущуюся сложность , на большинстве малых верфей такие аппараты имеются или их можно взять напрокат . Работать этим аппаратом достаточно просто , однако необходимо соблюдать осторожность и не углубляться в гелькоут , повреждая поверхность . Если все же это произойдет , впадину после можно заполнить эпоксидной шпатлевкой и покрыть сверху защитным барьерным слоем .

Большинство владельцев наносит необрастающие краски при помощи валика и одноразовой кисти , которой красят участки вдоль ватерлинии , а также труднодоступные места в районе руля и винта . Работеть валиком просто  , необходимо только следить за тем , чтобы краска ложилась ровным гладким слоем . Если разброс толщины покрытия будет велик , срок его эффективного действия окажется различным в разных местах днища , в результате чего на отдельных его участках водоросли будут нарастать пятнами . При работе валиком он должен быть обильно пропитан краской , которую в банке и ванночке следует непрерывно перемешивать . Это необходимо для того , чтобы тяжелые частицы меди равномерно распределялись по объему .

Сегодня многие верфи наносят необрастающие краски при помощи краскопульта. И хотя поверхность получается очень гладкой , слой краски при этом содержит массу воздушных включений , получается пористым и имеет меньшую толщину , чем это кажется . Если вы сторонник работы краскопультом , лучше использовать установки безвоздушного типа . Такие аппараты позволяют получить наивысшую концентрацию краски и при этом ровную поверхность .

Лучший способ добиться толстого равномерного слоя необрастающей краски - красить кистью . Те , кто красили валиком или краскопультом , могли обратить внимание , что в конце сезона лучше всего выглядят те участки , где подкрашивали кистью . Поэтому если вы располагаете временем и силами , лучше всего будет покрасить днище , пользуясь хорошей четырехдюймовой кистью . При этом не старайтесь положить много краски за один проход . Излишне толстые слои имеют свойство охрупчиваться и обладают меньшей адгезией к старой краске , нежели слои умеренной толщины .

Количество слоев краски

Если лодку планируется использовать только в летний период , а в остальное время хранить на берегу , вполне хватит двух слоев качественной краски . Если же в ваши планы входит отправиться в тропики и оставить там лодку на год-другой в воде , на все днище необходимо положить три слоя краски . По передней грани киля и вдоль ватерлинии должен быть дополнительный четвертый слой . Те , кто много путешествует , знают , что краска в таких местах изнашивается гораздо интенсивнее чем в остальных и поэтому вы можете положить туда , возможно , и пятый слой . Среди любителей длительных плаваний традиционной считается схема покраски , когда первый слой необрастающего покрытия по цвету отличается от остальных . Это позволяет судить о том , в каком состоянии находится покрытие . Если днище должно иметь синий цвет , первый слой делают красным . Поэтому когда на поверхности днища начнут проявляться красные пятна , это будет означать , что пора вынимать лодку и делать всю работу заново .

О реальных сроках службы необрастающих красок на основе меди

Если лодка содержится в тропическом климате или много времени проводит в движении ,  данные говорят о средней цифре в 12 месяцев . Наша яхта окрашена необрастающей краской Pettit Trinidad , содержащей 75% меди . На днище лежит три ее слоя плюс четвертый в местах усиленного износа . Спустя десять месяцев на стоянке днище начинает обрастать слизью , которая затем отстает при движении яхты . После непрерывного нахождения в тропических водах в течение 14 месяцев уже заметно , что противодействие растительности краской утеряно , однако защитные свойства в отношении рачков в основном сохраняются . На этой стадии мы перекрашиваем днище заново .

Однако такой успех бывает не у всех . Среди участников перехода через Тихий океан от Панамы до Фиджи многие жаловались на обросшее водорослями днище уже по достижении Французской Полинезии. Когда флотилия переместилась к западу от Фиджи , у многих появилась необходимость поднять яхту на берег и заново покрасить днище . Несомненно , эта проблема знакома тем , кто плавал в Американское Самоа , где бухта сильно загрязнена рыбными отходами и стоками канализации . А у тех , кто стоял на якоре в Суве на Фиджи , где вода тоже сильно загрязненная , днище обрастало буквально на глазах .

Комплексная система защиты днища

Нет ничего более приятного , чем хороший ход яхты - короткие и быстрые переходы из порта в порт или бросок через океан . И не менее приятно при подъеме яхты на берег в конце сезона видеть ее днище чистым и без пузырящегося гелькоута . Лучший способ добиться этого - применить комплексную защиту еще до того как лодка побывает в воде .

Идеальное время для этой операции - сразу после покупки . Если лодка совсем новая , комплексная защита предотвратит повреждение корпуса водой и исключит возможность потери в скорости из-за обрастания днища . В случае подержаной лодки работы следует начинать сразу после поднятия корпуса из воды , чтобы этим гарантировать остановку процессов , связанных с нахождением в воде , и избавиться от многих слоев неизвестных и , возможно , несовместимых друг с другом покрытий .

