Борьба за живучесть Источник : Staying Afloat Автор : Bob Pone Перевод С.Б. Я совершенно не был готов , когда моя яхта внезапно решила пойти ко дну. В этом была моя вина и данная ситуация заставила меня более пристально ознакомиться с тем , что крепится к корпусу и что проходит сквозь него . Я был изрядно напуган и в результате составил для себя план на случай затопления яхты со своими соображениями по поводу удержания лодки на плаву. Когда запорный вентиль переломился у меня в руках , пришлось искать ответы на множество вопросов ...
Я был весьма удивлен, узнав , что через отверстие диаметром 40 мм на полметра ниже ватерлинии в минуту поступает 60 литров воды , оставляя мне около часа до того момента , когда вода затопит двигатель . При отверстии в 150 мм это произойдет менее чем через 10 минут . За это время можно успеть немного. Меня это научило тому, что необходимо иметь план для подобной ситуации. Чтобы остановить крупную течь или уменьшить ее до объемов , с которыми справлялись бы помпы, необходимы изобретательность, смекалка , инструмент и материалы. Достаточно просто размышлений на эту тему , чтробы при возникновении аварийной ситуации голова стала работать в нужном направлении. Изучите свою яхту и запомните расположение всех водозапорных вентилей , забортных патрубков , дейдвуда , сальников , насоса охлаждения двигателя, глушителя , системы охлаждения , датчиков лага и эхолота . Помните расположение рундуков , мягких сидений , отпорного крюка , полотенец и спасательных жилетов - всего того , что можно пустить в дело для затыкания отверстия и удержания в этом положении. Подумайте над тем, как получить доступ в места , закрытые внутренней обстройкой Держите необходимый инструмент , чтобы в случае необходимости срезать ее. Короче, изучите свою лодку от носа до кормы. Материалы , необходимые для ликвидации крупной течи , включают в себя следующее. Пробки из мягкой древесины для затыкания треснувшего вентиля или шланга, эпоксидная смола (отверждаемая в воде) и стеклоткань или другие материалы , способные в данной ситуации заклеить отверстие в шланге или корпусе. В случае аварийной ситуации под рукой должны быть отвертки , молоток , ножовка со сменными лезвиями , пассатижи , небольшие тиски, ручная дрель со сверлами, острый нож, изолента и сантехнический скотч, длинные саморезы , гвозди , разные хомуты для шлангов. Неплохо иметь запасные шланги , набивку для сальника, тубу полиуретанового клея-герметика (3М 5200) с "пистолетом" и камеру от автомобильного колеса . Далее следуют мои соображения , которые дадут вам пищу для размышлений о том , какими способами можно бороться за плавучесть. Все вентили должны быть "морской" категории и откываться/закрываться одним поворотом на 90 градусов. Их следует ежегодно проверять и смазывать. Держите заостренную пробку для каждого забортного вентиля , находящегося ниже ватерлинии . Неплохо было бы даже взять штертики и привязать пробку к каждому такому вентилю. Все шланги , ведущие к таким вентилям , должны иметь по два хомута на каждый штуцер. Один - на ребристую часть и один - на гладкую. Все выпускные каналы типа гальюна или выхлопа двигателя , должны иметь колено, чтобы вода не могла поступать внутрь. На борту должна иметься электрическая помпа и несколько высокопроизводительных ручных , с которыми можно работать прямо из кокпита. В экстремальной ситуации можно использовать насос охлаждения двигателя в качестве трюмной помпы. Перекройте вентиль, через который поступает вода для системы охлаждения, снимите с него шланг и опустите в трюм . Чтобы насос не забился , на шланг надо одеть сетчатый фильтр. Таким же образом можно использовать и насос, применяемый для мытья палубы . Для заделки отверстий в корпусе необходимо иметь комплект квадратных кусков фанеры 4 мм размерами от 10х10 до 30х30 см с заранее насверленными отверстиями. Носовая часть наиболее подвержена повреждениям . В случае значительного повреждения корпуса можно завести пластырь , используя для этих целей кусок брезента или малый стаксель . Брезент должен иметь размеры по меньшей мере полтора на полтора метра с люверсами по краям и заранее закрепленные концы. Концы должны иметь достаточную длину , чтобы их можно было завязать на палубе. Серьезные повреждения можно ликвидировать и изнутри корпуса . В случае необходимости срубите мешающие элементы интерьера , чтобы получить доступ к месту повреждения и заткните пробоину мягким элементом сидений , спасательным жилетом, полотенцами или чем-то иным , что подходит по размерам . В качестве упора воспользуйтесь отпорником или веслом . Поступление внутрь воды обычно вызвано поломками водозаборной арматуры , шлангов и вентилей , которые с трудом можно обнаружить , если они уже находятся под водой. Действовать надо незамедлительно . Сразу приступайте к откачке воды из трюма. Смотрите , где поступает вода Осмотрите все места , где ниже ватерлинии имеются водозаборная арматура. Осмотрите шланги и хомуты . Перекройте все ненужные вентили. Если течь вызвана посадкой на камни или столкновением , первым делом надо справиться с поступающей внутрь водой. Когда угроза минует , можно заняться заделкой пробоины по-настоящему. В случае опасности вызывайте помощь по рации. Надеюсь , эта статья заставила вас задуматься о способах борьбы за плавучесть вышего судна. В абсолютном большинстве случаев с течью можно справиться, при условии что вы к этому готовы и займетесь этим незамедлительно. |