Строить ли лодку ? Размышления.
Источник : Should I build a boat? Personal thoughts
Автор : Stuart Wier
Перевод С.Б.
Стоит ли строить лодку ?
Стоит ! Но сначала несколько замечаний.
Начинать надо с чего-нибудь простого .
Постройте то , в завершении чего у вас нет
никаких сомнений. Скиф или каноэ могут
оказаться в самый раз . Держитесь подальше
от всяких балластных килей и корпусов с
обшивкой по сложным обводам , когда строите
свою первую лодку. Даже простые проекты
потребуют большего , чем вы ожидали.
Перед началом надо
реально оценить свои возможности . Если
вы много работаете с древесиной и у вас
есть участок у воды , на котором имеется
большой сарай и имеется возможность
недорого доставать материалы - тогда
смело можете начинать строить яхту . Если же у
вас квартира на третьем этаже и пока
отсутствуют инструменты - верным
решением будет построить что-то вроде
скифа или легкого каноэ.
Не надо бояться того , что с постройкой
не все будет гладко . Первая ваша лодка
может и не оказаться верхом
совершенства , но вполне может
статься , что к вашему большому
удивлению она доставит необыкновенное удовольствие. Если
только вы сами не забросите это дело ,
ничто не может вам помешать построить
хорошую годную для плаваний лодку . Все
ошибки поправимы и не могут погубить
лодку , если только вашей целью не
является абсолютное совершенство.
Остерегайтесь того , что с
первого же раза возьметесь за проект ,
который окажется вам не по силам. Лодок
, которые начали строить и бросили -
гораздо больше чем тех , которые
плохо , но все же завершили . Простая
гребная лодка принесет много пользы и
доставит массу удовольствия , в то
время как заброшенная 12-метровая яхта с
пышными обводами будет тяжким бременем
.
Главная причина , почему люди строят
лодки - потому что им нравится сам
процесс . Если вас это не привлекает -
не надо делать над собой насилия.
Не надо начинать постройку , когда
единственной целью является
сэкономить деньги. Если вы хотите как
можно скорее оказаться на воде и при
этом сэкономить деньги , поищите вокруг
и купите хорошую подержанную лодку ,
они часто стОят меньше , чем одни
материалы для постройки такой же новой.
И несомненно это будет дешевле , если
для вас время - деньги . Если же у вас
масса свободного времени , то самое
лучшее , на что его можно употребить
- это построить лодку.
Не надо бояться того ,
что у отсутствуют необходимые
навыки . Перед каждым новым этапом
сядьте и хорошо продумайте , как это
будет сделано и затем беритесь за
инструмент .
Если не выходит , пробуйте еще и еще ,
пока не получится как надо. Затем
переходите дальше. Не пытайтесь
следовать какому-либо графику
постройки . Не экономьте на материалах
и инструментах . Несколько отличных
инструментов , которые точно отвечают
данной задаче , гораздо полезней ящика ,
забитого горой дешевых и ненужных.
Если требуется повысить свою
квалификацию , то начните с такого
проекта , от которого можно
гарантированно ожидать ее роста по
мере продвижения . Есть хорошие проекты
под любой уровень и для любых целей .
Есть 3,5 - метровые швертботики , для
постройки которых нужен многолетний
опыт , и есть 10-метровые крейсерские
яхты , рассчитанные на нулевой уровень
подготовки строителя.
Внешний вид вашей лодки должен
соответствовать вашим запросам.
Некоторые строят настоящие
произведения искусства , являющиеся
верхом совершенства . Если ваша цель
именно такова , тогда - вперед . С другой
стороны , можно вложить гораздо меньшее
количество труда и времени и
получить очень приличную лодку ,
которая будет отвечать всем
требованиям и вызывать всеобщее
восхищение . Если лодка нужна для
работы , тогда лучшим вариантом отделки
будет просто ее покрасить , потому что
красное дерево под лаком будет на ней
смотреться совершенно нелепо .
Не надо пытаться
укладываться в график , иначе может
сложиться ощущение , что проект не по
вашим силам и средствам. Подождите ,
пока все само сложится. Это делается
ради удовольствия , а не для
гарантированного разочарования. И если
у вас достаточно времени , средств и
есть где строить , тогда - начинайте .
Если вы мечтаете о крейсерской яхте ,
можно начать с постройки тузика - он в
дальнейшем пригодится и на яхте.
Размышляя , я пришел к такому выводу .