Как уже говорилось ранее , первый уровень защиты днища - это эпоксидное покрытие . Все пузыри и выпуклости должны быть сошлифованы и заполнены шпатлевкой , после чего вся поверхность покрыта пятью слоями эпоксидной смолы . Мы используем в этом качестве смолу West System из-за ее надежности и удобства в работе . Профессионалы часто пользуются также и смолой System Three .

После покрытия днища эпоксидной смолой его надо зачистить до ровного состояния и нанести сверху два или более слоя необрастающей краски . В конце каждого сезона ее следует подчистую удалять , чтобы не наращивать слои на днище и одновременно иметь возможность оценить состояние защитного эпоксидного покрытия . Если предстоит участие в гонках или вы просто любите скорость , можно отшлифовать последний слой необрастающей краски по-мокрому шкуркой с зерном №400 (это касается только твердых красок). Поверхность при этом получается очень гладкая .

Все работы по днищу должны выполняться очень аккуратно , это позволит добиться от лодки хороших ходовых качеств и обеспечить защиту корпуса .



Необрастающие краски для днища

Bottom Line On Bottom Paint
Автор : Дэвид Браун , 2000
Источник находится на www.iboats.com
Перевод С.Б.

Необрастающие краски окружены излишней завесой таинственности . Несмотря на то , что их составы сложны , сама идея довольно проста . Такая краска представляет собой смесь связующего (технический термин , означающий собственно краску , которая несет цвет ) и биоцида (термин для обозначения ядовитого вещества) . Биоцид убивает морскую флору , в то время как связующее обеспечивает косметику днища .

В роли связующего могут выступать разные составы - от старомодных масляных - до современных виниловых . Есть специальные композиции для глиссирующих судов , для яхт и даже для кораблей-памятников . С практической точки зрения существует всего два вида биоцидов - на основе меди и на основе олова .

Старые медно-бронзовые краски для днища представляли собой мелкодисперсный медный порошок в растворе мягкого лака . При их нанесении необходимо было непрерывно перемешивать содержимое банки , чтобы не дать меди осесть на дно . Во многих случаях требовалось спустить судно на воду еще до того как краска высохнет . На практике это означало , что была необходима бригада , которая окрасила бы днище судна , уже висящего на стропах .

Подобные краски существуют и сегодня и их современная композиция сильно облегчает прежнюю работу по окраске . Большинство из них уже допускают высыхание краски до спуска на воду . Эти краски по прежнему пользуются популярностью у владельцев деревянных судов и у людей , тяготеющих к "классическому" виду .

Виниловые краски существуют примерно столько же , как и стеклопластиковые суда . Это , наверное , не случайно , ведь виниловые составы лучше всего ведут себя именно на стеклопластике и имеют широкую гамму цветов . Тут вы не ограничены одной бронзой - есть синие , зеленые , красные , коричневые и даже бесцветные необрастающие краски .

В виниловых красках применяются биоциды на основе меди и олова , зачастую одновременно . Вещества вроде трибутилолова , солей ртути , мышьяка и т.п. исчезли с рынка по экологическим требованиям .

Масляные и виниловые составы считаются стандартными видами такого типа красок . Принцип их работы состоит в постепенном вымывании малых количеств биоцида из связующего . Поцесс уничтожения растительности длится до тех пор , пока из краски не выйдет все ядовитое вещество .

Выделение биоцида из краски прекращается задолго до того как краска станет тусклой и потеряет внешний вид . Визуально оценить ее состояние нельзя . Единственный способ гарантированной защиты днища от обрастания - это ежегодная его перекраска .

Эта процедура влечет за собой ряд проблем . Толстые наслоения краски неизбежно сделают поверхность днища неровной , снижая скорость и увеличивая расход топлива. Именно поэтому каждую весну мы и видим людей , которые , взяв наждачную бумагу , забираются под свои лодки .

Мягкие краски имеют тенденцию смываться с корпуса за время сезонной эксплуатации . Поэтому чем меньше краски останется на днище , тем легче ее будет удалить перед очередной покраской . Твердые покрытия могут быть заполированы до очень гладкого состояния , что имеет смысл для высокоскоростных судов .

Несколько лет назад нас познакомили с сополимерными красками , предназначенными для многолетней эксплуатации . В отличие от традиционных красок , у этих связующее и биоцид являют собой единую молекулу , отсюда и название - "сополимерные" . Краска играет роль биоцида  , или биоцид является краской - что , собственно , одно и то же .

Очевидное преимущество таких красок состоит в том , что пока на днище присутствует хоть сколько либо краски , сохраняются защитные свойства такого покрытия . Эти краски могут обеспечить защиту в течение нескольких сезонов .

В оригинале сополимерные краски несли в своем составе либо чистое трибутилолово , либо комбинацию олова и меди . Медь добавлялась для того , чтобы повысить свойства краски на днищах судов , которые долгое время проводят в воде без движения - что свойственно всем малым судам во время рабочей недели . Сегодня все сополимерные краски используют в своем составе содержащие медь вещества .