Сначала вы строите лодку длиной 2,5 м с
плоским днищем , затем 3,5-метровый
швертбот , следом лодку около 5 метров ,
потом 6 метров и только потом -
крейсерскую яхту. Все это вместе взятое
может потребовать меньше времени , чем
когда вы сразу начнете с постройки
крейсерской . При этом вы многому
научитесь , меньше будете рисковать ,
иметь меньше разочарований , лучшее
качество и у вас будет несколько лодок
на все случаи.
"Не бойтесь браться за трудный
проект . При условии определенных
навыков работы с древесиной и изрядной
доли терпения любитель может построить
очень сложный проект . Из этих двух
условий главным является терпение.
Постройка деревянного судна
традиционной конструкции сама по себе
приносит удовольствие". - Пэт Форд
Зачем строить ?
Для этого есть два хороших
повода . Первый , который в той или иной
степени должен обязательно присутствовать
- это то , что процесс постройки приносит
радость независимо от всех прочих условий .
А второй повод - если вам нужна именно такая
лодка и никаким другим способом ее не
получить .
Если у вас есть желание строить , вы это
поймете сами и в убеждениях не
нуждаетесь . Но перед принятием решения
перечитайте еще раз первую часть - "Стоит
ли строить ?"
Если вы не в восторге от процесса постройки
, стоит поискать , что можно найти из
подержанного или нового . Часто это бывает
не так дорого , в особенности в отношении
очень больших лодок . И в любом случае это
будет быстрее. Если вы проживаете в
местности у воды , где это дело развито ,
стоит походить в округе . Там всегда есть
приличные лодки . Почитайте рекламу в
соответствующей прессе .
Иногда постройка своими
силами представляет собой единственный
способ заполучить конкретную лодку . Либо
ее просто не купить ни новой , ни
подержанной , либо цена ее вам не по карману
. В любом из этих случаев вы можете
построить в точности что вам нужно или
нечто похожее , возможно , за счет
упрощенных методов постройки .
Строя лодку своими руками , вы не всегда
экономите деньги . Одни только материалы
для новой лодки могут превысить стоимость
хорошей подержанной сходных параметров .
Имеется огромное количество лодок в
приличном состоянии . Если идея о постройке
вас не очень привлекает , стоит хорошо
подумать , прежде чем ввязываться в дело
. Но если у вас имеется возможность
дешево доставать материалы или же вы
обладаете солидным терпением , тогда
постройка хорошей лодки вам обойдется
недорого .
Некоторые из последних
проектов лодок небольших размером ,
особенно с применением фанеры , могут
быть выполнены за сравнительно небольшие
деньги и в короткие сроки .
И наконец , могут быть особые причины
строить самому - это может быть семейным
проектом или постройка группой товарищей .
Лодка модет строиться и как подарок кому-либо
, т.к. в этом случае она обладает особой
ценностью как сделанная вашими руками .
Людям , которые строят лодки , близки
такие тонкости .
Почему дерево ?
С деревом приятно работать .
Большинство остальных материалов (если не все)
неприятны . И если лодка строится с расчетом
получения удовольствия от самого процесса ,
дерево будет правильным выбором.
Проектов , которые рассчитаны на постройку
из древесины , намного больше , чем для
любых других материалов.
Все классические проекты подразумевают
дерево . Это проекты , проверенные временем .
При их проектировании учитывались все
достоинства , что дает этот материал .
Возможна их постройка и из других
материалов , но это не всегда стоит
затраченных при этом усилий .
Гибкость древесины позволяет построить
судно с красивыми обводами .
Древесина - превосходный судостроительный
материал , что касается отношения прочности
к весу . Хорошее судно может быть построено
с применением простейших инструментов .
Деревянные лодки радуют глаз и приятны на
ощупь . Изготовленные из других материалов
требуют дополнительных усилий для придания
им внешнего вида .
Главными препятствиями использования
древесины являются ее высокая стоимость и
трудность найти ее соответствующего качества.
Если бы она была в изобилии , недорогая и
хорошего качества , все прочие методы
постройки стали бы еще менее
привлекательны , чем они есть сейчас .
Что бы вы выбрали - строгать ручным рубанком
гладкую доску из ароматно пахнущего кедра
или мешать в банке нечто липкое ?
Другое препятствие применения древесины -
она требует ухода . Но если вы собрались
строить лодку , то несомненно , уход за ней
вас не отпугнет . Если же мысль о таких
непрерывных заботах вас отталкивает , тогда
лучше вам вообще отказаться от идеи
постройки .
Как правило , если лодка строится для целей
досуга , дерево будет правильным выбором.
"Представим себе
идеальный материал . Во-первых , он
должен легко обрабатываться. Хотелось
бы , чтобы он хорошо клеился и в него
хорошо входил крепеж . Он должен легко
гнуться и не терять при этом прочность .
Он должен иметь приличный внешний вид и
(в мечтах) приятный запах . Верьте мне
или нет , но существует материал , в
котором присутствует все это . И это не
продукт человеческих рук - это дерево !
" - Джордж Бюлер
Почему не дерево ?
Есть веские доводы для
постройки судов из других материалов . Если
вы только начинаете и не в курсе этого , тогда вам
и не стоит об этом
волноваться .
В своем большинстве современные материалы
обладают прочностью либо какими другими
свойствами , которыми древесина не обладает
или же они применяются для получения таких
обводов , которые нельзя получить ,
используя древесину (хотя на самом деле
современные технологии в судостроении
позволяют получить практически любые формы).
При преследовании определенных целей ,
суда , построенные из современных
материалов будут по некоторым параметрам
превосходить ближайший деревянный
эквивалент . Никто больше не будет строить
деревянную яхту для гонки на Кубок Америки .
(Однако мне еще не доводилось услышать ,
чтобы абсолютно новая деревянная яхта
переломилась пополам и затонула в течение
двух минут на спокойной воде !)
Настоящие современные судостроительные
материалы не по силам при самостоятельной
постройке . К примеру , если вы задумали
спуск по порогам , вам скорее всего
будет достаточно прочности
пластмассового каноэ . Но в любом
случае сделать его самому нереально и
мы возвращаемся туда , откуда начали
.
Стеклопластику доступны любые формы . Его
популярность в серийном производстве
обусловлена тем , что он позволяет
изготовить много экземпляров одной и той же
лодки , используя одну матрицу . Также он не
гниет при отсутствии ухода . Но это не тот
материал , из которого стоит строить одну
лодку своими силами .
Сталь , алюминий и фанера по степени
гибкости близки к древесине и некоторые
остроскулые суда , спроектированные под
дерево , могут быть изготовлены из этих
материалов . Металл в основном применяется
для постройки больших круизных судов , в то
время как фанера находит применение как в
больших так и малых корпусах . Сталь , скорее
всего , является наиболее дешевым и простым
материалом , из которого можно построить
лодку круизного типа . Однако работа с ней
малоприятна. С алюминием
работать не сложнее чем со сталью . Если вы
задумали достаточно большую лодку , чтобы
строить ее из металла , учтите , что и постройка ее из дерева потребует иных
методов строительства , с которыми вы ,
возможно , ранее не сталкивались .
Фанера может служить заменой древесине в
некоторых проектах с клинкерной обшивкой ,
где клей замещает медные гвозди . Этот метод
довольно прост и для него имеются
проверенные временем проекты с применением
современных эпоксидных смол . В результате
получается прочный долговечный и легкий
для своего размера корпус . Это вполне по
силам любителю , хотя и не относится к
проектам выходного дня. Такие корпуса
обладают классическими обводами и имеют
преимущества перед традиционной
клинкерной обшивкой .
Почему по классическому проекту ?
Классические проекты
зарекомендовали себя за многие годы их
эксплуатации , их качество испытано во всевозможных
ситуациях , для которых они и
предназначены .
Есть классические проекты практически
для любых целей. Они являют собой
сравнительно простой способ постройки
отличной лодки . Это обычно рабочие
лодки , которые строили и которыми
пользовались люди , не располагавшие
лишними деньгами и лишним временем . Такие лодки
красивы внешне , они
мореходны и долговечны. У них есть свой
стиль , грация и они вносят
разнообразие в мир лодок.
Испытанием для лодки
всегда были , есть и будут погода , ветер и волны .
Классические
проекты для противостояния этим
воздействиям обладают проверенными
решениями на основе традиционных
материалов .
Существует большое количество
современных проектов , которые не хуже
старых классических . Однако нет
никаких причин отвергать традиционные
обводы только по той причине , что
они из прошлого . Автомобиль образца 1914
года мало пригоден для своих целей в
наши дни , но лодки , спроектированные в
том же 1914 , строятся до сих пор и
пользуются заслуженным успехом .