Новинкой рынка является продукт под названием Compound-X от фирмы StarBrite . Он добавляется в обычную краску для днища и , по заверениям фирмы-производителя , увеличивает срок службы защитного покрытия вдвое . На самом деле этот Compound-X представляет собой тетрациклина гидрохлорид , родственник того антибиотика , который вы могли употреблять во время болезни . Принцип его действия состоит в создании бактериостатического слоя на поверхности краски .

Не стоит слишком обольщаться свойствами этого продукта . Он предназначен для защиты от растительности , присутствующей в соленой воде и не влияет на пресноводные слизь и водоросли . Как это поведет себя в пресной воде - еще предстоит узнать .

Так какая же краска лучше всего подойдет для вашей лодки ? Ответ на него зависит от многих факторов . Первый - это материал корпуса . Деревянные лодки выглядят лучше всего и получают хорошую защиту при использовании медно-бронзовых красок . Для стеклопластика подойдет практически любая из красок  , что есть сегодня на рынке .

Для алюминиевых корпусов годятся только краски на основе олова . Необрастающие покрытия с медью в своем составе для алюминиевого корпуса не применяются ни в коем случае . Находясь в воде , медь образует с алюминием гальваническую пару , вызывая быструю коррозию последнего . Покраска лодки содержащей медь необрастающей краской ведет к серьезным конструктивным повреждениям корпуса , а возможно и к полной его потере .

В общем случае , виниловые краски никогда не наносятся поверх имеющихся масляных . Растворитель виниловой приведет к вспучиванию нижележащего слоя . С подобным же явлением можно встретиться и при наложении новой краски одного производителя поверх старой другого .

Если в вашей ситуации нельзя начинать окраску с голого днища , всегда надо провести небольшой тест имеющейся краски , чтобы быть уверенным в том , что новая краска не приведет к вспучиванию старой . Иначе при такой покраске вы потеряете массу времени и денег , а краска вспучится и отслоится , как только лодка будет спущена на воду . Это вполне серьезно - мне знаком такой случай . Мало того , что всю дорогостоящую работу по покраске пришлось проводить заново - плавающая на воде отставшая краска испачкала рядом стоящие лодки .

Лучший способ удаления с днища старой краски для большинства владельцев - шлифование . Для этого вам понадобится одежда с длинными рукавами , перчатки , защитные очки и респиратор . Старайтесь не контактировать с пылью . Помните , что она представляет собой вещество , предназначенное убивать растительность . Хотя вы и не растение , тем не менее все равно живое существо . Обязательно мойтесь перед едой и ни в коем случае не вдыхайте шлифовальную пыль .

Лучший инструмент для нанесения необрастающей краски - валик с длинной ручкой . При использовании 10-мм ворсистого валика на полутораметровой рукоятке можно получить ровную окрашенную поверхность , при этом не ползая под днищем на спине .

Краска разбавляется только до рабочей консистенции . Не пытайтесь покрыть ей большую площадь , добавив в нее больше растворителя . Помните , что при разбавлении такого типа красок вы тем самым уменьшаете плотность биоцида на корпусе и ослабляете его защиту . Разбавление необрастающих красок ведет к пустой трате денег , потраченных на эту работу .

Наносить краску при помощи краскопульта можно только в случае , если вы владеете этим профессионально , имеете оборудование и покрасочную камеру . Химикаты , содержащиеся во многих современных красках , требуют при работе краскопультом защиты при помощи специальных респираторов . Если наносить краску таким методом прямо на стоянке , аэрозольный туман обязательно попадет и на соседние лодки , в результате чего у вас будут проблемы с их владельцами .

Стандартная малярная лента с необрастающими красками не помогает . Краска обязательно просачивается под нее , в результате чего после ее отрыва получается неровный край . Если необходимо получить ровную линию , купите специально предназначенную для этого ленту . Возможный вариант замены - упаковочный скотч с нейлоновым армированием .

На любом корпусе есть места , которые надо красить кистью . Купите для этого дешевую кисть из натуральной щетины . Щетина не растворяется химикатами , содержащимися в краске , в то же время такие кисти сравнительно дешевы , чтобы просто выбросить их после однократного использования . Не берите поролоновые кисти , от краски они могут раствориться .

Пояс ватерлинии трудно поддерживать в приличном состоянии . Один из вариантов защиты состоит в нанесении на него воска , содержащего трибутил олово . Этот воск препятствует обрастанию точно так же , как и краска . Он к тому же помогает защитить неокрашенные поверхности стеклопластика от грязи и атмосферных воздействий .

После завершения работ по покраске соберите всю ветошь , валики , кюветы для краски . Вы имеете дело с ядовитыми веществами , поэтому и относитесь к ним соответственно . Не оставляйте на земле ничего такого , что юные моряки могли бы затащить к себе в рот .

Оставьте небольшое количество краски и запасную кисть на день спуска . Поскольку вы не можете покрасить участки днища под кильблоками , это можно сделать только в моменты , когда корпус уже висит на стропах . На большинстве стоянок это сделают и в ваше отсутствие , при условии что вы оставите им краску и кисть .