Не всякий классический
проект пригоден на все случаи жизни .
Корабли викингов прекрасны , но для
северной Атлантике непригодны . Однако существуют и проекты для любой
ситуации .
Стоимость
"Многие считают , что
стоимость лодки прямо зависит от ее длины .
Нет ничего более ошибочного. Разница в
стоимости 16-футовой дори и 16-футовой лодки
проекта Herreshoff будет составлять сотни
процентов . Даже для лодок одного типа
увеличение длины вдвое вызовет повышение
стоимости вшестеро ... подход по весу будет
более точным , но и тут могут быть ошибки .
Изготовленная нами Haven 12 1/2 стоит
примерно $14.30/фунт (1 фунт=0.455 кг) , тогда как Red Head - $12.12 ,
несмотря на более высокий уровень
удобств на ее борту. ... доля трудозатрат в
стоимости завершенной яхты Red Head составляет
60%. " - Из статьи "Red Head с точки зрения ее
постройщика" , Даг Хилан , журнал WoodenBoat
, Март 1995 .
Red Head имеет длину около 8,5 м и ширину 1,80 м .
Без учета стоимости работы материалы для ее
постройки стоили $5/фунт . Для некоторых
построенных на заказ лодок это нормально .
еще...
Один из участников конференции rec.boats.building
сообщил , что он строит круизную яхту
водоизмещением 47.000 (сорок семь тысяч)
фунтов и по деньгам она выходит примерно $1
за фунт . Доля стоимости корпуса
сравнительно невелика и настоящие
расходы начнутся тогда , когда дело дойдет
до внутреннего и палубного оборудования
.
и еще ...
Сэм Дэвлин оценивает стоимость лодок на
базе его проектов (фанера , скрепки ,
стеклоткань) от $3 до $6 за фунт - "и более"
.
Цитаты
"Удовольствие , получаемое от лодки ,
находится обычно в обратной пропорции к ее
размерам". - Гарри Брайэн , журнал WoodenBoat
126. 1995
"Рабочие лодки конструировались
методом проб и ошибок в течение
длительного периода времени с целью
достижения ими необходимых качеств с
ограничениями по стоимости и
доступности материалов . Надо
учитывать , что рабочие лодки не
бросались в воде , когда штормило ,
шел дождь или снег . Их всегда
вытаскивали из воды , потому что от них
зависела жизнь хозяина . Поэтому эти
парусные лодки стоят того , чтобы
их попробовали и сегодня , когда
стандартизация яхт породила такую
массу неудобств пользования ими , а
яхтенные стандарты в отношении
конструкции корпуса , отделки ,
такелажа и оснастки становятся не по
карману большинству владельцев малых
яхт . " - Ховард Чаппелл , 1951.
"Учтите , что если вы начитаетесь
журналов WoodenBoat и у вас имеется
склонность делать что-либо своими
руками , а также если ваша семейная
"половина" будет хотя бы немного
поддерживать вас - вы можете построить
лодку . Последствия у этого будут
непредсказуемы ." Уэйн Ангевин
"Я строю лодки . Небольшие и безо
всяких претензий , простые скромные
лодки , для постройки которых нужно три
или четыре листа фанеры и немного места
. Меня они совершенно устраивают - они
плавают , ходят под парусом , вызывают
восхищение (пускай скромное) и радость . "
Мне нравится вечерами поработать с
деревом и на самом деле я провожу
больше времени за постройкой , чем на
воде . Но еще больше времени я провожу в
мечтах . На свете есть столько лодок , и
так мало времени ... Мне нравится этот
мир , полный дерева и инструментов и
каждый новый проект кажется лучше
предыдущего , несмотря на то , что это
всего лишь еще один из вариантов
классической формы древесины ,
старой как мир , рассекающей водную
поверхность . Что-то старое порождает
на свет новое ." - Кельвин Дэйм ,
журнал "Messing About In Boats" , Сентябрь
1995.
"...постройка деревянного судна
доставляет большей частью
удовольствие - классический корпус
строится традиционным способом - доски
обшивки , медные гвозди , бронзовые
вещи , трехпрядные троса , аромат
кедровой обшивки , запахи скипидара ,
олифы и морской краски ..." журнал Wooden
Boat , декабрь 1996
"Желание построить лодку ...
возникает как маленькая тучка на
безоблачном небе . Наконец она
закрывает собой все небо , и вы
больше не в
состоянии думать о чем-то другом" -
Артур Рансом
|